Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку на тему

Мусорина Галина Анатольевна

Программа кружка "Занимательный русский язык" для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnyy_russkiy_yazyk.razvitie_rechi.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

      «Утверждаю»

Директор ОУ

                                                                                         _______________ Г.А. Баева

                                                                                 

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Занимательный русский язык»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Разработчик:

                                                                                                 Мусорина Г.А.

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           

Рассмотрена и принята                                                     «Согласована»    

на заседании  методического                                    зам. директора по УВР

объединения                              

 Протокол № _______                                            ____________________

От «___» ________ 20____ г.                                      От «____» ________20__г.

Руководитель МО _______________

                                                  2014-2015 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Занимательный русский язык»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу  во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н. Программа рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. УМК курса :

1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Методическое пособие . 2 класс.- М.: Росткнига, 2009. – 80 с. – (Юным умникам и умницам).

2.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочая тетрадь .1 часть.2 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 42 с. – (Юным умникам и умницам).

 3. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» :Рабочая тетрадь.2 часть. 2 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 43 с. – (Юным умникам и умницам).

Курс направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Общая характеристика курса в учебном плане

Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Занятия по содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Место учебного курса в учебном плане

Данный курс ориентирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю

Ценностные ориентиры

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки раз

. Занятия выстроены следующим образом:

1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и др.)

Личностные, метапредметные и предметные результаты курса

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Содержание учебного курса

Материал учебного курса «Занимательный русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса обучающиеся должны

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Календарно-тематическое планирование

Тема

Число

Слово. Значение слова

Многозначные слова

Омонимы

Омофоны, омоформы

Синонимы.

Антонимы.

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Фразеологизмы

Пословицы

Загадки

Изобразительные средства. Сравнение.

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

Текст. Тема текста. Заглавие.

Текст. Опорные слова.

Опорные слова

Проверочная работа

Составление плана.

Виды плана.

Виды планов (картинные и цитатные)

Связь между предложениями в тексте .

Связь между частями текста

Работа с деформированным текстом

Редактирование текста.

Типы текста. Описание.

Типы текста. Описание.

Текст – сравнение  описание.

Типы текста. Повествование.

Тип текста. Рассуждение.

Типы текста. Рассуждение.

Сочинение на тему «Мой выходной день».

  1. -

Редактирование текста.

Повторение пройденного. КВН

Повторение пройденного. Игра «Когда всем весело»

Планируемый результат

Обучающийся научится

Первичному умению

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

-составлять текст из набора предложений;

-выбирать заголовок текста из ряда данных.        Использовать средства устного

общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

-анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок,   магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

-осознавать   собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

-понимать особенности диалогической формы речи;

-первичному умению выражать   собственное   мнение, обосновывать его;

-первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

-определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

-восстанавливать деформированные тексты.        Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-выражать  собственное мнение, обосновывать его;

-владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);

-строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

-применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и быто-вого общения;

-определять  последовательность частей текста, составлять план.        Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);

-выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

-самостоятельно озаглавливать текст;

-составлять план текста;

-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-находить    части (вступление,  основная часть, заключение) в небольшом тексте;

-первичному умению сочинять записку, поздравительную     открытку;

 -составлять текст по его началу, по его концу        -распознавать тексты раз¬ных типов: описание и повествование;

-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

-определять последовательность частей текста;

-составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр        -использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

-сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;

-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

-составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;

-создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;

-подробно или выборочно пересказывать текст;

-выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, со-провождающая защиту проекта);

-пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, га-зетами, журналами, Интернетом.        -создавать тексты по предложенному заго¬ловку;

-подробно или выборочно пересказывать текст;

-пересказывать текст от другого лица;

-составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;

-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);

-выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;

-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);

Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Репродукции картин, портреты писателей и поэтов.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Технические средства

Компьютер

Принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

Час занимательного русского языка.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...

"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.

Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...