Рабочая программа по русскому языку. 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Шмойлова Ирина Сергеевна

Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3.docx93.31 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области

«Рассмотрено»

ШМО

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

________  / ________________/

           Протокол №___

           от «__» __________ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________  / ________________/

            от «__» __________ 20___г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

________  / Харыбина Г.П.

             Приказ № ___

от «__» __________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету русский язык

2015- 2016 учебный год

класс 3

учитель: Шмойлова И.С.

квалификация: учитель начальных классов

Рассмотрено  Педсоветом

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

№__ от «__» _______ 20___г

с. Старосемейкино

2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса разработана на основе программы  В.П. Канакиной  и  В. Г. Горецкого     «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4  классы» - М.: «Просвещение», 2011, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования на базовом уровне.

В учебном плане ГБОУ ООШ с. Старосемейкино на 2015 – 2016 учебный год на изучение предмета русский язык в 3 классе отводится 5  часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 170  часов  в год.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником  В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2012. В 2 частях, М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика предмета:

Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу    усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Центральное место  в содержании  курса занимает тема «Предложение», поскольку работа над предложением направлена  на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в  устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.    На синтаксической основе школьники осваивают  нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

      Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Программа предусматривает формирование у младших школьников  представлений о лексике русского языка. Освоение  знаний о лексике  способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель  интеллектуального и речевого развития личности.  

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Построена с учетом реализации  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Цели и задачи преподавания предмета:

      Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. 

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие нравственных и эстетических чувств;
  • развитие способностей к творческой деятельности.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные, метапредметные результаты:

Личностные результаты:

 •  осознание языка как основного средства человеческого общения;

 •  восприятие русского языка как явления национальной культуры;

 •  понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной куль­туры человека;

 •  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  Метапредметные  результаты:

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

 •  активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных);

 •  правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;

 •  усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками;

 •  орфографической грамотности;

 •  применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками;

 •  правописания сложных слов и глаголов с не;

 •  написания слов с непроверяемыми орфограммами;

 •  письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

Организация образовательного процесса:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

Применяются технологии индивидуального, индивидуально – группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

теоретические/ изучения и закрепления темы

лабораторно – практические работы, уроки развития речи

контрольные работы

1

Язык и речь

2

2

-

2

Текст. Предложение.

Словосочетание.

14

13

-

1

3

Слово в языке и речи.

19

16

2

1

4

Состав слова.

16

12

3

1

5

Правописание частей слова.

29

25

3

1

6

Части речи.

76

69

5

2

7

Повторение

14

9

4

1

Итого

170

График контрольных работ

Четверть

Дата

Тема работы

I  четверть

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

II четверть

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»

III четверть

Контрольный диктант по теме «имя существительное»

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

IV четверть

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Итоговый контрольный диктант

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Планируемые результаты

Используемые электронные образовательные ресурсы

Деятельность уч-ся, УУД

Освоение предметных знаний

I четверть

Язык и речь

1.

Наша речь. Виды речи.

Личностные:    

 Адекватно воспринимать оценку учителя. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

Целеполагание;  Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации; - выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Коммуникативные:

-владение монологической и диалогической формами речи

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2.

Наш язык.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

Текст. Предложение. Словосочетание

3,4

Текст. Типы текстов

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нем предложения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения.

5

Предложение.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

6

Виды предложений по цели высказывания.

7.

Виды предложений по интонации.

8

Предложения с обращением

9

Обучающее изложение

10, 11

Главные и второстепенные члены предложения.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

12, 13

Простое  и сложное предложения.

14, 15

Словосочетание. Словарный диктант.

Тест.

16

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Слово в языке и в речи

17

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

18

Синонимы и антонимы.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

19

Омонимы.

20

Слово и словосочетание.

21

Фразеологизмы

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

22

Обучающее изложение

23

Части речи. Имя существительное.

24

Имя прилагательное.

25, 26

Глагол. Проверка знаний.

27.

Что такое имя числительное?

28

Однокоренные слова. Словарный диктант.

29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

Звуки и буквы. Гласные звуки.

30

Звуки и буквы. Согласные звуки.

31.

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

32

Обучающее изложение.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

33

Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант.

34

Проект «Рассказ о слове»

35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Состав слова

36

Что такое корень слова?

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.

Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Редактировать предложения с однокоренными словами Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту        

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом участвовать в презентации своей работы.

37

Как найти корень в слове? Словарный диктант.

38

Сложные слова.

39, 40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

II четверть

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

42.

Значения приставок.

43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

44

Значения суффиксов.

Словарный диктант.

45

Сочинение по картине А.А.Рылова.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

46

Что такое основа слова?

47

Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.

Тест

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

50

Обучающее изложение.

51

Проект «Семья слов»

Правописание частей слов

52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Личностные:

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 - Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- анализ с целью выделения признаков;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.  Находить и отмечать в словах орфограммы        

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач, использовать алгоритм в практической деятельности

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмом)

Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять текст по репродукции картины В. IV!. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.

53-55

Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

56 - 59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

60

Обучающее изложение.

61 - 63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.

64, 65

Правописание слов с удвоенными согласными

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

68 - 70

Правописание суффиксов и приставок.

71

Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

72

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

73, 74

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

75.

Обучающее изложение.

76

Контрольный диктант по теме «правописание частей слов»

77

Проект «Составляем орфографический словарь»

78, 79, 80

Обобщение и систематизация знаний.

III четверть

Части речи

81

Части речи.

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе

Имя существительное

82, 83

Имя существительное и его роль в речи.

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.

Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.

Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.

Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать

правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)

Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.

Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.

Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.

Записывать текст под диктовку и проверять написанное.

Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя).

Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Характеристика деятельности учащихся

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.) Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.

Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвя- щённые зимней природе.

Писать диктант и проверять написанное.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

84, 85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

86

Обучающее изложение.

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

88

Проект «Тайна имени»

89, 90

Число имён существительных.

91, 92

Род имён существительных. Словарный диктант.

93, 94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

95

Обучающее изложение.

96

Склонение имен существительных

97

Самостоятельная работа по теме имя существительное.

98, 99

Падеж имен существительных

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

100

Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

101

Именительный падеж

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

102

Родительный падеж

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

103

Дательный падеж

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

104

Винительный падеж

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

105

Творительный падеж

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

106

Предложный падеж. Словарный диктант

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

107

Обучающее изложение

108

Все падежи

109

Обобщение знаний. Тест

110

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

112

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»

Имя прилагательное

113, 114

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др).

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле.

Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста.

Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.

Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).

Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

115

Роль прилагательных в тексте

116

Текст-описание

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

117

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»

118

Род имён прилагательных

119, 120

Изменение имён прилагательных по родам

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

121,122

Число имён прилагательных

123,124

Изменение имён прилагательных по падежам

125, 126

Обобщение знаний.

Обобщение знаний. Проверка знаний

127

Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»

128

Обобщение знаний.

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

130

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»

IV четверть

Местоимение

131

Личные местоимения

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.

Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников.

132

Изменение местоимений по родам

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

133, 134

Местоимение. Словарный диктант

135

Обучающее изложение

Глагол

136 -138

Значение и употребление глаголов в речи

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.

Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.

Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке»

139, 140

Неопределённая форма глаголов

141, 142

Число глаголов

143

Времена глаголов

144

Времена глаголов. Второе лицо

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

145, 146

Изменение глаголов по временам

147

Обучающее изложение

148, 149

Род глаголов в прошедшем времени

150, 151

Правописание частицы не с глаголами

152 - 155

Обобщение знаний

Обобщение знаний. Тест

156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Повторение

157, 158

Работа над ошибками. Части речи

Личностные:    

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

- знание моральных норм;

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

- Целеполагание;

 -Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 - поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.- анализ с целью выделения признаков ;

-синтез– составление целого из частей;

-установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-постановка вопросов;

-разрешение конфликтов;

-управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. 

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

 Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

159

Обучающее изложение

160

Обобщение изученного о слове, предложении

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

161

Правописание окончаний имен прилагательных

162

Правописание предлогов и приставок

163

Правописание безударных гласных

164

Правописание значимых частей слова

Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, 3 класс

165

Итоговый контрольный диктант

166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

167

Обучающее изложение

168

Текст

169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»

170

КВН «Знатоки русского языка»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

  • предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
  • главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
  • однородные члены предложения;
  • состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
  • правописание парных согласных в корне;
  • правописание непроизносимых согласных;
  • правописание слов с двойными согласными;
  • изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
  • правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
  • имя числительное; правописание количественных числительных.

Обучающийся  должен  уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

-  ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

-  устанавливать связь слов в предложении;

-  распознавать предложения с однородными членами;

-  выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-  производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

-  производить разбор слова по составу;

-  обозначать парные согласные в корне;

-  писать слова с непроизносимыми согласными;

-  писать слова с двойными согласными;

-  изменять имена существительные по падежам;

-  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

-  писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

-  писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

-  использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-  пользоваться словарями и справочной литературой.

Перечень учебно -  методического обеспечения

  1. Основная литература
  • Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2011 год  

2. Дополнительная литература

  • Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.)

3. Учебные и справочные пособия.

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.
  • Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку  для 3 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
  • Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.

Нормы оценки ответов учащихся

Отметка «5» ставится при отсутствии ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; учитывается логичность и полнота изложения.

Отметка «4» ставится при полном раскрытии вопроса, самостоятельном суждении, отражении предмета обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» ставится при уровне выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо основных положений.

Оценка за «общее впечатление от письменной работы».

Определение отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетичность, чистота и др.)

Снижение отметки допускается, если в работе имеется 2 неаккуратных исправления; работа оформлена плохо, нечитаемая, много зачёркиваний, отсутствие полей, красных строк. Учитель может выставлять в тетрадь 2 отметки (например, 5/3): за правильность задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать  результаты обучения и "развести" ответы на вопросы: "Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "Каково его прилежание и старание?"

Не затрагивая вопроса о существующих формах и способах контроля и проверки достижений младших школьников, хотелось бы обратить внимание на особенности оценивания при организации различных форм контроля. При организации текущего контроля педагогически нецелесообразно поспешное применение цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, что определяет усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок.

При проведении контроля и выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на "4", в то время как в процессе текущего контроля соотношение между "4" и "3" было в пользу "3". Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает "4". В то же время другой ученик, который имел твердую "4" в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на "3". Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до "4". Данные критерии прописаны в «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Методическое письмо МО РФ от 19.11.98 № 1561(14-15)

Диктант

«5» (отлично) ставится за диктант, в котором нет орфографических и пунктуационных ошибок на текущий и ранее изученный материал. Допускается не более одного недочета: «отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с заглавной буквы, неправильное и верное написание одного и того же слова при наличии в работе нескольких таких слов на одно и то же правило».

«4» (хорошо) ставится за диктант, в котором допущено 2-3 ошибки по текущему материалу или не более двух ошибок по изученному ранее материалу.

 «3» (удовлетворительно) ставится за 4—6 ошибок по текущему материалу или за 3-5 ошибок по изученному ранее материалу.

«2» (плохо) ставится за семь ошибок по текущему материалу или за шесть ошибок по изученному ранее материалу.

В текущих работах вводится дополнительная отметка (в знаменателе) за общее впечатление от работы, учитываются также аккуратность выполнения всей работы, четкость исправлений, красота оформления и расположения материала.

За исправления учащихся в работах отметка не снижается (формируется навык самоконтроля и самооценки).

Нормы оценки за списывание с пропущенными орфограммами соответствуют нормам оценки за диктант.

За списывание без задания критерии оценки следующие:

Класс

Оценки

«5»

«4»

«3»

«2»

2

Без ошибок

1-2 ошибки

3 ошибки

4 ошибки

3-4

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 ошибки

Изложение

При выставлении отметки за изложение учитываются точность передачи авторского текста (без искажений и пропусков важного), а также орфографическая и пунктуационная грамотность.

«5» (отлично) — полно и логично передано содержание текста, нет орфографических и пунктуационных ошибок. Допускаются не более одного недочета (отсутствие красной строки, неточное использование слова и т. д.).

«4» (хорошо) — полно и логично передан авторский текст с незначительными нарушениями последовательности изложения, неточностями в использовании слов и построении предложений: возможны четыре лексических недочета или 2-3 ошибки (две орфографические и одна пунктуационная).

 «3» (удовлетворительно) — есть отклонения от авторского текста, искажающие его смысл и логику, неточности в построении предложений; употребление слов без учета их оценочной окраски; нарушения сочетаемости слов; неоправданные повторы одного и того же слова; использованы диалектные, просторечные слова (беден словарь); неполно раскрыто содержание. Количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок — 4-6.

«2» (плохо) — пропущена главная часть, имеются значительные отступления от авторского текста, нарушена последовательность изложения, крайне беден словарь; содержание не раскрыто; допущено более шести орфографических ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие "красной" строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

     

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался"). Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...