Урок русского языка в 4 классе по ПНШ "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шакирова Гульфия Хамзиевна

Конспект урока русского языка в 4 классе по ПНШ  по теме "Простые и сложные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык                                                                       Шакирова Гульфия Хамзиевна

4 класс                                                                учитель начальных классов

Тема урока « Простые и сложные предложения»              МБОУ «СОШ №2»

                                                                                                       пгт Камские Поляны                                                                                                                                                                                        

Цели:    

1) Формировать предметные умения: сравнивать и различать простое и сложное предложения.

2)Формировать УУД:                                            

Познавательные : умение ориентироваться  в свей системе знаний, отличать новое от изученного, работа с правилами, выполнять задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные: умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : умение работать в паре, общаться.

.

Оборудование:

Учебник Русский язык, 4 класс, части 2, 3 (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова)

Тетрадь для самостоятельной работы, часть 2.(Т.А.Байкова)

Карточки для работы в группах.

Лист самооценки.

Ход урока.

I.   Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день, ребята. Мы  с вами находимся  в преддверии пятого класса. Для того, чтобы унести  в 5-ый класс большой багаж знаний,  нам с вами надо хорошо потрудиться на уроках. Готовы? Начинаем!

II. Актуализация знаний.

Прочитайте слова. Запишите их в 2 столбика:

1) слова, у которых  один корень;

2) слова, у которых два корня.

Переправа, лесосплав, беляк, белогрудый, гвоздодёр, передёргивать, подводник, водопад.

-Как называются слова, у которых несколько корней?  (сложные слова)

-Откройте Толковый словарь, прочитайте значения слова “сложный”.

(Дети читают: СЛОЖНЫЙ, -ая, -ое; 1. Состоящий из нескольких частей.

                                                               2. Трудный, запутанный.)

- Как вы думаете, сложные слова называются так потому, что это трудные, запутанные слова, или потому, что они состоят из нескольких частей?

( Они состоят из нескольких частей)

 

III. Введение в тему урока.

-Мы с вами продолжаем изучать большую тему «Предложение».  

-Как вы думаете, можно ли слово «сложный» употребить со  словом «предложение»?

-Запишите предложение:

 Проснулась тундра, появились первые цветы, деловито зажужжал шмель.

-Найдите и подчеркните основу предложения.

(Затруднение, в предложение несколько основ)

- Назовите основу первой части, второй части, третьей части.

(В каждой части подчёркивается основа)

-Сколько основ включает это предложение? (три)

- Откройте учебники на странице 177, прочитайте правило:

(Дети читают правило: Предложения бывают простые и сложные. Простое предложение -  предложение с одной основой. Предложение, в котором несколько частей и каждая часть  имеет свою основу, называется сложным. Сложное предложение включает несколько основ. между частями сложного предложения обычно ставится запятая.)

IV. Осмысление, применение знаний.

1. -Откройте тетради для самостоятельной работы на странице 84.

(Упр.82. Прочитай пословицы. С помощью простого карандаша раздели пословицы на две части. В каждой части подчеркни основу.

Глаза страшат, а руки делают.

Воин воюет, а жена дома горюет.

Собака лает, соловей молчит.

Медведь пляшет, а цыган деньги берёт.)

- Сделайте вывод. (Это сложные предложения, потому что в каждом из них две основы. Между частями сложного предложения поставлены запятые)

2. Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

(Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания.)

3.Работа в парах. (Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи. Включение в систему знаний и повторения )

Игра « Найди пару».

- На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах.

 Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Пригрело солнце. Появились первые проталины. Пошёл весенний дождь. Сверкнула молния. Грянул гром.

4.Попробуйте устно превратить сложные предложения в простые. (Учебная проблема, поиск решения проблемы)

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Взошло солнце, выпал дождь, бросили люди зерно в землю, выросло зерно в колос.

(Ученики зачитывают простые предложения)

5. Игра «Определи предложение по структуре» ( показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)

Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.

Около дома утопали в серебре тополя.

На серебряном блюде лежали яблоки.

 Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.

Серебряный голос соловья звучал в ночи.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности (Цель - научить осознавать свои достижения).    

-Подошёл к концу наш урок.

 Все ли цели нами достигнуты?

 Благодаря чему мы их достигли?

-Оцените свою работу на уроке.

Самооценка. Используется метод незаконченного предложения.

Я научился:

Я хотел бы больше:

Оказывается, что:

VI. Домашнее задание: составить 5 сложных предложений на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Методическая разработка. Урок русского языка .4 класс. Тема: " Повторение знаний о предложении."

Тема урока « Повторение знаний о предложении».Цель: закрепление знаний по теме « Предложение».Задачи:1)    закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения;2)...

Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова

Тип урока Урок изучения нового материалаТема Сложные словаЦель Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение э...

Урок русского языка ( 4 класс) .Тема: "Простые и сложные предложения".

Сценарий состоит из конспекта урока, презентации . Тема: "Простые и сложные предложения"Цель урока: познакомить обучающихся  с понятиями "простые и сложные предлож...

Урок русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Сложные слова"

Цель урока: создание  условий для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний....