Урок по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Соловьева Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Имя приагательное как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prilagatelnoe_2_kl.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Соловьева Елена Александровна,

МБОУ школа №1г.Кулебаки

Урок по русскому языку во 2 классе

Тема: "Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи"

Задачи:

- обучающие: формирование умений различать по опознавательным признакам качественные, относительные и притяжательные прилагательные;

-развивающие: формирование лингвистической компетентности (умение оперировать терминами, строить суждение в научном стиле);

 формирование умений анализировать, сравнивать языковые явления;

-воспитательные: расширение культурного кругозора, воспитание любви к родному слову. 

Тип урока:урок формирования знаний

Формы работы учащихся: эвристическая беседа, составление связного текста на лингвистическую тему, работа с интерактивной доской, комментированное письмо, самостоятельная работа. 

УУД: 1.Предметные:определение роли прилагательных в русском языке

           2.Личностные: -мотивация к учебной деятельности;

                                     -самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

           3.Регулятивные:-формулировать и удерживать учебную задачу;

                                       -выполнять учебные действия в громкоречевой форме;

                                       -сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

                                       -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,                      

                                       -определять качество и уровень усвоения

          4.Познавательные:-называть и определять объекты и явления окружающей  

                                            действительности;

                                          -подведение под понятие на основе распознавания объектов,

                                           выделения существенных признаков;

                                         -установление причинно-следственных связей;

            5.Коммуникативные:-предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.

Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедиапроектор.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

-Слово учителя:

Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:

И учебник , и тетрадки.
Я настроился, готов
Заниматься весь урок.

- Какой, ребята, сейчас урок?

- Правильно урок русского языка.

- На уроке мы будем много писать, поэтому приготовим руки для письма.

- Запишите число, классная работа.

Чистописание.

Прописать Заглавную и строчную буквы Д.

- У меня на доске записаны слова:

Дружба, друг, подружка, дружить.

-Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова? Как мы должны трудиться на уроке?

- Запишите эти слова себе в тетрадь, и они станут девизом на нашем уроке.

- А теперь оцените свое настроение в начале нашего урока. (смайлики на полях)

2.Актуализация знаний.

 На доске записаны со слова. Все слова разные по своему значению. Какое, как вы думаете, будет задание? (Разбить на 2 столбика).

Вол…сы, больш…е, ...кно, рыж…е, девочка, белый,  ш...рокое, л…са, веселая, снег.

- Какое задание можно предложить к словам? (Вставить пропущенные буквы)

- Распределите слова в два столбика от выбранных орфограмм (безударные гласные, правописание шипящих с и)

- Какие столбики вы сформировали?

- Прочитайте слова в первом столбике, к какой части речи они относятся. (существительное)

- Прочитайте слова во втором столбике, на какой вопрос они отвечают?

Что вы знаете об этих именах? (Дают хар-ку частям речи)

3. Определение темы и задач урока

Определите, какие слова из второго столбика сочетаются с существительными из первого столбика? (рыжие волосы, широкое окно, большие леса, веселая девочка, белый снег)

-На какие вопросы они отвечают?

-Что они обозначают? (цвет, величину, то есть признак)

К какой части речи  прилагаются данные слова? ( к существительным.)

- Давайте проверим

Какая часть речи могла о себе сказать следующие строчки?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Они в русском языке называются…(прилагательные)

-Определите тему урока (Прилагательное)

-Определите задачи урока (Будем учиться различать прилагательные, узнавать их в речи, определим работу прилагательных в русском языке)

4.Первичное закрепление (пробное действие)

- А теперь давайте откроем учебник на стр. 86 и посмотрим на Упр. 148

- Прочитайте задание.

- Признаки каких предметов могут обозначать эти слова?

- На какие вопросы они отвечают? (какой? какая? какое? какие?)

- Запишите самостоятельно, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.

- Какие слова вы написали?

- Прочитайте слова тетушки Совы.

- Что обозначают слова? (признаки предметов)

- На какие вопросы отвечают? (какой? какая? какое? какие?)

- Как называются такие слова? (имя прилагательное)

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стул,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О каких словах рассказывает поэт? (об именах прилагательных)

- Так скажите: какой частью речи являются слова душистый и сладкий? (именами прилагательными)

- Докажите. (обозначают признаки предметов, отвечают на вопрос какой?)

Задание 2. (на доске)

- Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый            м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Какую роль выполняют прилагательные? (описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения, помогло ответить нам на какой из предложенных вами вопросов?

5. Физкультминутка.

Праздник, вырастил, овчарка, умный, помидор, приседать, замечательная, весёлые, выполните действие, которое я назову – садитесь. (Если называю имя существительное – поднимают руки вверх; имя прилагательное – приседают; глагол – бегут на месте.)

6. Дифференцированная самостоятельная работа

- работа по учебнику:

Чтение правила с.86, работа над упражнением 149.

Прочитать высказывание А.Толстого, выписать из текста прилагательные. Ответить на вопрос: С чем сравнивает автор яркость, меткость и певучесть русского языка.

Рефлексия.

А теперь давайте с вами подберем к существительным, написанным на доске,  подходящие по смыслу имена прилагательные.

(медведь, лиса, волк, снег, яблоко)

По цепочки один человек читает прилагательные – остальные проверяют. Самооценка на полях.

- Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?

Подведение итогов урока

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Что обозначают имена прилагательные?

- На какие вопросы отвечают?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока на следующих уроках?

- Наш урок подошел к концу и теперь оцените свои себя на полях. (смайлики на полях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Предлог как часть речи"

Преподаватель: Наумова Наталья Сергеевна, учитель начальных классовПредмет: русский языкАвтор учебника: Рамзаева Т.Г., Русский язык. Учебник для 2 класса, ч. 3. М., Дрофа, 2009.Тема: Предлог как часть...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...