Материал для дополнительной работы на уроках русского языка
картотека по русскому языку на тему

Привитие у учащихся практических навыков на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ 1.Исправьте  ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручъя, съедают листъя, сьёмка обезъяны, падехал к подъезду, обедаться воренъем, разярённая обезъяна, въётся въюн, платъе с изяном, птичъи семьи.

№ 2. Спишите  без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

№ 3. Определите  склонение и падеж имён существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй, над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

№ 4. Запишите данные в скобках имена прилагательные в нужном падеже. Выделите окончания имён прилагательных, обозначьте падежи.

Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. После ненастной осени мы рады (трескучий) морозам и (глубокий)  сугробам.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

№ 5. Образуйте  от глаголов в неопределённой форме глаголы второго и третьего лица настоящего времени. Выделите окончания.

кормить-..........................................................................

пахать-..............................................................................

 боронить-..........................................................................

 сеять-..............................................................................

 косить-...............................................................................

молотить-...........................................................................

 возить-...............................................................................

№ 6.Спишите. Выделите личные окончания глаголов. Укажите спряжение.

В суров.. м..розн.. январск.. дни зв..рьки (не)выход..т из св..их гнёз.. . Тихо обл..та..т свой уч..сток филин. Он охотит..ся на зайцев, лов..т глухарей, в..рон и даже напада..т на л..су и косуль. Белка отсижива..тся в тёпл..м ду..ле и только в х..рош.. погоду кормит..ся на з..ре, а иногда добывает с..мена из ш..шек д..ревьев. Ж..знь в л..су (не)замира..т.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

№ 1.Исправьте  ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручъя, съедают листъя, сьёмка обезъяны, падехал к подъезду, обедаться воренъем, разярённая обезъяна, въётся въюн, платъе с изяном, птичъи семьи.

№ 2. Спишите  без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

№ 3. Определите  склонение и падеж имён существительных.

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй, над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

№ 4. Запишите данные в скобках имена прилагательные в нужном падеже. Выделите окончания имён прилагательных, обозначьте падежи.

Наступила зима с (трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. После ненастной осени мы рады (трескучий) морозам и (глубокий)  сугробам.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

№ 5. Образуйте  от глаголов в неопределённой форме глаголы второго и третьего лица настоящего времени. Выделите окончания.

кормить-..........................................................................

пахать-..............................................................................

 боронить-..........................................................................

 сеять-..............................................................................

 косить-...............................................................................

молотить-...........................................................................

 возить-...............................................................................

№ 6.Спишите. Выделите личные окончания глаголов. Укажите спряжение.

В суров.. м..розн.. январск.. дни зв..рьки (не)выход..т из св..их гнёз.. . Тихо обл..та..т свой уч..сток филин. Он охотит..ся на зайцев, лов..т глухарей, в..рон и даже напада..т на л..су и косуль. Белка отсижива..тся в тёпл..м ду..ле и только в х..рош.. погоду кормит..ся на з..ре, а иногда добывает с..мена из ш..шек д..ревьев. Ж..знь в л..су (не)замира..т.

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................

.................................................................................................



Предварительный просмотр:

№ 1.Спишите .

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

– Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 2.Определите падеж слова счастье.  Выделите окончания.

       Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о счастье.

№ 3. Исправьте ошибки.

       Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.

   

№ 4. Спишите  без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 5. Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

О букашк.. , о гордост.. , из шерст.. , по милост.. , по травинк.. , из земляник.. , о вишн.. , в арбуз.., на фуражк.., в колен.. , в холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.. .

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 6. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Определите падежи всех имён существительных.

Д..ма в д..ревн.. ст..яли под снежными крыш.. , точ..но карлики в б..льших шапк.. присели отдохнуть вдоль дорог.. . А над ними высились тополя с тёмными ветвями и гнёзд.. . В светлом неб.. л..тали галки. В крайнем дом.. т..пилась печ..ка. А д..ревня спряталась в синих снегах. На улиц.. не было видно ни одного человек.. .

№ 1.Спишите .

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

– Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 2.Определите падеж слова счастье.  Выделите окончания.

       Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о счастье.

№ 3. Исправьте ошибки.

       Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны.

№ 4. Спишите  без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи.

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 5. Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

О букашк.. , о гордост.. , из шерст.. , по милост.. , по травинк.. , из земляник.. , о вишн.. , в арбуз.., на фуражк.., в колен.. , в холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.. .

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

………………………………………………………………….

№ 6. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания. Определите падежи всех имён существительных.

Д..ма в д..ревн.. ст..яли под снежными крыш.. , точ..но карлики в б..льших шапк.. присели отдохнуть вдоль дорог.. . А над ними высились тополя с тёмными ветвями и гнёзд.. . В светлом неб.. л..тали галки. В крайнем дом.. т..пилась печ..ка. А д..ревня спряталась в синих снегах. На улиц.. не было видно ни одного человек.. .



Предварительный просмотр:

1. Укажите, какие буквы названы правильно:

а) б — бэ;   б) з — эз;    в) л — лэ;     г) н — эн;       д) р — рэ.

2. Найдите звонкие согласные звуки:

а) [в];      б) [п];         в) [з];           г) [ш];       д) [р];           е) [т].

3. Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:

а) гроза;         б) ветер;       в) сад;       г) капуста;        д) балка.

4. Найдите однокоренные слова к слову вода:

а) водитель;         в) провод;         б) водяной;          г) водичка.

5. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пр…сить;         в) хл…потать;        б) ж…леть;     г) охр…нять.

6.В  каком слове есть непроизносимый согласный т:

а) чудес..ный;                 б) вкус..ный;              в) доблес..ный.

7. Найдите слово с буквой е в корне:

а) д..ректор;           в) т..перь;         б) к..лометр;          г) б..лет.

8. Укажите слово без приставки:

а) уловил;           б) укол;                 в) задумка;            г) задача.

9. Найдите слово с буквой о в приставке:

а) н..дписать;       в) д..бежать;         б) з..ходить;        г) р..збег.

10. Укажите, какое слово надо писать раздельно:

а) (по)казалось;      в) (про)шел;        б) (по)реке;    г) (за)бежал.

11. Найдите слова с разделительным ъ:

а) от-.езд;        б) с..ел;         в) в..юга;     г) солов-.и;      д) об..ем.

12. Укажите, в каких словах верно подчёркнуто окончание:

а) думает_ б) большого;   в) окно;       г) лесник;    д) смотрит.

13. Сделай морфемный разбор:

а) подумала;    в) пришкольный;      б) перевозит;    г) скользкий.

14. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а) налево;    б) задание;    в) белый;        г) гулял;      д) ходьба.

15. Найдите глаголы:

а) бег;    б) загорелый;    в) читать;     г) чтение;      д) молчать.

16. Укажите существительное 2-го склонения:

а) у дороги;     в) у лошади;        б) у сарая;          г) у дедушки.

17. Найдите существительные 3-го склонения:

а) уголь;       б) трусость;           в) словарь;         г) корабль.

18. Укажите, в окончаниях каких слов пишется и:

а) в деревн..;      в) в постел..;        б) о товарищ..;     г) в Сибир.. .

19. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже?

А. Ребята построили снежную крепость.

Б. Бегут минуты и часы.

В. С утра сижу я на реке.

Г. Мальчики стали догонять мяч.

20. В  окончаниях каких прилагательных пишется е:

а) в син..м небе;        в) горяч.. е молоко;     б) в зимн..ю ночь.

21. Укажите, какие слова надо писать слитно:

а) (у)тебя;    б) (у)шел;    в) (у)доски;      г) (у)них;      д) (у)дар.

22. В каком предложении употреблен глагол в настоящем времени?

а). Вылетела на солнышко первая бабочка.

б). По вечерам у костров звучат песни.

в). Мы будем строить новый дом.

23. Найдите глаголы 1 спряжения:

а) дышать;    б) думать;      в) увидеть;      г) полоть;   д) строить.

24. Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется и:

а) пиш..т;    б) се..т;        в) гон..т;      г) друж..т;       д) реша..т.

25. Найдите глагол во 2-м лице, множественном числе:

а) бегут;     б) бегу;          в) бежите;        г) бежим;        д) бежит.

26. Укажите, где нужен ь:

а) ловиш..;        б) поч..ка;          в) гараж..;           г) вещ.. .

27. Найдите предложение с однородными подлежащими.

а). Зеленая крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б). Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.

в). Цапли живут на болотах и озерах.

1. Укажите, какие буквы названы правильно:

а) б — бэ;   б) з — эз;    в) л — лэ;     г) н — эн;       д) р — рэ.

2. Найдите звонкие согласные звуки:

а) [в];      б) [п];         в) [з];           г) [ш];       д) [р];           е) [т].

3. Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:

а) гроза;         б) ветер;       в) сад;       г) капуста;        д) балка.

4. Найдите однокоренные слова к слову вода:

а) водитель;         в) провод;         б) водяной;          г) водичка.

5. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пр…сить;         в) хл…потать;        б) ж…леть;     г) охр…нять.

6.В  каком слове есть непроизносимый согласный т:

а) чудес..ный;                 б) вкус..ный;              в) доблес..ный.

7. Найдите слово с буквой е в корне:

а) д..ректор;           в) т..перь;         б) к..лометр;          г) б..лет.

8. Укажите слово без приставки:

а) уловил;           б) укол;                 в) задумка;            г) задача.

9. Найдите слово с буквой о в приставке:

а) н..дписать;       в) д..бежать;         б) з..ходить;        г) р..збег.

10. Укажите, какое слово надо писать раздельно:

а) (по)казалось;      в) (про)шел;        б) (по)реке;    г) (за)бежал.

11. Найдите слова с разделительным ъ:

а) от-.езд;        б) с..ел;         в) в..юга;     г) солов-.и;      д) об..ем.

12. Укажите, в каких словах верно подчёркнуто окончание:

а) думает_ б) большого;   в) окно;       г) лесник;    д) смотрит.

13. Сделай морфемный разбор:

а) подумала;    в) пришкольный;      б) перевозит;    г) скользкий.

14. Укажите, какие из данных слов являются именами существительными:

а) налево;    б) задание;    в) белый;        г) гулял;      д) ходьба.

15. Найдите глаголы:

а) бег;    б) загорелый;    в) читать;     г) чтение;      д) молчать.

16. Укажите существительное 2-го склонения:

а) у дороги;     в) у лошади;        б) у сарая;          г) у дедушки.

17. Найдите существительные 3-го склонения:

а) уголь;       б) трусость;           в) словарь;         г) корабль.

18. Укажите, в окончаниях каких слов пишется и:

а) в деревн..;      в) в постел..;        б) о товарищ..;     г) в Сибир.. .

19. В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже?

А. Ребята построили снежную крепость.

Б. Бегут минуты и часы.

В. С утра сижу я на реке.

Г. Мальчики стали догонять мяч.

20. В  окончаниях каких прилагательных пишется е:

а) в син..м небе;        в) горяч.. е молоко;     б) в зимн..ю ночь.

21. Укажите, какие слова надо писать слитно:

а) (у)тебя;    б) (у)шел;    в) (у)доски;      г) (у)них;      д) (у)дар.

22. В каком предложении употреблен глагол в настоящем времени?

а). Вылетела на солнышко первая бабочка.

б). По вечерам у костров звучат песни.

в). Мы будем строить новый дом.

23. Найдите глаголы 1 спряжения:

а) дышать;    б) думать;      в) увидеть;      г) полоть;   д) строить.

24. Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется и:

а) пиш..т;    б) се..т;        в) гон..т;      г) друж..т;       д) реша..т.

25. Найдите глагол во 2-м лице, множественном числе:

а) бегут;     б) бегу;          в) бежите;        г) бежим;        д) бежит.

26. Укажите, где нужен ь:

а) ловиш..;        б) поч..ка;          в) гараж..;           г) вещ.. .

27. Найдите предложение с однородными подлежащими.

а). Зеленая крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б). Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.

в). Цапли живут на болотах и озерах.



Предварительный просмотр:

№ 1. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.

..................................................................................................

..................................................................................................

№ 2. Разделите слова на слоги для переноса.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он поднял голову. Малыш считал упавшие на нос снежинки. Снежинки па-дали пушистые и белые.

№ 3. Спишите. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что? Подчеркните безударные гласные.

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

№ 4. Замените  выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель – .............................................................

Пасмурный день – ............................................................

Печальная картина –.........................................................

Правдивый ответ – ..........................................................

Героический поступок –...................................................

Красивый город –............................................................

№ 5. Вставьте пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

В холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.., на подставк.. , к ящериц.. , в зелен.. .

№ 6. Спишите. Подчеркните глаголы.

        Цв..тет липа. Ш..роко раскинул св..и ветки ду.. . Острые лучи солнышка с трудом проб..вают густую л..ству. Весь день поют птицы. Вес..ло гудят шм..ли и пчелы.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

    ...............................................................................................

№ 7. Запишите  глаголы в три столбика.

Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, спала, будет, играть, читаем.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

№ 8. Подберите  к именам существительным однокоренные глаголы в неопределённой форме.

игра – ............          цвет – ............                 звон – .............

мороз – ... ........        служба – .............               пение – ..........

свет – ................        стрельба – ...............        корм – ............

подход – ...........        просьба – ...........          сад – ................

каток – ............        дело – .................                бег – .................

№ 1. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.

..................................................................................................

..................................................................................................

№ 2. Разделите слова на слоги для переноса.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он поднял голову. Малыш считал упавшие на нос снежинки. Снежинки па-дали пушистые и белые.

№ 3. Спишите. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопросы кто? что? Подчеркните безударные гласные.

П..тнистый, кр..чать, ст..кольный, ..довитый, сл..дить, оп..риться, м..довый, ш..рокий, цв..тной, гл..деть, сп..шат.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

№ 4. Замените  выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.

Здешний житель – .............................................................

Пасмурный день – ............................................................

Печальная картина –.........................................................

Правдивый ответ – ..........................................................

Героический поступок –...................................................

Красивый город –............................................................

№ 5. Вставьте пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

В холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.., на подставк.. , к ящериц.. , в зелен.. .

№ 6. Спишите. Подчеркните глаголы.

        Цв..тет липа. Ш..роко раскинул св..и ветки ду.. . Острые лучи солнышка с трудом проб..вают густую л..ству. Весь день поют птицы. Вес..ло гудят шм..ли и пчелы.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

    ...............................................................................................

№ 7. Запишите  глаголы в три столбика.

Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, спала, будет, играть, читаем.

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

...............................................................................................

№ 8. Подберите  к именам существительным однокоренные глаголы в неопределённой форме.

игра – ............          цвет – ............                 звон – .............

мороз – ... ........        служба – .............               пение – ..........

свет – ................        стрельба – ...............        корм – ............

подход – ...........        просьба – ...........          сад – ................

каток – ............        дело – .................                бег – .................



Предварительный просмотр:

1.Прочитайте. Спишите слова в алфавитном порядке. В конце сущест-
- вительных женского рода после шипящих пишите ь.

Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

2. Выпишите прилагательные по признакам, которые они обозначают: 1) размер, 2) форма, 3) материал, 4) время, 5) вкус, 6) цвет, 7) состояние  человека.

Зелёный, чёрный, жёлтый; большой, высокий, длинный;  кислый, солёный, горький; стальной, кирпичный,  чугунный;   утренний, осенний, поздний; здоровый, больной; круглый, квадратный, треугольный.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

3.        Напишите однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень.

Кормовой, кормить, корм; шуметь, шумный, шум; кричать, крик, крикливый; свет, светлый, светлеть; ласка, ласковый, ласкать; чистый, чистота, чистить; боль, больной, болеть; грусть, грустить, грустный; молчаливый, молчать, молчание.

Подчеркните слова, написание которых расходится с произношением.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

        

4.        Прочитайте. Найдите однородные члены предложения.

1. Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки с громом промчался по небу. 2. Хочется побродить по лесам походить по полям послушать звонкие песни жаворонка. 3. Какая-то птичка слетела на землю, посмотрела на снег  походила вокруг  клюнула его.

Спишите. Между однородными членами предложения ставьте запятые. Выпишите три слова с, безударными гласными в корне.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 5. Запишите падежи, просклоняйте имена существительные МЫШКА, ЗВЕРЬ, ВЕДРО, ЖИЗНЬ. Выделите окончания.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

……..……………………………………………………………………………..

6. Спишите имена существительные, распределяя их по склонениям, ставя знак ударения.

Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, кровать, вокзал, пшеница, воробей, рожь, хозяйство, хлебороб, урожай, календарь, шофёр.

1скл………………………………………………………………………………

2скл………………………………………………………………………………

3 скл………………………………………………………………………………

1.Прочитайте. Спишите слова в алфавитном порядке. В конце сущест-
- вительных женского рода после шипящих пишите ь.

Помощ(?), товарищ(?), молодёж(?), ткач(?), врач(?), доч(?), вещ(?), ключ(?), рож(?), плащ(?), мелоч(?), ноч(?), мыш(?), кирпич(?), борщ(?), печ(?).

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

2. Выпишите прилагательные по признакам, которые они обозначают: 1) размер, 2) форма, 3) материал, 4) время, 5) вкус, 6) цвет, 7) состояние  человека.

Зелёный, чёрный, жёлтый; большой, высокий, длинный;  кислый, солёный, горький; стальной, кирпичный,  чугунный;   утренний, осенний, поздний; здоровый, больной; круглый, квадратный, треугольный.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

3.        Напишите однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корень.

Кормовой, кормить, корм; шуметь, шумный, шум; кричать, крик, крикливый; свет, светлый, светлеть; ласка, ласковый, ласкать; чистый, чистота, чистить; боль, больной, болеть; грусть, грустить, грустный; молчаливый, молчать, молчание.

Подчеркните слова, написание которых расходится с произношением.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

4.        Прочитайте. Найдите однородные члены предложения.

1. Дождик пролился из тёмной тучки освежил листья у берёзки с громом промчался по небу. 2. Хочется побродить по лесам походить по полям послушать звонкие песни жаворонка. 3. Какая-то птичка слетела на землю, посмотрела на снег  походила вокруг  клюнула его.

Спишите. Между однородными членами предложения ставьте запятые. Выпишите три слова с, безударными гласными в корне.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 5. Запишите падежи, просклоняйте имена существительные МЫШКА, ЗВЕРЬ, ВЕДРО, ЖИЗНЬ. Выделите окончания.

……..……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………..

 …..………………………………………………………………………………..

……..……………………………………………………………………………..

6. Спишите имена существительные, распределяя их по склонениям, ставя знак ударения.

Багаж, магазин, библиотека, мебель, одежда, кровать, вокзал, пшеница, воробей, рожь, хозяйство, хлебороб, урожай, календарь, шофёр.

1скл………………………………………………………………………………

2скл……………………………………………………………………………

3 скл………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

1.        Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1.        Наступила поз…няя осень. Дует холодный ветер. М...л-
чаливый лес ждёт зимы. Ждёт зимы и д..твора.

2.        Солнце выгл..нуло из-за тучи. Яркий свет озарил
гор..д и его окрестности. Жёлтый шар солнца медленно по-
плыл над гор..дом. Серое небо начало св..тлеть.

Подчеркните существительные в именительном падеже. Каким членом предложения они являются?

2. Из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги: из, от, с, до.

Вышел (комната), вытащил (вода), упал (гнездо), слетел (дуб), снял (вешалка), получил (брат), задрожал (холод), побледнел (испуг), спас (гибель), вылечился (кашель), добрался (берег).

Спишите, подчеркните приставки и предлоги.

►   На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

С какими предлогами они употребляются? А как же узнать родительный падеж?

3. Спишите. Обозначьте предложный и винительный падежи существительных.

1. В лесу ещё лежит снег, а на поле уже зеленеет трава. 2. Петя положил книгу на стол. На столе было уже много книг. 3. Надо было подумать о ночлеге. Ночлег мы нашли в ближайшей деревне. 4. Дом стоит на горе. На гору идти было трудно. 5. На дворе было темно. Петя вышел во двор.

Проверьте, правильно ли вы написали.

Имена существительные бывают трёх склонений: 1, 2 и 3-го. Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я — 1-го склонения: вода, дядя. Имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями , -е — 2-го склонения; стол, конь, сарай, село, поле.

Имена существительные женского рода с ь на конце — 3-го склонения: степь, рожь, лошадь.

4. Напишите имена существительные в три столбика — по склонениям.

Для этого сначала определите род существительного, потом найдите окончание и, пользуясь правилом, определите склонение.

Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, мащина, машинист, деревня, село, колхоз, тётя, Оля, дядя, Ваня, Иван, месяц, туча, облако.

1

2

3

папа

отец

дочь

Объясните, почему существительное мама — 1-го склонения, а мать — 3-го склонения; папа — 1-го склонения, отец — 2-го склонения.

5. Спишите слова в алфавитном порядке и укажите склонение каждого существительного.

Образец: герой — 2-е скл., жизнь — 3-е скл.

Календарь, мебель, трость, молодёжь, молодость, тишь, рожь, товарищ, председатель, жизнь, тень, край, иней, герой.

Подчеркните существительные, у которых ь на      
конце обозначает не мягкость согласного.         

1.        Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1.        Наступила поз…няя осень. Дует холодный ветер. М...л-
чаливый лес ждёт зимы. Ждёт зимы и д..твора.

2.        Солнце выгл..нуло из-за тучи. Яркий свет озарил
гор..д и его окрестности. Жёлтый шар солнца медленно по-
плыл над гор..дом. Серое небо начало св..тлеть.

Подчеркните существительные в именительном падеже. Каким членом предложения они являются?

2. Из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги: из, от, с, до.

Вышел (комната), вытащил (вода), упал (гнездо), слетел (дуб), снял (вешалка), получил (брат), задрожал (холод), побледнел (испуг), спас (гибель), вылечился (кашель), добрался (берег).

Спишите, подчеркните приставки и предлоги.

►   На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

С какими предлогами они употребляются? А как же узнать родительный падеж?

3. Спишите. Обозначьте предложный и винительный падежи существительных.

1. В лесу ещё лежит снег, а на поле уже зеленеет трава. 2. Петя положил книгу на стол. На столе было уже много книг. 3. Надо было подумать о ночлеге. Ночлег мы нашли в ближайшей деревне. 4. Дом стоит на горе. На гору идти было трудно. 5. На дворе было темно. Петя вышел во двор.

Проверьте, правильно ли вы написали.

Имена существительные бывают трёх склонений: 1, 2 и 3-го. Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я — 1-го склонения: вода, дядя. Имена существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончаниями , -е — 2-го склонения; стол, конь, сарай, село, поле.

Имена существительные женского рода с ь на конце — 3-го склонения: степь, рожь, лошадь.

4. Напишите имена существительные в три столбика — по склонениям.

Для этого сначала определите род существительного, потом найдите окончание и, пользуясь правилом, определите склонение.

Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, мащина, машинист, деревня, село, колхоз, тётя, Оля, дядя, Ваня, Иван, месяц, туча, облако.

1

2

3

папа

отец

дочь

Объясните, почему существительное мама — 1-го склонения, а мать — 3-го склонения; папа — 1-го склонения, отец — 2-го склонения.

5. Спишите слова в алфавитном порядке и укажите склонение каждого существительного.

Образец: герой — 2-е скл., жизнь — 3-е скл.

Календарь, мебель, трость, молодёжь, молодость, тишь, рожь, товарищ, председатель, жизнь, тень, край, иней, герой.

Подчеркните существительные, у которых ь на      
конце обозначает не мягкость согласного.        



Предварительный просмотр:

  1.  Определите склонение существительных. Напишите существительные в три столбика — по склонениям. (Будьте внимательны!)

суббота        товарищ        радость

аллея        город        вещь

дорога        уголь        честь

билет        яблоко        медаль

деревня        малина        смелость

автомобиль        лагерь        словарь

  1. Спишите существительные. Укажите склонение.

2-е скл.

Картофель, морковь, огурец, помощь, словарь, слово, телефон, мебель, диван, корабль, судно, лебедь, журавль, ласточка, гость, гостья, корень, мощь, богатырь, олень, рысь, метель, вьюга, ремень, пояс, одежда, солнце, месяц.

          Какие существительные женского рода относятся к первому склонению, а какие — к третьему?

  1. Напишите имена существительные в два столбика — по склонениям. Выделите окончание -а.

Ветка, ветвь, сетка, сеть, нить, нитка, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышка, мышь, ладонь, ладошка, печь, печка, ёлка, ель, площадка, площадь.

1-е скл.                                       3-е скл.

Образец:      ветка                 ветвь

Какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие — ко второму?

4. Прочитайте.

Стекло.

Стекло получают из песка, соды и других веществ. Смесь плавят в печах при высокой температуре и получают тягучую массу. Из этой массы можно прокатать лист и получить оконное стекло. Можно выдуть пузырь и превратить его в стакан, графин, вазу или абажур. Стекло — удивительный материал.

О чём говорится в тексте? Ответьте на этот вопрос кратко. Начните ответ так: «В тексте говорится о том, как...»

Найдите в тексте имена существительные. Напишите их в именительном падеже единственного числа. Укажите склонение.

  1. Прочитайте.

В городе построили дельфинарий — бассейн для дельфинов. Здесь изучают жизнь и поведение этих удивительных животных, дрессируют их.

Дельфины выступают перед посетителями. Они прыгают через перекладину, в обруч, стоят на хвосте, играют в мяч. За выступление дрессировщик награждает дельфинов рыбой. Им нравится поглаживание рукой, почёсывание щёткой.        (По А. Макееву)

Письменно ответьте на вопросы.

  1. Где построили дельфинарий?
  2. Чем в нём занимаются?
  3. Как выступают дельфины перед посетителями?
  4. Чем награждают дельфинов за выступление?

Найдите в своих ответах имена существительные и

определите склонение.

6.        Прочитайте.

     Ты, наверное, знаешь, как первобытные люди добывали огонь. В куске дерева выдалбливали отверстие и клали в него сухой мох. В отверстие вставляли деревянную палочку и быстро её вращали. От трения дерево сильно нагревалось. Мох загорался. Этот способ известен как «добывание огня трением».

       Современная спичка тоже загорается от трения о коробок.     (По М. Ш п а г и н у)

О чём сообщается в тексте? Озаглавьте текст. Спишите. Обозначьте склонение имён существительных. Объясните написание выделенных букв.

  1. Определите склонение существительных. Напишите существительные в три столбика — по склонениям. (Будьте внимательны!)

суббота        товарищ        радость

аллея        город        вещь

дорога        уголь        честь

билет        яблоко        медаль

деревня        малина        смелость

автомобиль        лагерь        словарь

  1. Спишите существительные. Укажите склонение.

2-е скл.

Картофель, морковь, огурец, помощь, словарь, слово, телефон, мебель, диван, корабль, судно, лебедь, журавль, ласточка, гость, гостья, корень, мощь, богатырь, олень, рысь, метель, вьюга, ремень, пояс, одежда, солнце, месяц.

          Какие существительные женского рода относятся к первому склонению, а какие — к третьему?

  1. Напишите имена существительные в два столбика — по склонениям. Выделите окончание -а.

Ветка, ветвь, сетка, сеть, нить, нитка, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышка, мышь, ладонь, ладошка, печь, печка, ёлка, ель, площадка, площадь.

1-е скл.                                       3-е скл.

Образец:      ветка                 ветвь

Какие существительные мужского рода относятся к первому склонению, а какие — ко второму?

4. Прочитайте.

Стекло.

Стекло получают из песка, соды и других веществ. Смесь плавят в печах при высокой температуре и получают тягучую массу. Из этой массы можно прокатать лист и получить оконное стекло. Можно выдуть пузырь и превратить его в стакан, графин, вазу или абажур. Стекло — удивительный материал.

О чём говорится в тексте? Ответьте на этот вопрос кратко. Начните ответ так: «В тексте говорится о том, как...»

Найдите в тексте имена существительные. Напишите их в именительном падеже единственного числа. Укажите склонение.

  1. Прочитайте.

В городе построили дельфинарий — бассейн для дельфинов. Здесь изучают жизнь и поведение этих удивительных животных, дрессируют их.

Дельфины выступают перед посетителями. Они прыгают через перекладину, в обруч, стоят на хвосте, играют в мяч. За выступление дрессировщик награждает дельфинов рыбой. Им нравится поглаживание рукой, почёсывание щёткой.        (По А. Макееву)

Письменно ответьте на вопросы.

  1. Где построили дельфинарий?
  2. Чем в нём занимаются?
  3. Как выступают дельфины перед посетителями?
  4. Чем награждают дельфинов за выступление?

Найдите в своих ответах имена существительные и

определите склонение.

6.        Прочитайте.

     Ты, наверное, знаешь, как первобытные люди добывали огонь. В куске дерева выдалбливали отверстие и клали в него сухой мох. В отверстие вставляли деревянную палочку и быстро её вращали. От трения дерево сильно нагревалось. Мох загорался. Этот способ известен как «добывание огня трением».

       Современная спичка тоже загорается от трения о коробок.     (По М. Ш п а г и н у)

О чём сообщается в тексте? Озаглавьте текст. Спишите. Обозначьте склонение имён существительных. Объясните написание выделенных букв



Предварительный просмотр:

№ 1. Спишите. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопрос какой?

Т..шина, т..снота, сн..гирь, б..льчата, загр..знить, вес..ло, с..ло, зел..нь, б..дняга, дов..рять.

    Подчеркните безударные гласные.

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

№ 2. Исправьте ошибки.

Надваре марос. Саша надел теплую шупку и миховую шапку. На руках уславы варешки. Зина и яша играют в снишки.

№3. Разделите слова вертикальными черточками для переноса. Подчеркните удвоенную согласную.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

№ 4. Составьте  словосочетания по образцу. Выделите корень. Подчеркните непроизносимую согласную.

Образец: (радость) день – радостный день.

(Область) город – .............................................................

(Счастье) встреча – ...........................................................

(Гигант) завод – ...................................................................

(Честь) поступок –...............................................................

(Прелесть) картина –.............................................................

(Ярость) ветер – ..................................................................

(Капуста) котлеты –...............................................................

(Ненастье) погода – ...............................................................

№ 5. Составьте  и напишите словосочетания с именами существительными в нужном падеже, употребляя предлоги. Определите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

               Добраться (город), слетел (голова), написал (ошибка), приготовил (брат), отплыл (берег), ходить (школа), перелететь (граница), взобраться (крыша), прислушаться (совет), гулять (парк), дружить (природа), нашёл (дерево), находился за (река), положил под (подушка), побывали в (Москва).

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

  № 6. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

     К живописн.. песчан.. берегу, от посторонн.. взгляда, для сладк.. компота, про кругл.. озеро, благодаря лучш.. варианту, к мягк.. купейн.. вагону, для прытк.. сверчка, у голодн.. сер.. волка, к богатырск.. вооружению, из тонк.. льна.

– Выделите окончания у имён прилагательных.

 № 7. Спишите. Определите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите их окончания.

Настало морозн.. утро. На стёклах по..вились узоры. Лучи солнечн.. света играли на ст..кле. Вот распустился ч..дес..ный цв..ток. Кр..сив снежн.. узор и в блеске утренн.. со..нца, и в с..неве зимн.. вечера. Откуда п..явились узоры? Их рисует Мороз Иванович.

№ 1. Спишите. Проверьте безударные гласные словами, отвечающими на вопрос какой?

Т..шина, т..снота, сн..гирь, б..льчата, загр..знить, вес..ло, с..ло, зел..нь, б..дняга, дов..рять.

    Подчеркните безударные гласные.

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

№ 2. Исправьте ошибки.

Надваре марос. Саша надел теплую шупку и миховую шапку. На руках уславы варешки. Зина и яша играют в снишки.

№3. Разделите слова вертикальными черточками для переноса. Подчеркните удвоенную согласную.

Аллея, программа, конница, шоссе, юннаты, пассажир, аккуратно, рассказ, телеграмма, жужжит, ванна, дрожжи, кассир, грамматика, аппарат.

№ 4. Составьте  словосочетания по образцу. Выделите корень. Подчеркните непроизносимую согласную.

Образец: (радость) день – радостный день.

(Область) город – .............................................................

(Счастье) встреча – ...........................................................

(Гигант) завод – ...................................................................

(Честь) поступок –...............................................................

(Прелесть) картина –.............................................................

(Ярость) ветер – ..................................................................

(Капуста) котлеты –...............................................................

    (Ненастье) погода – ...............................................................

№ 5. Составьте  и напишите словосочетания с именами существительными в нужном падеже, употребляя предлоги. Определите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

               Добраться (город), слетел (голова), написал (ошибка), приготовил (брат), отплыл (берег), ходить (школа), перелететь (граница), взобраться (крыша), прислушаться (совет), гулять (парк), дружить (природа), нашёл (дерево), находился за (река), положил под (подушка), побывали в (Москва).

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

.....................................................................................................

  № 6. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

     К живописн.. песчан.. берегу, от посторонн.. взгляда, для сладк.. компота, про кругл.. озеро, благодаря лучш.. варианту, к мягк.. купейн.. вагону, для прытк.. сверчка, у голодн.. сер.. волка, к богатырск.. вооружению, из тонк.. льна.

– Выделите окончания у имён прилагательных.

 № 7. Спишите. Определите род, число и падеж имён прилагательных. Выделите их окончания.

Настало морозн.. утро. На стёклах по..вились узоры. Лучи солнечн.. света играли на ст..кле. Вот распустился ч..дес..ный цв..ток. Кр..сив снежн.. узор и в блеске утренн.. со..нца, и в с..неве зимн.. вечера. Откуда п..явились узоры? Их рисует Мороз Иванович.



Предварительный просмотр:

1. Укажите склонения и падеж всех имён существительных.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

2. С о с т а в ь т е  и напишите словосочетания с именами существительными в нужном падеже, употребляя предлоги. Определите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

Добраться (город), слетел (голова), написал (ошибка), приготовил (брат), отплыл (берег), ходить (школа), перелететь (граница), взобраться (крыша), рассказать (зоопарк), радоваться (солнце), плыть (озеро), прислушаться (совет), гулять (парк), дружить (природа), нашёл (дерево), находился за (река), положил под (подушка), мечтал о (полёт) в космос, побывали в (Москва).

……………………………………………………………………………………………….

……….………………………………………………………………………………………

………….……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

……….………………………………………………………………………………………

………….……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

……….………………………………………………………………………………………

………….……………………………………………………………………………………

3. Обозначьте склонения имён существительных.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

4. Спишите , вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

О букашк.. , о гордост.. , из шерст.. , по милост.. , по травинк.. , из земляник.. , о вишн.. , в арбуз.., на фуражк.., в колен.. , в холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.. .

5. Поставьте  имена существительные во множественное число. Обозначьте ударения. Выделите окончания.

Окно – ……..... , дело – …….... , место – ……….... , гнездо – …….... , платье – …………..... , здание – …………..... , перо – …………... , море – ……………... , письмо – ……………….. , озеро – …………..... , облако –…………. ... .

6. Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

7. Вставьте предлог по или к.

Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … широкой реке. … берегам реки росли ивы. … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера рос густой камыш. … озеру плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.

1. Укажите склонения и падеж всех имён существительных.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

2. С о с т а в ь т е  и напишите словосочетания с именами существительными в нужном падеже, употребляя предлоги. Определите склонения и падежи имён существительных. Выделите окончания.

Добраться (город), слетел (голова), написал (ошибка), приготовил (брат), отплыл (берег), ходить (школа), перелететь (граница), взобраться (крыша), рассказать (зоопарк), радоваться (солнце), плыть (озеро), прислушаться (совет), гулять (парк), дружить (природа), нашёл (дерево), находился за (река), положил под (подушка), мечтал о (полёт) в космос, побывали в (Москва).

……………………………………………………………………………………………….

……….……………………………………………………………………………………….

………….……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

……….……………………………………………………………………………………….

………….……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

……….……………………………………………………………………………………….

………….……………………………………………………………………………………

3. Обозначьте склонения имён существительных.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

    4. Спишите , вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.

О букашк.. , о гордост.. , из шерст.. , по милост.. , по травинк.. , из земляник.. , о вишн.. , в арбуз.., на фуражк.., в колен.. , в холод.. , из деревн.. , о жизн.. , по букв.. , около изгород.. , у вырубк.. , по пустын.. , к сирен.. , на припёк.. , в фонтан.. .

5. Поставьте  имена существительные во множественное число. Обозначьте ударения. Выделите окончания.

Окно – ……..... , дело – …….... , место – ……….... , гнездо – …….... , платье – …………..... , здание – …………..... , перо – …………... , море – ……………... , письмо – ……………….. , озеро – …………..... , облако –…………. ... .

6. Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочек янтаря.

7. Вставьте предлог по или к.

Путники шли … пыльной дороге. Скоро они подошли … широкой реке. … берегам реки росли ивы. … реке плыла лодка. Она пристала … берегу. Охотники шли … узкой тропинке и вышли … лесному озеру. … берегам озера рос густой камыш. … озеру плавали дикие утки. Охотники стали подкрадываться … уткам. Утки услышали их и улетели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

Раздаточный материал для учителя и обучающихся при проведении словарной работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего обучения. Система Л. В. Занкова.

Все словарные слова, написание которых предстоит усвоить второклассникам, для более успешного запоминания, сгруппированы по темам. Всего выделено 19 тем. Раздаточный материал распечатывается на каждог...

Развитие мыслительной деятельности учащихся при введении нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Введение нового материала путем самостоятельного поиска на уроках русского языка позволяет ученикам более сознательно усвоить изучаемый материал и быть активным участником урока....

Материал для дополнительной работы на уроках математики

Привитие у учащихся практических навыков...

Познавательные и увлекательные дополнительные разработки к уроку русского языка по теме "Приставки" - "Приставки - труженицы"

Очень люблю уроки русского языка. Хочу, чтобы изучаемый материал легко усваивался детьми. Поэтому дополнительный, с одной стороны, познавательный материал, а с другой - увлекательный,  с интересн...