Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Каплина Юлия Павловна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_4.docx111.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение-школа №51 города Орла

 Рассмотрено на МО учителей     Согласовано        Утверждаю

 Начальных классов        Заместитель директора по УВР        Директор школы

 Протокол №1 от 29.08.2017г.                ________Н.А. Ларина         ___________ О.В. Сёмочкина        Приказ № 69-Д

 Руководитель МО         от 30.08.2017г.

_________О.И. Шнырёва

                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

 4 «В» класс

на 2017-2018учебный год

                                                                            Разработала

                                                                                       Каплина Ю.П.

учитель начальных классов

Класс

Количество часов

Количество контрольных работ

Учебник

Пособия для учителя

в неделю

в год

4

5

170

9

Русский язык.

4 класс

Канакина В.П,,

Горецкий В.Г.

Москва

«Просвещение»,

2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  на основе учебного плана МБОУ школа №51 г.Орёл на 2017-2018 учебный год, авторской   программы авторов   В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого «Русский язык».

По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

Цели:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

По учебному плану школы в 4 классе на учебный предмет «Русский язык» отводится 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недель).

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. Издательство "Просвещение".

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса 

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • чувство прекрасного и эстетических чувства на основе материалов курса русского языка;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие предметные результаты освоения программы

  • Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практическое овладение формой диалогической речи; овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • владеть монологической формой речи; умение под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса);

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс, (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладение алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • распознавать наречия как части речи; понимать их роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;
  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
  • разделительные мягкий (ь) и твёрдый (ъ) знаки;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • безударные падежные окончания имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-ого лица единственного числа (читаешь, пишешь);
  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • раздельное написание предлогов с другими словами;
  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов);

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текстs, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах -ек, -ик;
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов, во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

2. Содержание учебного курса

Повторение (11 ч)

   Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

   Текст.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

   Предложение (10 ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

  Составление предложений с обращением.

  Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

  Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

  Разбор предложения по членам предложения.

  Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

    Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

       Слово и его лексическое значение (22 ч). Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

   Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

           Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное (41 ч)

   Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

    Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

    Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

                                      Имя прилагательное (29 ч)

      Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

     Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

    Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

      Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

    Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

                                          Местоимение (10 ч)

   Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

                                           

Глагол (35 ч)

    Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

     Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

    Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

    Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

   Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

                                                Связная речь

     Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

    Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

     Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

    Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

     Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

     Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

                                 Повторение изученного (12ч)

                                                Чистописание

   Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

   Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

                     Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Содержание тем по учебному предмету «Русский язык» в рабочей программе не изменено и соответствует авторской  программе В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык».

В рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» изменено количество часов  следующих разделов:

№ п/п

Раздел

Кол-во часов по авторской  программе

Изменение кол-ва часов

Кол-во часов по рабочей программе

1

Повторение

11

11

2

Предложение

9

+ 1

10

3

Слово в языке и речи

21

+ 1

22

4

Имя существительное

43

- 2

41

5

Имя прилагательное

30

-1

29

6

Личные местоимения

7

+ 3

10

7

Глагол

34

+1

35

8

Повторение

15

- 3

12

Итого:

170

170

  1. Тематическое планирование

п/п

№   урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

по теме

Дата

пред

Дата

факт

Коррекция

1 четв.  Повторение-11ч.

1

1

Наша речь и наш язык

1

01.09

2

2

Текст и его план

1

02.09

3

3

Обучающее изложение

1

03.09

4

4

Анализ изложения. Типы текстов. Признаки текста

1

06.09

5

5

Предложение как единица речи

1

07.09

6

6

Предложение как единица речи

1

08.09

7

7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

09.09

8

8

Диалог. Обращение. Словарный диктант

1

10.09

9

9

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1

13.09

10

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

14.09

11

11

Анализ контрольной работы. Словосочетание

1

15.09

Предложение-10ч.

1

12

Анализ результатов. Однородные члены предложения(общее понятие)

1

16.09

2

13

Связь однородных членов  предложения.знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

17.09

3

14

Входной контрольный диктант 

1

20.09

4

15

Анализ контрольного диктанта. Знаки препинания в преложениях с однородными членами 

1

21.09

5

16

Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

1

22.09

6

17

Наши проекты: «Похвальное слово знакам препинания»

1

23.09

7

18

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

24.09

8

19

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Словарный диктант

1

27.09

9

20

Обучающее изложение

1

28.09

10

21

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

29.09

Слово в языке и речи-22ч.

1

22

Слово и его лексическое значение

1

30.09

2

23

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

01.10

3

24

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

04.10

4

25

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

1

05.10

5

26

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

06.10

6

27

Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу

1

07.10

7

28

Состав слова. Приставки и суффиксы

1

08.10

8

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

11.10

9

30

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Словарный диктант

1

12.10

10

31

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Контрольное списывание

1

13.10

11

32

Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек

1

14.10

12

33

Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

15.10

13

34

Обучающее изложение

1

18.10

14

35

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

19.10

15

36

Склонение имён существительных и имён прилагательных

1

20.10

16

37

Склонение имён существительных и имён прилагательных

17

38

Имя числительное. Глагол

1

21.10

18

39

Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия

1

22.10

19

40

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Словарный диктант

1

26.10

20

41

Наречие как часть речи. Образование наречий

1

27.10

21

42

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

28.10

22

43

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

29.10

 Имя существительное-41ч.

1

44

Анализ контрольной работы. Распознавание падежей имён существительных

1

1.11

2

45

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных.

1

02.11.

3

46

Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1

03.11

4

2 четв.

47

Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах

1

15.11

5

48

Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

16.11

6

49

Три склонения имён существительных (общее представление)

1-е склонение имён существительных

1

14.11

7

50

Упражнение в распознавании  имён существительных 1-го склонения

1

17.11

8

Сочинение по картине по картине А.А. Пластова  «Первый снег»

9

51

2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения

1

18.11

10

52

2-е склонение имён существительных

1

19.11

11

53

Упражнение в распознавании  имён существительных 2-го склонения

12

54

3-е склонение имён существительных

1

22.11

13

55

Упражнение в распознавании  имён существительных 3-го склонения. Словарный диктант

1

23.11

14

56

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Проверочная работа 

1

24.11

15

57

Обучающее изложение

1

25.11

16

58

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

1

26.11

17

59

Именительный и винительный падежи

1

29.11

18

60

Правописание  окончаний имён существительных в родительном падеже

1

30.11

19

61

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Контрольное списывание

1

01.12

20

62

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

1

02.12

21

63

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

1

03.12

22

64

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах

2

06.12

07.12

23

65

Правописание  окончаний имён существительных в  творительном падеже

1

08.12

24

66

Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже. Контрольный словарный диктант

1

09.12

25

67

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже

1

10.12

26

68

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

1

13.12

27

69

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

14.12

28

70

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

29

71

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

1

15.12

30

72

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

в единственном числе»

1

31

73

Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

16.12

32

74

Склонение имён существительных во множественном числе

1

17.12

33

75

Именительный падеж имён существительных множественного числа. Словарный диктант

1

20.12

34

76

Родительный падеж имён существительных множественного числа

1

21.12

35

77

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1

22.12

36

78

Дательный, творительный ,предложный падежи имён существительных множественного числа

1

23.12

37

79

Обучающее изложение

1

24.12

38

80

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

1

27.12

39

3четв.

81

Контрольный диктант за первое полугодие

1

11.01

40

82

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа

1

12.01

41

83

Наши проекты: «Говорите правильно!»

1

13.01

Имя прилагательное-29ч.

1

85

Имя прилагательное как часть речи. Словарный диктант

1

19.01

2

86

Род и число имён прилагательных. 

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе)

1

20.01

3

87

Сочинение-описание по личным

наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

1

21.01

4

88

Склонение имён прилагательных

1

24.01

5

89

Составление текста-рассуждения

по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов»

1

25.01

6

90

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

26.01

7

91

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1

27.01

8

92

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

28.01

9

93

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

31.01

10

94

Именительный, винительный, родительный падежи

1

01.02

11

95

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Словарный диктант

1

02.02

12

96

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

03.02

13

97

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1

04.02

14

98

Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

1

07.02

15

99

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

08.02

16

100

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода

1

09.02

17

101

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

10.02

18

102

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. Словарный диктант

1

11.02

19

103

Изложение описательного текста

1

14.02

20

104

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний  имён прилагательных

1

15.02

21

105

Склонение имён прилагательных

во множественном числе

1

16.02

22

106

Сочинение-отзыв по  картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

1

17.02

23

107

Работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

18.02

24

108

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

1

21.02

25

109

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1

22.02

26

110

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор имён прилагательных

1

24.02

27

111

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

1

25.02

28

112

Анализ контрольного диктанта. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». Словарный диктант

1

28.02

29

113

 Составление устного сообщения

по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

01.03

 Местоимение-10ч.

1

114

Местоимение как часть  речи

1

02.03

2

115

Личные местоимения

1

03.03

3

116

Изменение  личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

04.03

4

117

 Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

1

06.03

5

118

Окончания личных местоимений в косвенных формах. Словарный диктант

1

07.03

6

119

Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами

1

09.03

7

120

Обобщение по разделу «Личные местоимения». Морфологический разбор личных местоимений

1

10.03

8

121

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Местоимение» 

1

11.03

9

122

Подробное изложение повествовательного текста

1

14.03

10

123

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и изложении

1

15.03

             

  Глагол -35ч

1

124

Контрольный диктант за III четверть 

1

16.03

2

125

Анализ контрольного диктанта. Роль глаголов в языке. Контрольное списывание

1

17.03

3

126

Изменение глаголов по временам

1

18.03

4

127

Неопределённая форма глагола

1

21.03

5

128

Неопределённая форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов)

1

22.03

6

129

Изменение глаголов по временам

1

23.03

7

130

Письменное изложение повествовательного текста по цитатному  плану

1

24.03

8

131

Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

25.03

9

4 четв.

132

Спряжение глаголов

2

04.04

05.04

10

133

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов

11

134

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

06.04

12

135

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

1

07.04

13

136

 Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение по изученным темам о глаголе.

1

08.04

14

137

I и II спряжение глаголов настоящего и  времени

1

11.04

15

138

I и II спряжение глаголов будущего и  времени

1

12.04

16

139

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями

1

13.04

17

140

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

3

14.04

15.04

18.04

18

141

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

19

142

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями

20

143

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа

1

19.04

21

144

Наши проекты: «Пословицы и поговорки»

1

20.04

22

145

Возвратные глаголы (общее представление).

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

1

21.04

23

146

Правописание –тся и ться в возвратных глаголах

1

22.04

24

147

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

1

25.04

25

148

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение)

1

26.04

26

149

Правописание  глаголов в прошедшем времени по родам и числам

1

27.04

27

150

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов

1

28.04

151

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Контрольный словарный диктант

1

29.04

152

Обобщение по разделу «Глагол». Морфологический разбор глаголов

1

02.05

153

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании

1

03.05

154

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Контрольное списывание (с грамматическим заданием)

1

04.05

155

Анализ ошибок. Составление текста на спортивную тему

1

05.05

156

1

06.05

157

Анализ ошибок, допущенных при списывании текста и при выполнении грамматического задания

1

10.05

158

Административный  контрольный диктант

1

11.05

                                   

Повторение-12ч

159

Анализ контрольного диктанта. Язык и речь

1

12.05

160

Текст. Сочинение-отзыв по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

1

13.05

161

Предложение и словосочетание

1

16.05

162

Лексическое значение слова

1

17.05

163

Контрольное изложение повествовательного текста

1

18.05

164

Анализ контрольного изложения. Состав слова

1

19.05

165,

166

Правописание орфограмм в значимых частях слова

2

20.05

23.05

167,

168

Части речи

2

24.05

25.05

169,

170

Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения

2

26.05

27.05

Резерв

Морфологический разбор частей речи

Предложение. Текст

Урок-игра «По галактике Частей Речи»

2

   30.05

31.05

Приложение 1

СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Класс: 4 «В»

Количество часов и п/р на 2015– 2016 учебный год

Всего часов

170

Часов в неделю

5

Административных к/р

3

Плановых к/р

11

Проверочных работ.

(Оценка достижений)

6

Сводная ведомость часов за год

Учебные четверти

Количество часов по программе

1 четверть

46

2 четверть

32

3 четверть

53

4 четверть

39

Год

170

Распределение часов по разделам предмета

Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение

11

2

Предложение

10

3

Слово в языке и речи

22

4

Имя существительное

41

5

Имя прилагательное

29

6

Личные местоимения

10

7

Глагол

35

8

Повторение

12

Итого:

170


Приложение 2

ГРАФИК ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ п/п

Наименование темы работы

Форма проведения

Дата проведения

Корректировка, причина

1

Проверочная работа  по теме «Повторение»

п/р

15.09

2

Входной контрольный диктант

к/д

20.09

3

Проверочная работа по теме «Предложение»

п/р

29.09

4

Контрольное списывание

к/с

05.10

5

Контрольный диктант за I четверть

к/д

20.10

6

Проверочная  работа по теме «Части речи»

тест

28.10

7

Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. Проверочная работа

тест

24.11

8

Контрольное списывание

к/с

01.12

9

Контрольный диктант за первое полугодие

к/р

13.12

10

Контрольный словарный диктант

к/р

16.12

11

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

в единственном числе»

к/д

20.12

12

Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»

к/д

25.02

13

Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме «Личные местоимения» 

к/р

11.03

14

Контрольный диктант

за III четверть

к/д

16.03

15

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Проверочная работа

п/р

19.04

16

Контрольный словарный диктант

к/д

29.04

17

Проверочная работа по теме «Глагол»

тест

04.05

18

Контрольное списывание

(с грамматическим заданием)

к/р

06.05

19

Административный  контрольный диктант

к/р

11.05

20

Контрольное изложение повествовательного текста

к/р

18.05


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

                В процессе обучения очень важную роль играет диагностика учебного процесса. Она строится на обратной связи. С одной стороны — на информации, поступающей от учащегося к учителю, свидетельствующей об успешности процесса обучения, достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании у них ключевых компетенций и т. д. Или же, наоборот, — о затруднениях, тормозящих процесс обучения. Это позволяет учителю оценивать результаты обучения, корректировать его процесс, планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты учащихся. С другой стороны, обратная связь важна для учащихся: они могут видеть свои достижения и недостатки, получить оценку своей деятельности.                

На основе обратной связи, осуществляется такой важный элемент диагностики процесса обучения, как контроль.

               Предваряющий (входной) контроль используется преимущественно перед изучением нового материала, с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса и имеющегося опыта учащихся.

               Текущий контроль в форме устных опросов, письменных проверок и т. д. проводится, как правило, в процессе изучения конкретной темы (материала).

               Периодический (этапный, рубежный) контроль целесообразен для проверки усвоения крупной темы, раздела.

               Итоговый контроль проводится после окончания определенного этапа обучения — четверти, полугодия, года.

                   Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

    Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

    Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

  Контрольное изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

 Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценочный фонд размещен на школьном сервере в сетевом окружении «Начальная школа» в папке «Банк оценочных работ»: УМК «Школа России»: 4 класс: Русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...