Открытый урок по русскому языку тема: «Личные местоимения» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бишовец Наталья Николаевна

Образование – богатство, а применение – его совершенство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

тема: «Личные местоимения»

4 класс

        

РАЗРАБОТЧИК:

 Бишовец Наталья Николаевна

2021 год

Урок русского языка

Тема: Личные местоимения

Цель: познакомить учащихся со склонением личных местоимений.

Задачи:

             - Развитие умений определять лицо, число и падеж личных местоимений, обобщать материал таблицы.

             - Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Слайд 1.

Образование – богатство, а применение – его совершенство.

Я  желаю вам, чтобы знания, которые вы получаете в школе, не лежали мертвым грузом, а чтобы вы использовали, применяли их в своей жизни. Тогда эти знания будут  совершенными. Желаю вам хорошей работы.

Открываем тетрадь, записываем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний.

А) Словарная работа.

    Слайд 2.

- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

- Что у имён существительных является постоянным?

- Какие вы знаете рода имен существительных?

- Запишите их в три столбика по родам. (На доске м.р.; ж.р.; ср.р..)

- Прочитайте имена существительные женского рода …., мужского рода…., среднего рода.

- У кого нет ошибок? В чём ошиблись?

- Как вы определили род существительного? (Ж.р. – она, м. р. – он, ср. р. – оно.)

Б) Игра «Четвёртое лишнее»

- Сейчас мы поиграем в игру «Четвертое лишнее».

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

  Слайд 3.

Я,  он,  за,  ты.     (предлог)                

Мы,  они,  вы,  да. (союз)

            Нас,  нами,  нос,  нам.    (существительное)      

Оно,  его,  ему,  яму. (существительное)

            Мной,  меня,  мни,  мне.   (глагол повелительной формы)    

            Тебя,  тебе,  тобой,  ураган. (существительное)

- Как называются оставшиеся слова?  (Местоимения)

3. Определение темы и цели урока.

   Слайд 4.

- Подумайте и назовите тему урока.

- Эта тема новая или вы уже знаете что-то о местоимении?

- Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая заменяет в речи имя существительное. Местоимения  не называют людей, животных  или  предметы,  а только указывают на них.

- Назовите местоимения. (Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.)

- Как изменяются имена существительные? (Существительные изменяются по числам, падежам (склоняются))

- Раз местоимения заменяют в речи имена существительные, то, как изменяются местоимения? (Местоимения изменяются по числам, падежам (склоняются))

- А как вы думаете, какая будет цель урока, чему будем учиться?

Цель урока: учиться изменять местоимения по падежам.

4. Работа над новым материалом. 

  Работа по таблице.

   Слайд  5.

- Рассмотрите таблицу.

- Назовите личные местоимения 1-го и 2-го лица в начальной форме. (Я, мы, ты, вы)

- Какие из них являются формами ед. ч., а какие – формами мн.ч.?

(Формы ед. ч. – я, ты, формы мн. ч. – мы, вы)

- Назовите местоимения 3-го лица. (Он, она, оно, они)

- Что сделали с местоимениями я, мы, ты, вы, он, оно, она, они?

(Их просклоняли, т. е. изменили по падежам)

- Посмотрите на местоимения 3-го лица ед. ч. Что интересного вы увидели?

(Местоимения он и оно склоняются одинаково)

- Давайте докажем, что местоимения м.р. и ср. р. склоняются одинаково. Для этого просклоняйте их, подставляя существительные «дом» и «облако». (На доске)

Например: Р.п. – нет дома (его), нет облака (его).

- Назовите формы местоимений 3-го лица мн.ч. (Они, их, им, их, ими, о них)

- Различаются ли они по родам? (Нет)

- Что интересного ещё заметили в таблице? ( Формы Р.п. и В. п. одинаковые)

- Что же делать, как распознать падежи? (Подставить проверочное слово – мама: нет мамы  - Р.п., вижу маму – В.п.)

5. Первичное закрепление.

- Сейчас поработаем по учебнику.

Стр. 50 упр. 44. Выписываете из текста в столбик местоимения, если они стоят не в начальной форме, то пишите её, указываете, лицо, число, падеж по образцу:

Мне (я) - 1 л., ед. ч, Д.п. (на доске)

Если местоимения повторяются, то пишем один раз.

- Можно работать в паре, если испытываете затруднение.

 (Проверка фронтальная)

- Назовите местоимения, которые стоят в И. п.        

 - У кого всё получилось? В чём затруднения?

6. Физкультминутка.

- Давайте проведём интеллектуальную физминутку.

Веселые задачки

За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов? (заЯц)

К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для принятия душа?  (Мыло)
           Первый слог слова - местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (
Тыква).
           Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (
Ябеда).
           Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они
вы-мы-ты).

7. Закрепление.

            А) Отредактируйте текст, опираясь на тему урока. 

              Слайд 6.  (Устно)

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего  лиса   охотится за мышами.

У   лисы  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут.

Б) Проверка.

   Слайд 7.

- Запишите текст, укажите над местоимениями падежи.

Про лису дурная слава ходит, будто она  кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она охотится за мышами.

У   неё  чуткий слух. Только пискнет  мышонок, лиса уже тут как тут.

8. Итог урока.

Закончи предложения:

Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них)

Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Местоимения: 1-го лица…(я, мы)

                          2-го лица…(ты, вы)

                          3-го лица…(он, она, оно, они)

По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа.

- Какая была цель урока? (Научиться изменять местоимения по падежам)

- Добились мы цели?

9. Домашнее задание: т. стр. 26 упр. 23, всё по заданию, уч. с. 49 рассмотреть таблицу.

10. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по плану:

  • Сегодня на уроке я научился …
  • У меня хорошо получилось …
  • …. задание вызвало затруднение, потому что …
  • Мне нужно ещё …

Оценка работы учащихся учителем.

Спасибо за работу! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....

Открытый урок по русскому языку Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель: познакомить детей новой частью речи-местоимением....

Технологическая карта урока. Урок русского языка. Тема «Личные местоимения» 3 класс УМК «Школа России»

    Технологическая карта урока. Урок русского языка.    Тема  «Личные местоимения»   3 класс  УМК «Школа России»...

Открытый урок по русскому языку тема "Суффикс" 3 класс

предмет – русский языккласс – 3 «В»тема. что такое суффикс? как найти в слове суффикс? ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Личные местоимения" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: «Личные местоимения».Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных  местоимениях, умения выделять их в речи и правильно употреблять...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...