Справочный материал к урокам русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Нестерова Татьяна Владимировна

Справочный материал представляет из себя сжатое изложение основных орфограмм русского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_po_russkomu_yazyku.docx75.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема №1.

Звуки  и буквы

Буквы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

Буквы Ь и Ъ звуков не имеют.

Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Гласных звуков шесть: [ а], [ о] ,[ у], [ и], [ ы], [ э].

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука –

 [ й э], [ й о], [ й у], [ й а]:

  1. в начале слова;
  2. после Ь и Ъ знаков;
  3. после гласных букв.

Буквы а, о, у, ы, э показывают твёрдость предшествующих согласных.

Буквы я, ё, ю, и, е, ь показывают мягкость предшествующих согласных.

Согласных букв  - 21.

Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные

( р → [ р], [ р] ).

Звуки [ ж], [ ш],  [ц] не имеют пары по мягкости.

Звуки [ ч],  [ щ],  [ й] не имеют пары по твёрдости.

Согласные звуки могут быть глухими и звонкими.

Парные согласные:   б     д     ж     з     в     г  

                                    п     т     ш     с    ф     к

Непарные звонкие: й, л, м, н, р

Непарные глухие: х, ц, ч, щ

Тема №1.

Звуки  и буквы

Буквы пишем и видим, а звуки произносим и слышим.

Буквы Ь и Ъ звуков не имеют.

Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.

Гласных звуков шесть: [ а], [ о] ,[ у], [ и], [ ы], [ э].

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука –

 [ й э], [ й о], [ й у], [ йа]:

  1. в начале слова;
  2. после Ь и Ъ знаков;
  3. после гласных букв.

Буквы а, о, у, ы, э показывают твёрдость предшествующих согласных.

Буквы я, ё, ю, и, е, ь показывают мягкость предшествующих согласных.

Согласных букв  - 21.

Согласных звуков гораздо больше – 36, потому что в русском языке есть парные твёрдые и мягкие согласные

( р → [ р], [ р] ).

Звуки [ ж], [ ш],  [ц] не имеют пары по мягкости.

Звуки [ ч],  [ щ],  [ й] не имеют пары по твёрдости.

Согласные звуки могут быть глухими и звонкими.

Парные согласные:  б     д     ж     з     в    г  

                                    п    т     ш     с    ф    к

Непарные звонкие: й, л, м, н, р

Непарные глухие: х, ц, ч, щ

Тема №2.

Предложение

Предложение состоит из слов.

Предложение выражает законченную мысль.

По цели высказывания предложение может быть:

1) повествовательным (содержит рассказ, повествование);

2) вопросительным (содержит вопрос);

3) побудительным (содержит приказ или просьбу).

По интонации предложение может быть:

1) восклицательным (выражает сильное чувство – в конце ставится  ! – восклицательный знак );

2) невосклицательным.

С восклицательной интонацией могут произноситься и повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения.

Например:

Какая прекрасная погода! (по цели высказывания  – повествовательное, по интонации - восклицательное).

Сколько ты съел мороженого?! (по цели высказывания – вопросительное, по интонации - восклицательное).

Вымой посуду. (по цели высказывания – побудитель-ное, по интонации - невосклицательное).

Тема №2.

Предложение

Предложение состоит из слов.

Предложение выражает законченную мысль.

По цели высказывания предложение может быть:

1) повествовательным (содержит рассказ, повествование);

2) вопросительным (содержит вопрос);

3) побудительным (содержит приказ или просьбу).

По интонации предложение может быть:

1) восклицательным (выражает сильное чувство – в конце ставится  ! – восклицательный знак );

2) невосклицательным.

С восклицательной интонацией могут произноситься и повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения.

Например:

Какая прекрасная погода! (по цели высказывания  – повествовательное, по интонации - восклицательное).

Сколько ты съел мороженого?! (по цели высказывания – вопросительное, по интонации - восклицательное).

Вымой посуду. (по цели высказывания – побудитель-

ное, по интонации - невосклицательное).

Тема №4.

Окончание

Окончание – это изменяемая часть слов.

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

                              Имя сущ.:

                        ( кто?  что?) дом □        ед.ч.   -           мн.ч.

               нет  (кого? чего?) дома        дом        дома

             рад  (кому? чему?) дому        река        реки

              вижу (кого? что?) дом

        любуюсь (кем? чем?) домом

     говорю (о ком? о чём?) о доме

Имя прил.

 

(он) большой

(она) большая

(оно) большое

(они) большие

Глагол. 

(я) рисую

(ты) рисуешь

(он) рисует

(мы) рисуем

(вы) рисуете

(они) рисуют

                                                           

                                           

                

                      

Тема №4

Окончание

Окончание – это изменяемая часть слов.

Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

                              Имя сущ.:

                       ( кто?  что?) дом □        ед.ч.   -           мн.ч.

               нет (кого? чего?) дома        дом        дома

              рад (кому? чему?) дому        река        реки

              вижу (кого? что?) дом

        любуюсь (кем? чем?) домом

     говорю (о ком? о чём?) о доме

Имя прил.

 

(он) большой

(она) большая

(оно) большое

(они) большие

Глагол. 

(я) рисую

(ты) рисуешь

(он) рисует

(мы) рисуем

(вы) рисуете

(они) рисуют

Тема №5.

Корень слова

Корень  – это общая часть родственных слов.

Это главная часть слова.

Родственные слова:

1) близки по значению;

2) имеют общую часть – корень.

Надо различать родственные слова и форму одного и тоже слова:

формы слова 

сад     -     сады

сада

саду

садом

о саде

родственные слова

сад

садик

посадка

садовник

садовый

посадить

высадить

пересадить

                                               

                                           

 

Тема №5.

Корень слова

Корень  – это общая часть родственных слов.

Это главная часть слова.

Родственные слова:

1) близки по значению;

2) имеют общую часть – корень.

Надо различать родственные слова и форму одного и тоже слова:

формы слова 

сад     -     сады

сада

саду

садом

о саде

родственные слова

сад

садик

посадка

садовник

садовый

посадить

высадить

пересадить

Тема №6.

Безударные гласные в             слова.

Безударные гласные а, о, и, е, я в              слова надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы проверяемый гласный  оказался под ударением.

Золотой – (золото, позолота)

Как найти в слове орфограмму «безударная гласная в корне слова»?

1) Найдите корень слова. Для этого подберите родственные слова.

2) Поставьте ударение.

3) Если в корне слова есть безударный гласный -  проверьте, ставя  «сомнительный» гласный под ударение.

в  и  сна  -  вёсны - весна

                                               

                                           

 

Тема №6.

Безударные гласные в             слова.

Безударные гласные а, о, и, е, я в              слова надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы проверяемый гласный  оказался под ударением.

Золотой – (золото, позолота)

Как найти в слове орфограмму «безударная гласная в корне слова»?

1) Найдите корень слова. Для этого подберите родственные слова.

2) Поставьте ударение.

3) Если в корне слова есть безударный гласный -  проверьте, ставя  «сомнительный» гласный под ударение.

в  и   сна  -  вёсны - весна

Тема №7.

       Парные согласные в               слова.

Парные согласные   б   в   г  д   ж   з  

                               п  ф  к  т   ш   с

в конце              надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук или звонкий согласный.  

 

         са[т] - сады→ сад

           гла[с] – глазнойглаз

       

Если после парного согласного стоит глухой согласный, то это – орфограмма. Проверяем также.

    гла[с] ки -  глаза → глазки

    ро[п]кий  - робок робкий 

Тема №7.

       Парные согласные в               слова.

Парные согласные   б   в   г  д   ж   з  

                               п  ф  к  т   ш   с

в конце              надо проверять. Для этого изменяем слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук или звонкий согласный.

 

         са[т] - сады→ сад

           гла[с] – глазнойглаз

Если после парного согласного стоит глухой согласный, то это – орфограмма. Проверяем также.

    гла[с] ки -  глаза → глазки

    ро[п]кий  - робок робкий 

Тема № 8.

                                 Суффикс -

       Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

       Чтобы найти суффикс, действуй так:

1) найди окончание (для этого измени форму слова);

2) найди корень (для этого подбери родственные слова);

3) часть между корнем и окончанием – суффикс.

Суффиксы

-онок- , -ёнок-    волчонок, котёнок

-ат-, -ят-    галчата, совята

-иц- , -их-   тигрица, зайчиха

-ан- , -ян-, -анин-, -янин-     россиянин, россияне

-ушк-, -юшк-   избушка, хозяюшка

-к-, -ок-, -ёк-, -чик-     шубка, лесок, стульчик 

-инк-, -ник-   слезинка, сапожник  

  -ик-, -ек-    листик,  комочек

-ичк-, -ишк-   лисичка, зайчишка

-еньк-    хорошенькая

-оват-, -еват-     горьковатый, синеватый

-ость-    щедрость, нежность

-н-     ночной, осенний

-ов-, -ев-, -ив-    меховой, дождевой, ленивый

-ист-     волнистый, футболист

-тель-, -арь-    писатель, пекарь

-ск-    январский, детский

-лив-, -чив-    пугливый, доверчивый

-б-, -ц-     просьба, деревце

-овн-, -евн-, –ович-, -евич-, -ич-, -инична-     Сергеевич, Петровна, Ильич, Ильинична

и другие суффиксы

Тема № 8

                                   Суффикс -

      Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

      Чтобы найти суффикс, действуй так:

1) найди окончание (для этого измени форму слова);

2) найди корень (для этого подбери родственные слова);

3) часть между корнем и окончанием – суффикс.

Суффиксы

-онок- , -ёнок-    волчонок, котёнок

-ат-, -ят-    галчата, совята

-иц- , -их-   тигрица, зайчиха

-ан- , -ян-, -анин-, -янин-     россиянин, россияне

-ушк-, -юшк-   избушка, хозяюшка

-к-, -ок-, -ёк-, -чик-     шубка, лесок, стульчик 

-инк-, -ник-   слезинка, сапожник  

  -ик-, -ек-    листик,  комочек

-ичк-, -ишк-   лисичка, зайчишка

-еньк-    хорошенькая

-оват-, -еват-     горьковатый, синеватый

-ость-    щедрость, нежность

-н-     ночной, осенний

-ов-, -ев-, -ив-    меховой, дождевой, ленивый

-ист-     волнистый, футболист

-тель-, -арь-    писатель, пекарь

-ск-    январский, детский

-лив-, -чив-    пугливый, доверчивый

-б-, -ц-    просьба, деревце

-овн-, -евн-. -ович-, -евич-, -ич-, -инична-     Сергеевич, Петровна, Ильич, Ильинична

и другие суффиксы

       

Тема №9.

  Непроизносимые согласные в, д, л, т в               слова.

       Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы проверяемый согласный слышался отчётливо.

ненас [?] ный – ненастен ненастный

со [?] нце – солнышко солнце

сер [?] це – сердечный сердце

Запомни следующие слова, в которых непроизносимая согласная пишется, но её нельзя проверить:

лестница, праздник, чувствовать.

ВНИМАНИЕ!

       В следующих словах непроизносимых согласных нет:

        вкусный – вкус

      интересный – интерес

      опасный – опасен

      прекрасный – прекрасен

      ужасный – ужасен

      чудесный – чудесен

      искусный – искусен

      участвовать

      чествовать

      яство

Тема №9.

  Непроизносимые согласные в, д, л, т в               слова.

         Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы проверяемый согласный слышался отчётливо.

ненас [?] ный – ненастен ненастный

со [?] нце – солнышко солнце

сер [?] це – сердечный сердце

Запомни следующие слова, в которых непроизносимая согласная пишется, но её нельзя проверить:

лестница, праздник, чувствовать.

ВНИМАНИЕ!

       В следующих словах непроизносимых согласных нет:

        вкусный – вкус

      интересный – интерес

      опасный – опасен

      прекрасный – прекрасен

      ужасный – ужасен

      чудесный – чудесен

      искусный – искусен

      участвовать

      чествовать

      яство

Тема №12

 

1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных – пишется после согласной на конце слова или между

    двумя согласными.

лось, зверь, бежать.

мальчик, зверьки, пеньки

2. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными  е, ё, и, ю, я  в корне слова или между корнем и окончанием.

 

 вьюга, вьюн, грильяж

жильё, платье, льют, бьёт, вьёт, пьют

3. Твёрдый разделительный знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными  е, ё, ю, я

взъерошенный, съёмка, предъюбилейный,

объяснение, разъяснение, въехать

Тема №12

 

1. Мягкий знак – показатель мягкости согласных – пишется после согласной на конце слова или между

    двумя согласными.

лось, зверь, бежать.

мальчик, зверьки, пеньки

2. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными  е, ё, и, ю, я  в корне слова или между корнем и окончанием.

 

 вьюга, вьюн, грильяж

жильё, платье, льют, бьёт, вьёт, пьют

3. Твёрдый разделительный знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными  е, ё, ю, я

взъерошенный, съёмка, предъюбилейный,

объяснение, разъяснение, въехать

Тема №10

Правописание суффиксов

Суффиксы   - ик-, - ек –

Если при изменении слова гласная  и не выпадает, то пишется суффикс – ик - .

ключ ? к нет ключика ключик

Если при изменении слова гласная  и  выпадает, то пишется суффикс  - ек - .

замоч ? к → нет замочка → замочек

Суффиксы – онок-, - ёнок –

После букв  ж, ш, ч пишется суффикс – онок -.

мышонок, бельчонок, ежонок

Суффикс ость всегда пишется  с буквы  о .

щедрость, вежливость, гибкость, ловкость

Под ударением пишется суффикс – ив - , без ударения пишется суффикс – ев –

правдивый, игривый                            волевой, боевой

В суффиксах – лив –, -  чив – всегда пишется буква  и

пугливый, доверчивый, вежливый, обидчивый 

Суффикс – н –

камень  +  н  = каменный

рано  +   н  =  ранний        

Тема №10

Правописание суффиксов

Суффиксы   - ик-, - ек –

Если при изменении слова гласная  и не выпадает, то пишется суффикс – ик - .

ключ ? к нет ключика ключик

Если при изменении слова гласная  и  выпадает, то пишется суффикс  - ек - .

замоч ? к → нет замочка → замочек

Суффиксы – онок-, - ёнок –

После букв  ж, ш, ч пишется суффикс – онок -.

мышонок, бельчонок, ежонок

Суффикс ость всегда пишется  с буквы  о .

щедрость, вежливость, гибкость, ловкость

Под ударением пишется суффикс – ив - , без ударения пишется суффикс – ев –

правдивый, игривый                            волевой, боевой

В суффиксах – лив –, -  чив – всегда пишется буква  и

пугливый, доверчивый, вежливый, обидчивый 

Суффикс – н –

камень  +  н  = каменный

рано  +  н  =  ранний

Тема №11.

Гласные и согласные в приставках

В приставках, оканчивающихся на з//с, пишется буква с, если корень начинается с глухого согласного, пишется буква з, если корень начинается со звонкого согласного или с гласного.

бесполезный, искусать, рассыпать

разрубить, безопасный, избитый

В русском языке есть только приставка  с . Приставки  з не бывает!

сделать, сбежать, спилить

Приставки с гласной  а

за, на, над, надо

Приставки с гласной  о

о, по, под, подо, про, со, от, ото, до, об, обо, во, взо, надо

Тема №11.

Гласные и согласные в приставках

В приставках, оканчивающихся на з//с, пишется буква с, если корень начинается с глухого согласного, пишется буква з, если корень начинается со звонкого согласного или с гласного.

бесполезный, искусать, рассыпать

разрубить, безопасный, избитый

В русском языке есть только приставка  с . Приставки  з не бывает!

сделать, сбежать, спилить

Приставки с гласной  а

за, на, над, надо

Приставки с гласной  о

о, по, под, подо, про, со, от, ото, до, об, обо, во, взо, надо

Тема №13.

Главные члены предложения

Главные члены предложения (грамматическая основа) – подлежащее и сказуемое.

          Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? что? 

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным, а также другими частям речи или сочетанием слов.

Начались каникулы.

Валя с Галей пошли в театр.

Они посмотрели интересный спектакль.

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, которое совершает подлежащее, его состояние. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? 

Сказуемое чаще всего выражено глаголом, а также именем существительным, именем прилагательным и краткой формой имени прилагательного.

Шторм кончился.

Наша бабушка – рукодельница.

Ночь звёздная.

Мальчик умён.

Тема №13.

Главные члены предложения

Главные члены предложения (грамматическая основа) – подлежащее и сказуемое.

          Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? что? 

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным, а также другими частям речи или сочетанием слов.

Начались каникулы.

Валя с Галей пошли в театр.

Они посмотрели интересный спектакль.

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, которое совершает подлежащее, его состояние. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков? 

Сказуемое чаще всего выражено глаголом, а также именем существительным, именем прилагательным и краткой формой имени прилагательного.

Шторм кончился.

Наша бабушка – рукодельница.

Ночь звёздная.

Мальчик умён.

Тема №14.

Второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения, остальные члены предложения называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют предложение.

Предложение с второстепенными членами называется распространенным.

Пёстрая бабочка  сидела нам белой лилии.

Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным.

Бабочка  сидела.

Второстепенные члены предложения могут быть связаны с подлежащим, сказуемым и друг с другом.

Когда мы ищем второстепенные члены в предложении, мы ищем словосочетания.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

сидела (где?) на лилии

Тема №14.

Второстепенные члены предложения

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения, остальные члены предложения называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют, распространяют предложение.

Предложение с второстепенными членами называется распространенным.

Пёстрая бабочка  сидела нам белой лилии.

Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным.

Бабочка  сидела.

Второстепенные члены предложения могут быть связаны с подлежащим, сказуемым и друг с другом.

Когда мы ищем второстепенные члены в предложении, мы ищем словосочетания.

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

сидела (где?) на лилии

Тема №15.

Второстепенные члены предложения

       Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? чему? зачем? как?

Обстоятельство чаще всего относится к сказуемому.

Обстоятельство подчёркивается так:

       

             Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие и отвечает на вопросы:

кого? чего?

кому? чему?

что?

кем? чем?

о ком? о чём?

Дополнение связано со сказуемым.

Дополнение подчёркивается так:

       

        Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Чаще всего определение выражено именем прилагательным и связано с именем существительным.

Определение подчёркивается так:

Тема №15.

Второстепенные члены предложения

       Обстоятельство – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? чему? зачем? как?

Обстоятельство чаще всего относится к сказуемому.

Обстоятельство подчёркивается так:

       

             Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, на который направлено действие и отвечает на вопросы:

кого? чего?

кому? чему?

что?

кем? чем?

о ком? о чём?

Дополнение связано со сказуемым.

Дополнение подчёркивается так:

       

        Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Чаще всего определение выражено именем прилагательным и связано с именем существительным.

Определение подчёркивается так:

Тема №16.

Гласные после шипящих.

   

      1. В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е:

шёл – шествие

шёлк – шелка

щёлкать – щелкунчик

       В корне слова под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е:

крыжовник, шорох, шов, шорты, шофёр, шоссе и др.

       

Тема №16.

Гласные после шипящих.

   

      1. В корне слова после шипящих под ударением пишется ё, если можно подобрать однокоренное слово с е:

шёл – шествие

шёлк – шелка

щёлкать – щелкунчик

       В корне слова под ударением пишется о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е:

крыжовник, шорох, шов, шорты, шофёр, шоссе и др.

Тема №17.

Буквы  Ы, И после Ц.

     1. В корнях слов после Ц пишется буква И:

цирк, циркуль, цифра, нарцисс.

Исключения:  цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.

           

     2. В окончаниях слов после Ц пишется буква Ы: 

огурцы, птенцы, синицы, скворцы.

     3. В словах на – ЦИЯ пишется буква И:

акация, милиция, станция, лекция.

       

Тема №17.

Буквы  Ы, И после Ц.

     1. В корнях слов после Ц пишется буква И:

цирк, циркуль, цифра, нарцисс.

Исключения:  цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц.

           

     2. В окончаниях слов после Ц пишется буква Ы: 

огурцы, птенцы, синицы, скворцы.

     3. В словах на – ЦИЯ пишется буква И:

акация, милиция, станция, лекция

Тема №18.

Однородные члены предложения

       Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

       

              Однородные члены предложения связанные между собой интонацией перечисления  союзами и, а, но.

       

              Перед союзами а, но, между однородными членами всегда ставится запятая. Запятая не ставится перед одиночным союзом и.

       

,          ,

             

              , а

                     

, но

и

или

  и         ,  и         , и

или          ,  или          ,  или

        , и          , и        , и    

Тема №18.

Однородные члены предложения

       Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

       

              Однородные члены предложения связанные между собой интонацией перечисления  союзами и, а, но.

       

              Перед союзами а, но, между однородными членами всегда ставится запятая. Запятая не ставится перед одиночным союзом и.

       

,          ,

             

              , а

                     

, но

и

или

  и         ,  и         , и

или          ,  или          ,  или

        , и          , и        , и    

Тема №19.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительное, отвечающее на вопрос кто?, называется одушевленными, на вопрос что? неодушев-лёнными. 

Имена существительные могут относиться к мужскому, женскому и среднему роду:

он, мой – стол – м. р.

она, моя – дорога – ж. р.

оно, моё – сердце – ср. р.

Имена существительные изменяются по числам.

собака (ед.ч.) – собаки (мн.ч.)

Есть существительные, которые по числам не изменяются:

молоко, доброта, мёд – ед. ч.

ножницы, брюки, грабли – мн.ч.

Имена существительные изменяются по падежам, т.е. изменяют форму. В русском языке 6 падежей: именительный

родительный

дательный

винительный         косвенные падежи

творительный

предложный

Начальная форма имен существительных-форма именительного падежа единственного числа.

Тема №19.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Существительное, отвечающее на вопрос кто?, называется одушевленными, на вопрос что? неодушев-лёнными. 

Имена существительные могут относиться к мужскому, женскому и среднему роду:

он, мой – стол – м. р.

она, моя – дорога – ж. р.

оно, моё – сердце – ср. р.

Имена существительные изменяются по числам.

собака (ед.ч.) – собаки (мн.ч.)

Есть существительные, которые по числам не изменяются:

молоко, доброта, мёд – ед. ч.

ножницы, брюки, грабли – мн.ч.

Имена существительные изменяются по падежам, т.е. изменяют форму. В русском языке 6 падежей: именительный

родительный

дательный

винительный         косвенные падежи

творительный

предложный

Начальная форма имен существительных-форма именительного падежа единственного числа.

Тема №20.

Падеж

Вспомога-тельное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Именительный

есть

кто?

что?

---

Родительный

нет

кого?

чего?

без, у, от, до,

с, из, около, возле, для

Дательный

рад

кому?

чему?

к, по

Винительный

вижу

кого?

что?

на, за, под, в,

через, про

Творительный

любуюсь

кем?

чем?

над, за,

под, с,

между, перед

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

в, об, о,

на, при

        Р.п.        И. п.

                     кого?        что?

        В.п.                                 В. п.

Подставляем существительное весна, смотрим на окончание:

И.п.                   Р. п.         В. п.

весн а                   весн ы         весн у

Тема №20.

Падеж

Вспомога-тельное слово

Падежный вопрос

Предлоги

Именительный

есть

кто?

что?

---

Родительный

нет

кого?

чего?

без, у, от, до,

с, из, около, возле, для

Дательный

рад

кому?

чему?

к, по

Винительный

вижу

кого?

что?

на, за, под, в,

через, про

Творительный

любуюсь

кем?

чем?

над, за,

под, с,

между, перед

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

в, об, о,

на, при

        Р.п.        И. п.

                     кого?        что?

        В.п.                                 В. п.

Подставляем существительное весна, смотрим на окончание:

И.п.                   Р. п.         В. п.

              весн а                  весн ы            весн у


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал к урокам русского языка

Для дополнительного материала к урокам: амонимы, логогрифы, анараммы и т.д....

Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

Дидактический матерал к урокам русского языка....

Использование Наглядного материала на уроках русского языка в специальной коррекционной школе 8 вида”

В данной работе рассмотрена методика использования схем на уроках русского языка в коррекционных классах...

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка

Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...