Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку на тему
Программа кружка "Занимательный русский язык" для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
«Утверждаю»
Директор ОУ
_______________ Г.А. Баева
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Занимательный русский язык»
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)
Разработчик:
Мусорина Г.А.
учитель начальных классов
Рассмотрена и принята «Согласована»
на заседании методического зам. директора по УВР
объединения
Протокол № _______ ____________________
От «___» ________ 20____ г. От «____» ________20__г.
Руководитель МО _______________
2014-2015 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Занимательный русский язык»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу во 2 классе составлена по авторской программе «Школа развития речи» автора Соколовой Т.Н. Программа рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. УМК курса :
1.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Методическое пособие . 2 класс.- М.: Росткнига, 2009. – 80 с. – (Юным умникам и умницам).
2.Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочая тетрадь .1 часть.2 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 42 с. – (Юным умникам и умницам).
3. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» :Рабочая тетрадь.2 часть. 2 класс.- М.: Росткнига, 2013. – 43 с. – (Юным умникам и умницам).
Курс направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Общая характеристика курса в учебном плане
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Занятия по содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Место учебного курса в учебном плане
Данный курс ориентирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю
Ценностные ориентиры
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки раз
. Занятия выстроены следующим образом:
1. Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и др.)
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Содержание учебного курса
Материал учебного курса «Занимательный русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Число |
Слово. Значение слова | ||
Многозначные слова | ||
Омонимы | ||
Омофоны, омоформы | ||
Синонимы. | ||
Антонимы. | ||
Фразеологизмы | ||
Фразеологизмы | ||
Фразеологизмы | ||
Пословицы | ||
Загадки | ||
Изобразительные средства. Сравнение. | ||
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | ||
Текст. Тема текста. Заглавие. | ||
Текст. Опорные слова. | ||
Опорные слова | ||
Проверочная работа | ||
Составление плана. | ||
Виды плана. | ||
Виды планов (картинные и цитатные) | ||
Связь между предложениями в тексте . | ||
Связь между частями текста | ||
Работа с деформированным текстом | ||
Редактирование текста. | ||
Типы текста. Описание. | ||
Типы текста. Описание. | ||
Текст – сравнение описание. | ||
Типы текста. Повествование. | ||
Тип текста. Рассуждение. | ||
Типы текста. Рассуждение. | ||
Сочинение на тему «Мой выходной день». | ||
| Редактирование текста. | |
Повторение пройденного. КВН | ||
Повторение пройденного. Игра «Когда всем весело» |
Планируемый результат
Обучающийся научится
Первичному умению
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
-составлять текст из набора предложений;
-выбирать заголовок текста из ряда данных. Использовать средства устного
общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);
-анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;
-осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
-понимать особенности диалогической формы речи;
-первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
-определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;
-восстанавливать деформированные тексты. Осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях; выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
-выражать собственное мнение, обосновывать его;
-владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
-строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
-применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и быто-вого общения;
-определять последовательность частей текста, составлять план. Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор);
-выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить части (вступление, основная часть, заключение) в небольшом тексте;
-первичному умению сочинять записку, поздравительную открытку;
-составлять текст по его началу, по его концу -распознавать тексты раз¬ных типов: описание и повествование;
-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
-определять последовательность частей текста;
-составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр -использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
-сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
-находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
-составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
-создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, со-провождающая защиту проекта);
-пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, га-зетами, журналами, Интернетом. -создавать тексты по предложенному заго¬ловку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип;
-различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового);
-выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;
-анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составляемых текстов);
Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Репродукции картин, портреты писателей и поэтов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства
Компьютер
Принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-59252-1352810361.jpg)
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-89884-1402756001.jpg)
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-601647-1581925068.jpg)
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...