Открытый урок русского языка 2 класс «Учимся применять орфографические правила»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок русского языка 2 класс «Учимся применять орфографические правила» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка 2 класс «Учимся применять орфографические правила»

Подготовила:  Хрипунова О.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории, Петровск, 2017

Тип урока: урок - тренинг.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Цель: создание условий для формирования умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, парные и непроизносимые согласные, правильно проверять слова.

Предметные УУД: повторить изученные правила правописания, показать знания и умения в ходе орфографического тренинга.

Познавательные УУД: общеучебные – работают с информацией, представленной в форме   алгоритма; сравнивают алгоритмы; логические – различают произношение и написание слов, анализируют слова, умеют находить и исправлять ошибки.

Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке и составляют план; действуют по плану; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные УУД: строят устное высказывание на заданную тему, комментируют ответы других учащихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные УУД: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; опорные схемы «Безударные гласные в корне, непроверяемые ударением» и «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные», таблички- эталоны для самопроверки самостоятельной работы.

Каждому: ученические столы двухместные  с комплектом стульев, учебники: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч. 2 / [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С.В. Иванова] – М.: Вентана-Граф, 2016; рабочие тетради: Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2016; обычные тетради в узкую линейку, ручки, простые карандаши, резинки, карточки для дифференцированной работы.

Для парной работы:  карточки для распределительной работы со словами, содержащими орфограммы «Парные согласные в корне слова» и «Непроизносимые согласные в корне слова»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I.  Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

  Напоминаю о важных словах.

     «Три вещи никогда не возвращаются обратно - время, возможность, слово.»  Поэтому не будем терять времени, не упустим возможности сегодня на уроке получить новые знания, показать   гостям, что мы уже умеем, и будем выбирать самые точные слова, чтобы выразить свои мысли.

 Дети произносят хором

ЧИТAТЬ – ВДУМЧИВO

ПИСAТЬ – ГРАМОТНO

СЛУШAТЬ – ВНИМАТЕЛЬНO

ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО

Личностные: самоопределение:

как работать  

коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

- Рассмотрите слова на доске. В чём их особенность? ( Пропущенные буквы)

- Почему пропущены буквы?                        (Сомнительное написание)

- Как называется  «опасное место» в слове? (орфограмма)

- Что нужно сделать для правильной записи слов? (Вспомнить правило)

- Кто сможет определить тему урока?

- Какие цели поставим перед собой?

(Уметь находить орфограммы в словах; правильно подбирать проверочные слова)

   

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.                                                   На доске слова:                                        Де.,  с.стра, .тец,     радо. ный

Пропущенные буквы

  Сомнительное написание

Орфограмма

Вспомнить правило

Учимся применять орфографические правила)

Уметь находить орфограммы в словах;

правильно подбирать проверочные слова

1 ученик у доски вставляет буквы.  Самооценка

Класс оценивает сигналом.

Регулятивные: целеполагание;

- умение прогнозировать предстоящую

 работу;

- умение оценивать учебные действия

 в соответствии с поставленной задачей;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение –

 формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Обобщение и систематизация предметных знаний, закрепление.

Физминутка

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

- Выберите способ проверки   написанных слов. Найди нужный алгоритм.

- Как ещё мы называем такие слова?  

              Физминутка

 Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные.

На доске опорные схемы.

1.    Парные   согласные в корне слова. Как будем проверять?

1- выделяем корень

2- находим «опасный» парный согласный

3- подбираем проверочное слово с гласным после парного согласного

2.    Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Как будем проверять?

 1 – ставим ударение,

 2 – выделяем корень,

3 –   находим  «опасный» безударный гласный в корне

4- подбираем проверочное слово с ударным гласным в корне.


3.    Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением. Как будем проверять?

1 – ставим ударение,

 2 – выделяем корень,

3 –  находим «опасный» безударный гласный в корне

4- Вспомним, как пишется (см. словарь)

 
4.  Непроизносимые согласные. Как будем проверять?

1-  услышим[ с н ] и [ з н ]

2- подбираем проверочное слово  

3 - Он не всегда там есть! 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ

объекта с целью выделения признаков.

 речевые средства для дискуссии и

аргументации своей позиции.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Словарная работа.

 

Работа с  парн. и непроизн. согл.

Организует учащихся для решения проблемной ситуации

-Кто забыл, ваши помощники на доске ( опорные схемы).

 ПРТ с.40 упр.№1

-Прочитай задание.

-  Какая здесь орфограмма? Какая схема поможет?

- Выполняем. (3 столбика)

-У вас на столе лежит  карточка со словами (Грустный, мороз, гараж, честный, звездный,  гриб)

- Подумайте вместе соседом по парте, на какие две группы по наличию орфограмм можно разделить эти слова? - Запишите  слова в тетрадь в 2 столбика.  Подчеркните опасные места, устно подберите проверочное слово.

1) На какие две группы поделили слова? (Парный согласный в корне  слова, непроизносимый согласный)

2)  Какие схемы использовали?

- Какая орфограмма в словах упр.№5?

-Выполните по вариантам.(1и2 столбики)

Физминутка для глаз

Составляют план достижения цели: находят и проверяют орфограммы в словах;

вспоминают способы проверки орфограмм.

 

3 учащихся читают ответы, класс оценивает сигналом.

Самопроверка и самооценка (карандашом на полях)

 

 

 Грустный,  честный, звездный

 Гриб, мороз, гараж

Парный согласный в корне  слова, непроизносимый согласный

 Фронт.проверка и самооценка (карандашом на полях)

       

                                                       Непроизносимая согласная

Взаимопроверка и оценка на полях.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование, контроль,

коррекция;

познавательные – логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,

обоснование ответа, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

умение осознанно и произвольно строить

речевое высказывание,

 рефлексия способов и условий действия; 

коммуникативные – инициативное

 сотрудничество в поиске и выборе

информации;

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание

 в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать

Личностные:

- проявление творческого отношения

к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дифференцированная работа

РЕЗЕРВ УПР.№8.С.43

Устанавливает осознанность выполнения заданий.

Красные карточки.

Найди ошибки. Исправь.

Кончилась халодная зима, ноступила весна. Диревья пакрылись молодыми листочками.

Зеленые карточки.

Вставь  пропущенную букву, запиши проверочное слово

д_.вятка - ____________

сне… - _______________

п…сьмо - _______________

Желтые карточки.

В скобках выбери и подчеркни проверочное слово к первому слову. Вставь безударную гласную.

Скр.пучий – (скрип, скрепка)

Уд.вительно - (дева, диво)

Гр.за - (гроздь, грозный)

Решают типовые задания с  использованием алгоритма.

Самостоятельная работают. Осуществляют самопроверку.

На доске таблички для самопроверки:

Холодная, наступила, деревья, покрылись

Девятка, снег, письмо

Скрипучий, удивительно, гроза

Самопроверка и самооценка (карандашом на полях)

Познавательные:

- умение извлекать информацию из схем,

иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

VI. Итог

-Какая была тема урока?  

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

- С какими орфограммами мы сегодня работали?  

   

Учимся применять орфографические правила

Уметь находить в словах орфограммы. Правильно подбирать проверочные слова.)

Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением,  парные и непроизносимые согласные

VII.Рефлексия учебной деятельности.

Оценивание учащихся

Организует рефлексию.

— Продолжи предложения:

Сегодня я повторил(а)…

— Мне было понятно…

— Мне было трудно…

 -Посмотрите на свои оценки. Покажите на пальцах, каких оценок больше.

-Покажи сигнал оценки своей работы:

Красный- работал самостоятельно, быстро, правильно

Синий- правильно, но с помощью других

Жёлтый- правильно, но медленно

Зелёный- быстро, но с ошибками

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.  

 

 

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

VI. Домашнее  задание

 — Я предлагаю вам на выбор одно из упражнений:

1. РТ-2 с. 47-48 упр. 3.(записать проверочные слова)

2. РТ-2 с. 48 упр. 4.(найти слова с орфограммами)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с эталоном

Регулятивные: контроль, коррекция,

выделение и осознание того, что уж усвоено

 и что ещё подлежит усвоению, осознание

 качества и уровня усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка( конспект+ презентация)  по программе "Начальная школа XXI века", 2 класс. Орфографический тренинг  безошибочного написания слов с безударными гласными в корне слов, парн...

Урок русского языка "Учимся применять орфографические правила" (2 класс)

Урок  русского языка "Учимся применять орфографические правила" (УМК "Начальная школа 21 век)...

Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"

Урок русского языка во 2 классе "Учимся применять орфографические правила"...

Урок русского языка во 2 «г» классе. Программа « Начальная школа XXI века».Тема: «Значение фразеологизмов. Учимся применять орфографические правила».

Урок нацелен на формирование у учащихся представлений о фразеологизме как  единице языка,     особенностях его строения и употребления в речи;отработку умений решать орфографи...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Учимся применять орфографические правила»

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»Тема: «Учимся применять  орфографические правила»...

Конспект проведения урока русского языка.Тема: «Учимся применять орфографические правила»

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цель: создать условия для формирования у учащихся умения применять на практике изученные орфографические правила и навыков правописания;Зада...