Мастер класс "Фразеология"
материал по русскому языку на тему

Каптур Татьяна  Ивановна

   Образ рождается как отражение реальной действительности. Для тог, чтобы представить себе в виде образа явление действительности школьники должны во - первых опираться на знание этой действитель­ности, во – вторых прибегнуть к воображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс "Фразеология"119.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа №48 ОАО «РЖД»

Мастер-класс учителя начальных классов:

Каптур Татьяны Ивановны.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку.
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!

Мастер-класс  «ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

 - Дорогие  друзья! Я вижу, вы встали ни свет ни заря, примчались сюда сломя голову, будете слушать меня, держать ушки на макушке. Работать будете засучив рукава. Не будете бить баклуши.

Мы порой не сообразим ,  Слайд.

Отчего так говорим,

Почему в ситуациях разных

Произносим нелепые фразы.

Иностранцы их вряд ли поймут,

Коль дословно переведут.

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся.

I.Постановка проблемы. Внимание на экран.

Слайд 1

-Почему внучка рассмеялась? Почему девочка не поняла дедушку? - В чём же нам сегодня предстоит разобраться?

Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами.

Идиомы – это фразы,

Смысл, которых между строк.

Вы поймёте это сразу,

Если варит котелок.

Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Давайте поразмышляем над этими вопросами. (Слушателям предоставляется слово для рассуждений)

II.Определение  задач. Постановка целей. Слайд.

-И я сегодня приглашаю вас на урок развития речи в начальную школу.  

-Какие цели поставим для себя?(узнаем….,будем учиться…..)

- формировать речевые умения, обогащать свою речь.

- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, самостоятельно добывать знания.

- прививать любовь к русскому слову, развивать устную и письменную речь учащихся.

Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую  работу.

III.Выявление источников информации.

- Я предлагаю составить кластер «Откуда берутся фразеологизмы», а вы мне в этом поможете, хорошо? СЛАЙД

          Итак, всем вам знакомы такие выражения «сматывать удочки», «намылить шею». Как вы думаете, они являются исконно русскими или заимствованы из других языков? (Они являются исконно русскими и пришли из разговорной речи)

          А как проникла в нашу речь «ворона в павлиньих перьях», «голый король»? Эти и многие другие фразеологизмы пришли из литературных произведений.

           Представители какой профессии умеют «сгущать краски»? А кому лучше всех удаётся «ход конём»? А кто любит «приводить всё к общему знаменателю»?  Кто меряет всё «на свой аршин?» Следовательно, эти фразеологизмы пришли к нам из разных профессий.

          Нетрудно догадаться, откуда взялась «нить Ариадны», «Авгиевы конюшни», Дамоклов меч», и, куда уж от него деваться, Ахиллес (Ахилл) со своей пятой! Конечно, из…мифологии!

          Мы бережём чистоту родного языка «как зеницу ока», даже если про нас думают, что мы «не от мира сего». Откуда же эти фразеологизмы? (Из старославянского или церковнославянского  языка)

          Иногда после перемены создаётся ощущение, что здесь «Мамай прошёл». А порой нам приходится «перейти Рубикон» и «бросить жребий». (Эти фразеологизмы пришли из истории)

          И, наконец, не все мы любим «жёлтую прессу» и «газетных уток». (Эти выражения пришли из публицистической речи)

          Кластер готов. Этот приём позволяет охватить большой объём информации, может быть использован как на стадии вызова для систематизации информации, так и на всех этапах урока.

IV. Распределение по группам. Получение заданий.

-Я предлагаю вам поработать в группах. Выберите группу в которой вы хотели бы поработать (художники, писатели и исследователи-искатели). 

Карточки с картинками – кисть и краски, книга и ручка, лупа и глобус.

-Каждая группа получает своё задание и после того, как вы распределитесь в группе кто что делает, начнёте работать.

-Как вы думаете, что будет делать каждая группа?

Художники – ваша задача создать иллюстрированный словарь тех фразеологизмов, которые я вам дам.

«вставлять палки в колеса»

 «как кот наплакал»

 «как снег на голову»

«вешать лапшу на уши»

 «делать из мухи слона» «лететь стрелой»      

«держать   в ежовых рукавицах»

«глаза разбежались»

Писатели-ваша задача написать сочинение на тему «Школьная жизнь»,  в котором вы используете следующие фразеологизмы    

 внести и свою лепту, делили шкуру не убитого медведя , отложили дело в долгий ящик, водить аудиторию за нос, разводить на бобах,  язык проглотил,  сел в лужу. попали впросак.

И наконец, третья группа - «Исследователи»,  используя интернет источник и словари находите фразеологизмы, делаете мини-презентацию значения слов:  «говорить» и «слушать».

 Значение «говорить, сплетничать»:

Давать волю языку, заливаться соловьём, базарная баба, бесструнная балалайка, играть в загадки, сквозь зубы, чесать языком, владеть даром слова, навешать собак на шею, вертеть вола, болтать языком, боек на язык, длинный язык, острый язычок, язык без костей, каша во рту, язык заплетается, язык плохо подвешен, язык хорошо подвешен, за словом в карман не лазит, язык чешется, лить колокола, надувать в уши, нести ахинею, нести чушь, в нос, под нос, обливать грязью, остёр на язык, перемывать косточки, бобы разводить, разводить антимонии, разводить тары – бары, распускать язык, как ножом отрезал;

Значение «слушать»:

во все уши, превращаться в слух, развесить уши;

-На всё у вас только 5-7 минут. После этого пройдёт, зашита ваших проектов.

V.Критерии оценивания.

-В конце нашего занятия вы себя будете оценивать.  Оценочные листы.

VII.Выполнение работы в группах.

VIII.Задание для жюри.

IХ. Защита проектов. Оценивание.

Х. Итог занятия. Презентация  учителя.

Любимый фразеологизм         

А в заключение позвольте взять у вас интервью Слайд.

- Назовите любимый фразеологизм учителей…– ни свет ни заря.

- Как вы думаете, что ответят ученики? – как с гуся вода.

- А что думают по этому поводу родители? – зарубить на носу

СПАСИБО!

ХI.  Д/з: творческого характера на выбор

-Какие можно дать задания?

ХII.Рефлексия.

Последний слайд в презентации:

            Уважаемые коллеги, друзья! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали  не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, а засучили рукава и завершили работу! Я призываю вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните меня добрым словом!

Спасибо за внимание!

Работа с жюри.

-Давайте вспомним, какие бывают фразеологизмы. У вас есть карточки с фразеологизмами, я буду называть  фразеологические сочетания, а ваша задача отвечать мне синонимами .

1) хоть пруд пруди                                                                      1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд                                                                     2) в двух шагах

3) как снег на голову                                                                   3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо                                                                      4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать                                                                            5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут                                                                       6) ни то ни сё

7) с пустыми руками                                                                   7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице                                                                 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления                                                9) как мел  

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство

8) несолоно хлебавши

9) как мел  

Водить за нос………………………………………………………………………………………………………

Волосы дыбом………………………………………………………………………………………………………

Вот где собака зарыта!………………………………………………………………………………………………………

Белены объесться………………………………………………………………………………………………………

Дело в шляпе………………………………………………………………………………………………………

Зарубить на носу………………………………………………………………………………………………………

Горе луковое………………………………………………………………………………………………………

Дым коромыслом………………………………………………………………………………………………………

Медвежья услуга……………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...