Тема. Правописание гласных а, у, и после шипящих и ЧК, ЧН.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бондаренко Виктория Васильевна

Тема.  Правописание гласных а, у, и после шипящих и ЧК, ЧН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_russkiy_yazyk.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Правописание гласных а, у, и после шипящих и ЧК, ЧН.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ; ЧК,ЧН

 развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.

Задачи: учить применять теоретические знания на практике;

способствовать обогащению словаря учащихся;

 развивать коммуникативные навыки речи, развивать речь, устойчивость и объём    внимания, умение делать выводы;

 воспитывать активное отношение к приобретаемым на уроке умениям.

Ход урока.

I. Мативация

 - Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Поприветствуйте их.

 - Солнце в класс к нам заглянуло,

 Поприветствовало всех,

 Улыбнулось, подмигнуло:

 «Мол, пусть всем сопутствует успех!»

II. Формулирование темы, цели урока.

Какой сейчас урок? Как вы догадались? (буквы на доске, домики)

У-ль - Давайте настроимся на серьёзную работу. Для этого выполним логическое упражнение. Слушайте внимательно:

 Буквы Ж,Ч, И живут в разных домиках: в деревянном, кирпичном и соломенном. Буква И живёт в кирпичном домике. Буква Ч не живёт в соломенном домике. В каких домиках живут буквы Ч и Ж? (Ч – в деревянном, Ж – в соломенном).

 У-ль: Какие буквы я должна добавить? (Ч-Щ- звуки , согласные, мягкие; Ж,Ш- звуки всегда твёрдые)

У-ль: В кирпичный домик, что добавим? (А,У )

У-ль: У нас ещё один домик остался? Туда пойдут жить. ( буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН)  

У-ль - Какие слоги-слияния можно составить из этих букв? (ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ)

У-ль  - Как вы думаете, какова же тема урока? (Обощение знаний о шипящих согласных). Чему мы будем учиться?

У-ль: Мы постараемся создать маленький  проект. Зачем? Для чего?  

 (Составим набор слов на наши правила и передадим будущим первоклассникам, чтобы они продолжали составлять слова и  обогащали свой  словарный запас)

У-ль: Запись в тетрадях число, классная работа

III. Каллиграфическая минутка.

 У-ль: - Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

У-ль:  - Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

У-ль:  - Давайте составим из букв предыдущего задания различные соединения и пропишем их с комментированием: жши жиш шжи шиж ижш ишж и т.д.

4. Выборочный диктант.

У-ль:  - Какое сейчас время года?

У-ль:  - Ваши ассоциации со словом ВЕСНА.

 - А знаете ли вы, что  1 апреля  отмечается международный день птиц? День птиц - это время прилёта пернатых с зимовок. В России праздник отмечают с 1994 года, но и раньше возвращение перелётных праздновалось, потому что это означало наступление весны. В народе так и говорили: «Увидел грача – весну встречай». Обычай старины - печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки - заклички. Одна из старейших традиций - развешивание в этот день скворечников, и прочих "птичьих домиков".

У-ль:  Какие слова вы услышали на наше правила записываем?

Конверт№1 (грача, встречай, обычай, заклички, скворечников)

(Дети выбирают карточки и подвешивают к нужному домику)

Весной бывают сильные ветра. Ветер все буквы перепутал. Исправь ошибки (текста у каждого ребёнка)

5. Самостоятельная работа.

 Конверт№2 работа с текстом

Дети идут в  рощу. Рядом бежит Жучка. Под кустом шуршит ёжик. Белка грызёт шишки. Стучат дятлы. Вороны громко кричат.  

  Проверка через  Слайд№1

У-ль:   Как бы вы озаглавили текст? (РОЩА)

 Физкультминутка.

 - А сейчас я предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес.

 - Какие правила мы должны соблюдать в лесу?

 (- Нельзя срывать цветы!

 - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников!

 - Нельзя обижать животных!

 - Нельзя ловить животных, насекомых и птиц и уносить их домой!

 - Надо быть наблюдательным!

 - Будь природе другом!)

6.Подпиши картинку

 Конверт№3  Дети находят картинки: ежи, ландыши, бельчата, шишки, бабочки  

 (взаимопроверка) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте у своих соседей.

 Слайд №2 Ежи,  ландыши,  шишки,  чижи,   бабочки

 7) - Давайте ещё раз заглянем в наш лес

 Выполнив задание, мы увидим удивительную картину из жизни животных.

1 ряд В лесной глуш_,

 В глухой тиш_

 Играли в прятки малыш_:

2ряд  Уж_ залезли в камыш_,

 За ш_повник спрятались еж_,

 В ш_роком дупле затаились стриж_,

 3 ряд А ты нужную букву впиш_,

 И найдутся малыш_!

Проверка Слайд №3   - Какую картинку из жизни лесных жителей нам удалось увидеть при помощи этого стихотворения?

 - Какой вывод вы можете сделать? (в природе всё гармонично и нельзя ничего нарушать) к какому домику поместим слова?

 

8.Придумать слова на наши правила? (по рядам на карточках распределять по домикам)

9. Подведём сейчас итог,

 А не зря  прошёл урок?

 Вы, ребята, не зевайте,

 А скорей мне отвечайте:

  Как вы считаете, наш урок достиг цели?

 - А какими способами? (Вместе, группами, в парах, самостоятельно)

 - Где будете применять полученные знания?

 - Кому сегодня сопутствовал успех?

 - Как вы думаете, почему?

 - Перед вами лежат листочки с «Лесенкой самооценки». На какую ступеньку поставили бы вы себя после сегодняшнего урока?

                             10

                          9

                      8

                   7

                6

             5

          4

       3

    2

 1

Проект «Удивительные слова» На уроках русского языка даю задание «найти пословицы и поговорки о труде, взаимопомощи, о Родине и т.д.

Поэзия военного времени (чтение стихов, иллюстрация их)

Готовлю с детьми сказку или праздник. Иллюстрирование сказок (как итоговое занятие)

Проиллюстрировать понравившиеся сюжеты к рассказам. На следующем уроке разворачивается целая «ярмарка» произведений писателя.  Или подобрать загадки, скороговорки о бытовых предметах. Тематика разнообразна. Составляют дети викторины, ребусы по пройденным рассказам, сказкам.

По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрации к произведению, придумать свою сказку на новый лад.  Очень детям нравится самим придумывать сказки.

На уроке труда изготовление поделок из бросовых материалов. Такие уроки мы называем «Уроки творчества».  

Мы с первого класса изготавливаем кормушки для птиц, каждый раз они у нас разные, по математике считаем находим периметр, площадь

Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим..

Урок- конференция по литературным журналам

Велась подготовка найти разные журналы. узнать историю этих журналов, подготовить презентации

Мы учимся создавать проекты

Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети находят информацию, ищут описание и т.д. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.

Практическая значимость

Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство,  интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить  звукобук...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание гласных и, а, у после шипящих" "Школа 2100"

Интерактивный урок проводится с использованием студии Мимио. Презентацию к уроку можно скачать на mimioconnekt.com/...

Урок русского языка в 1 классе. "Гласные и, у, а после шипящих".

На этом уроке учащиеся закрепляют правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу. щу....

Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих и ц.

Урок по теме "Правописаниегласных в окончаниях существительных после шипящихи ц"....

Технологическая карта урока на тему "Гласные И, У, А после шипящих"

Русский язык.Класс:  3 Учитель: Голованова Инна ЕвгеньевнаТема: Гласные И, У, А после шипящих.Тип урока: урок актуализации ЗУН.Цель: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и...