КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Савельева Ирина Владимировна

«Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».

Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.02_mestoimenie.pptx1.17 МБ
Microsoft Office document icon 4.2_tehnologicheskaya_karta_26.02_russkiy_yazyk.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег)

Слайд 2

Хоть сама и снег и лёд, А уходит - слёзы льёт. ( Зима)

Слайд 3

Снег-снеговик. Зима-зимы. Чистописание Это имена существительные.

Слайд 4

Заранее, заранее Всё было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придёт Мой старший брат, Он мне расскажет Всё подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму . И вот он начал Свой рассказ: - Они ползут, А он им - раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей - раз! Она им - раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно... Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла. А . Барто

Слайд 5

Н И Е М Е С Т И О М Е

Слайд 6

Местоимение как часть речи ТЕМА УРОКА: Определяем тему урока

Слайд 7

Определяем цель урока Цель урока: Изучить местоимение как часть речи.

Слайд 8

ЗАДАЧИ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ; ВЫЯСНИТЬ КАКОВА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ; УЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ; НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ МЕСТОИМЕНИЕ В РЕЧИ.

Слайд 9

Прочитайте текст. Сова — хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 10

Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 11

Вывод: Местоимение –это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 12

Вывод: Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 13

Вывод: Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 14

Я и Мы , Ты и Вы , Он , Она , Оно , Они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения Все местоимения. Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 15

Местоимение -это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Я , Мы , Ты и Вы , Он , Она , Оно , Они называются личными. Сравниваем свой вывод с авторским

Слайд 16

На рыбалке. Однажды Коля пошел ловить рыбу. Его не было дома целый день. Ему удалось поймать много рыбы. Применяем новые знания. Развиваем умения

Слайд 17

Физкультминутка Я пригрею посильней- Побежит с горы ручей. Поднимусь повыше я, Здравствуй, Красная Весна! Поднимусь повыше я, Здравствуй, Красная Весна!

Слайд 18

Мы, с вами, с тобой, тебя, я. Применяем новые знания. Развиваем умения

Слайд 19

ЗАДАЧИ: УЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ; ВЫЯСНИТЬ КАКОВА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ В РЕЧИ; УЗНАТЬ ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЯ; НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ МЕСТОИМЕНИЕ В РЕЧИ.

Слайд 20

Продолжите предложения Сегодня я узнал… Теперь я могу… Я научился… Я понял, что…



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

Ш К О Л А  №  2 7 7

Кировского  района   Санкт-Петербург, 198215, пр. Ветеранов, д.14. тел/факс (812) 377-36-05,

e-mail: Sc277@Kirov.spb.ru,  ИНН: 7805149292 КПП 780501001

_______________________________________________________________________________________________

        

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».

Класс: 4-2.

Учитель: Савельева И.В.                                                                                                                                         первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2019

             Предмет: Русский язык.

 Класс: 4-2        

 Тип урока: комбинированный

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».

Цель

Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи. 

Задачи

Образовательные:  закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;  учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Воспитывающие: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, речь, способствовать развитию моторики.  

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  

  • Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

-  Регулятивные УУД: 

  • Умение определять цель деятельности на уроке, успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные УУД:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- Познавательные УУД: 

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

Планируемый результат

Предметные:

Учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи;

(Метапредметные)

Регулятивные:

Научится принимать и сохранять результат своих действий, воспринимать оценку своей работы учителем;

Познавательные:  

Научиться осуществлять поиск источника, понимать обозначения знаков, символов, строить ответы в устной форме.

Основные понятия

 Местоимение, род, лицо и число местоимений

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация,                                     наглядный материал.

Организация пространства

Фронтальная работа.  

        Ход урока:

Технология проведения

Деятельность

Учителя

Деятельность

Ученика

I. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний.

  1. Организационный момент

Ребята, здравствуйте. Садитесь.                                   Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

II. Актуализация знаний

(Показ презентации на доске)                                                   - Отгадайте загадки:

 Бел, да не сахар, нет ног, а идёт. (Снег)

Хоть сама и снег и лёд,

А уходит - слёзы льёт. (Зима.)         

-  На какие правила можно разделить слова-отгадки? (Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне).

-  Как проверить?

-  Устно подберите проверочные слова                    (Снег-снеговик. Зима - зимы).

- Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Чистописание:

- Запишите отгадки и проверочные слова:                 Снег-снеговик. Зима-зимы.

Опрос:         

- Как вы думаете, что мы с вами только что прописали или написали? Какая это часть речи?

(Имена существительные).

 

Настраиваются на урок.

Выражают свои мысли. Отгадывают загадки, отвечают на поставленные вопросы.

Записывают в тетрадь.

Отвечают на поставленные вопросы.

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение (презентация выводится на доску.)

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

                                                             А. Барто

- Почему девочка ничего не поняла?                  (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.)

- О чем будем говорить сегодня на уроке?

- Соберите пазл на доске.

(О местоимениях.)

- Вспомним, что же такое местоимение?

- С какими местоимениями вы уже знакомы?             (С личными.)

- Сформулируйте цель урока?

(Вспомнить, что такое местоимение).

- А теперь попробуйте сформулировать задачи урока?

(Уточнить  особенности личных местоимений,

научиться распознавать личные местоимения.)

 Смотрят презентацию, отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формируют тему урока, собирают пазл у доски.

Называют тему. Определяют цель и задачи.

  1. Подача нового материала.                    Работа по теме урока. Работа по учебнику.

III. Физкультминутка

Послушайте стихотворение:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена!

Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

-  Прочитайте ниже сведения о местоимении.

-  Назовите личные местоимения.

- Какова их роль в речи?                                    (Указывают на предмет, но не называют его.)

Упр. 109 (с. 52).

-  Прочитайте.

-  Я для вас выписала из толкового словаря значение слова личный. Прочитайте.

-  Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными?                                                   (Они указывают на лицо или лица.)

-  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы.)

-  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы.)

-  Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они.) -  Запишите личные местоимения в тетрадь.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»!

Над тобою солнце светит,

Льется с высоты.

Все на свете, все на свете

Сможем я и ты.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учатся строить монологическое высказывание, учатся владеть диалогической формой речи.

Устно отвечают на вопросы. Работа с учебником.

Выполняют движения за физоргом.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа по учебнику

Упр. 110 (с. 53).

-  Прочитайте первую загадку.

-  Назовите личное местоимение, которое в ней употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

-  Прочитайте вторую загадку.

-  Назовите личное местоимение, которое в ней употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она - ящерица.)

- Вместо какой части речи мы употребили слова: «она», «он»?

(Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

- Значит, мы можем сказать, что местоимение – это часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного.

 - Почему  в загадках используют местоимения?

(Потому что они указывают на предмет, но не называют его).  

- Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова  глазки.)

2. Работа с мультимедиа (диск CD)                                      - В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?                                                      (Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его).

- В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника). Проверка.                                             

Педагог специально делает ошибки, ученики находят их  и исправляют.

 

Отвечают на вопросы. Работа с учебником. Работа в тетради.

VII. Подведение итогов и рефлексия учебной деятельности на уроке.

Графический диктант:                                                        - Я читаю утверждение, а вы ставите знак «+», если согласны с ним, или знак «-», если не согласны.

1) Местоимение - часть речи. (+)

2) Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты. (-)

3) Он - это местоимение. (+)

4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)

5) Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

(Проверка).                           

(дополнительное задание)

Упр. 111 (с. 53).

- Какую цель мы сегодня ставили перед собой? (Вспомнить, что такое местоимение).                                   - Какие задачи ставили перед собой?                          (Уточнить  особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)                       - Со всеми задачами мы справились на уроке?  - (Да).                                                                                                   - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Была ли тема для вас сложной?

- Положите перед собой ваши листы самооценки. Оцените свою работу на уроке.                                             Зеленый квадратик – мне все было понятно. Желтый квадратик – мне нужно еще повторить. Красный квадратик – мне нужна дополнительная помощь.

Домашнее задание

Упр. 108 (с. 52). Записать стихотворение в тетрадь. Подчеркнуть личные местоимения.

Анализируют, сравнивают. Осознанно строят речевое высказывание.

Слушают и понимают речь других.  Обобщают.

Самоконтроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Личные местоимения" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: «Личные местоимения».Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных  местоимениях, умения выделять их в речи и правильно употреблять...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Изменение личных местоимений 3-го лица в ед.ч. по родам" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения определять род местоимений 3 лица в единственном числе. Планируемые результаты Предметные: -знать что такое местоимения; как изменяются личные местоимени...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Изменение личных местоимений 3-го лица в ед.ч. по родам". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  развитие умений определять род местоимений 3 лица в единственном числе, повторение роли местоимения в языке.Планируемые результатыПредметные:знать что такое местоимени...