Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Амирова Анаханум Фазильевна

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Понятие о местоимении.

Личные местоимения»

23.03.2017год

Учитель начальных классов:

Амирова Анаханум Фазильевна

Цели урока: 1) знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; совершенствование умения производить морфологический и морфемный  разборы;

2)обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти,  творческих   способностей,   мышления, внимания; развитие коммуникативных  общеучебных умений.

3) воспитание уважительного отношения к близким, самостоятельности, аккуратности.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Закон наш такой:

Забыть про покой

И бодро заняться работой!

2. Самоопределение к деятельности.

-Разгадайте кроссворд и узнаете тему урока.

  1. Имя существительное обозначает …( предмет).
  2. Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? (Существительное).
  3. Что нужно поставить к слову, чтобы определить часть речи? (Вопрос).
  4. Имена числительные обозначают…(количество).
  5. Часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? (Глагол).
  6. Имя прилагательное обозначает…(признак).
  7. Наречие – это …часть речи (неизменяемая).
  8. Часть речи, которая отвечает на вопросы как? Куда? Откуда? (Наречие)
  9. Часть речи, которая обозначает количество предметов при счете.(Числительное).
  10. Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? (Прилагательное).
  11. Глагол обозначает …(действие).

-Прочитайте слово в выделенном столбце. Что такое местоимение? (Это часть речи.)

-Сформулируйте тему урока.


3.  Минутка чистописания.

- Отгадайте ребус.   7 я  -  семья .  Какие орфограммы увидели в этом слове? Назовите гласные буквы (е, я). Чем они интересны? Запишите букву  я, слово семья.   Назовите буквы из слова семья, которые обозначают согласные звуки. Запишите:  ся , мя.

4.Словарная работа. 

— Словарные слова с «опасной» буквой я: яблоко, заяц, рябина.

 На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово.

(Индивидуальная работа на карточках)

5.  Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме (Слайд4)

Имя сущ. - это ...

 Отвечает на вопрос ...

 Обозначает ...

Бывает ...

Изменяется ...

- Найдите в предложениях существительные,   которые   относятся   к семье.

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски. Морфологический разбор по образцу  (Слайд 6)

1. Часть речи.

2.  Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

- одушевленное,

- неодушевленное,

-род.

4.  Непостоянные признаки:

- число.

6. Сообщение темы и цели урока.

-  Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами.

7. Постановка проблемы, открытие нового.

 - Послушайте  текст:

Самое прекрасное слово на Земле - мама. Мама - добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

- О ком этот текст?  Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

- Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.

Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради (оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика):

Как ты говоришь о себе? (я)

 Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она?  Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Таблица на доске:

Местоимение

           ед. ч.

     мн. ч.

 1 л.

я

мы

 2 л.

ты

вы

 3 л.

он, она, оно

они

В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.) Как называются такие слова? (Записывает слово местоимение на 1-й строке таблицы.)  Читаем вывод в учебнике (стр. 55).

- Посмотрите на местоимения 1-го столбика, 2-го. Что вы заметили? Как изменяются местоимения? (Записать на 2-й строке таблицы: ед. ч., мн. ч.)

-Сформулируйте тему урока.

- А теперь немного отдохнем вместе с нашими «героями».

8. Физминутка. 

Я иду и ты идёшь – 1,2,3. (Шагаем на месте)

Он поёт, она поёт – 1, 2, 3. (Хлопаем в ладоши)

Мы идём и мы поём – 1,2,3. (Прыжки на месте)

Очень дружно мы живём – 1,2,3. (Шагаем на месте)

9.Надлюдение 

 1.Беседа по содержанию: семьи животных — стая, пара.

 - Прочитайте текст: назовите  местоимения, запишите пару слов: сущ. + мест.,

(Гусь – он,  берега – на них, гусь – я, гусь, гусёнок,  гусыня – мы. Найдите  однокоренные слова, выполните  разбор по составу: гусь, гусёнок, гусыня.)

- На какие вопросы отвечают местоимения?

-  Называет ли местоимение предмет?

Чтение второго определения. ( стр.56)

2. Инсценировка.

Разговор бабушки с внуком .

— Алло! Это я. Ты слышишь меня?

— Да, хорошо слышу.

- Мама дома?

 -Нет.

- А где она?

- В парикмахерской.

- А папа дома?

- Его тоже нет.

- Он где?

- На работе.

-  Каждое местоимение указывает на лицо. Тот, кто начинает разговор, называет себя я.

Это первое лицо, которое участвует в диалоге. На второго участника диалога (второе  лицо) указывает местоимение ты. Эти двое  говорят о ком – то ещё, кто не участвует в диалоге ( т.е. о третьих лицах): она, он.

Прочитайте 1-ю строчку таблицы, 2-ю и 3 – ю. В тетрадях дописывают сбоку: 1, 2, 3-е лицо.  Вот почему эти местоимения называются личными.

-  Как изменяются местоимения 3-го лица ед.ч.?

10.Первичное   закрепление. Развитие умений.

  1. Работа   с   деформированным текстом на карточках. Работа в парах.

Задание: восстановить  деформированный текст , заменить повторяющееся слово местоимением,  указать число и лицо местоимений.

Карточка.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка (она) во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой (ней) не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке (ней),

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

 

2. Упр. 294, стр.58.

Прочитай и найди в каждой строчке четвёртое лишнее слово. Спиши слова без лишних слов. Укажи лицо и число личных местоимений.

(Взаимопроверка).

11.Обобщение. 

- По таблице прочитайте что вы узнали о местоимении. Теперь сравните его с существительным .

Сравнительная таблица имени существительного и местоимения

 

Существительное

Местоимение

Это...

Часть речи

Часть речи

Отвечает на вопрос...

Кто? Что?

Кто? Что?

Обозначает...

Предмет

Не   называет предмет, а    указывает на него

Бывает...

М. р.,  ж.р., ср. р.

1 , 2, 3-го лица

Изменяется...

По числам

В 3-м лице ед. ч. по родам

11. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи познакомились на уроке?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового вы для себя узнали? Кому на уроке было трудно выполнять задание?

Оцените свою работу.(Поднимают сигнальные карточки).

12.Домашнее задание.

Выучить определение на стр. 56,  57.

Упр.1 стр. 63.   (выполнять по образцу).

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.

Карточка 1.

Задание: спиши  текст ,  замени  повторяющееся слово местоимением,

  укажи число и лицо местоимений.

Я с бабушкой своею дружу давным-давно.

Бабушка  во всех затеях со мною заодно.

Я с бабушкой  не знаю скуки, и всё мне любо в бабушке ,

Но бабушкины руки люблю всего сильней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Звук [ы], гласная буква Ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Создать условия для ознакомления учащихся с буквой Ы, звуком [ы], словами в единственном и множественном числе.Развивать речь, мышление, память.Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"...

Презентация к уроку по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"

Презентация к  уроку по русскому языку для 4 класса "Склонение личных местоимений"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе"Роль личных местоимений в речи". (28.02.2018)

Конспект и презентация к открытому  уроку. 4 класс. Программа "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку тема: «Личные местоимения» 4 класс

Образование – богатство, а применение – его совершенство....