Алгоритм работы со словарными словами.
методическая разработка по русскому языку на тему

Садыкова Минзаля Шамиловна

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов и обязательно должна быть систематической.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ.

Последовательность работы со словарными словами.

Каждое слово должно быть написано на отдельной карточке.

1день (Первичное восприятие группы слов).

1.Самостоятельное чтение слов учащимися "про себя".

2.Чтение учителем слов орфографически.

3.Орфографический разбор.

4.Чтение детьми каждого слова 2-3 раза орфографически, глядя на карточку.

5.Орфографическое чтение всего блока слов.

6.Запись слов с выделением орфограмм, при этом карточки остаются перед глазами.

7.Проверка всего блока слов.

Учитель читает слово орфоэпически, а дети – орфографически, ведя пальцем по написанному слову.

2 день (Закрепление правописания).

1.Карточки со словами поочередно на мгновение показываются классу, таким образом осуществляется воспроизведение выученных слов.

2.Учитель произносит первое слово орфоэпически, дети повторяют его орфографически. Аналогично повторяются все последующие слова. При этом осуществляется перекодировка слышимого слова в слово при написании.

3.Запись слов с карточки, выделение орфограмм.

4.Проверка записанных слов. (Осуществляется так же, как и в первый день)

                               3 день.

Устный диктант всего блока слов. Учитель произносит слово орфоэпически, дети повторяют хором 3 раза каждое слово орфографически.

                               4день.

1.Карточки со словами находятся перед классом, ученики читают хором каждое слово орфографически 1 раз, называют буквы для запоминания.

2.Запись слов, выделение орфограмм.

3.Проверка блока слов (как в первый день).

                                 5 день (Проверка усвоения правописания слов).

Слуховой контрольный диктант.

2. Последовательность работы с предложением.

1.Чтение «про себя»

2.Орфографическое чтение хором всего предложения.

3.Выделение орфограмм.

4.Повторное орфографическое чтение предложения.

5.Запись

6.Проверка (осуществляется на слух, а затем зрительно)

3.  Последовательность работы с блоками слов.

             1день

1.Карточки со словами находятся перед учениками.

   Один ученик прочитывает слово вслух, объясняет вставку буквы, называет проверочное слово.

2.Запись проверочного и проверяемого слова в тетрадь с выделением орфограммы.

                           2 день

Работа аналогичная. В тетради не записывается проверочное слово.

                           3 день

Слуховой диктант.

Последовательность подачи слов с безударной гласной

I этап: слова с безударной гласной в первом предударном слоге в корне слова.

А) слово с безударной  гласной  стоит во множественном числе, проверочное слово - в единственном.

Например: слоны, дворы, грибы и т. д.

Б) слово с безударной  гласной стоит в единственном числе, проверочное слово - во множественном

Например: сосна, земля, река и т. д.

II этап: слова с двумя безударными гласными в корне слова

Например: голова, борода, ветерок и т. д.

III этап: слова с одной безударной гласной в корне слова в словах с приставкой.

Например: наводнение, загадать, сохранять и т. д.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ.

Раздаточный материал для проведения тренинга. (Карточки с написанными словами)

Карточки для проведения словарной работы.

Маленькие тетради (половина обычной тетради) для проведения тренингов.

Тест «Словарные слова»

Имя______________            

  • Вставьте пропущенные буквы.

М.. лина            б.. рёза                  за.. ц

З.. мл. .ника        .. сина            л.. сица

См.. родина       ябл.. ня          м.. дведь

  • Ответьте на вопросы:

  1. Кто чирикает?      □□□□□□□    
  2. Кто каркает?         □□□□□□
  3. Кто мычит?           □□□□□□
  4. Кто стрекочет?      □□□□□□

  • Допиши предложения:

В класс вошла___________________.

Весело чирикает _______________ .

В берлоге спит ________________ .

Первый день недели _____________.

  • Замени цифры  буквами алфавита и прочитайте слово

2   10   13   6   20_____________________

26  16   22   7   18_____________________

33   2   13   16   12   16__________________

  • Прочитай задание и выполни и отметь правильный ответ.

1.Здесь пропущена буква "а" *

  •  г_ зета
  •  г_ реть
  •  г_ ризонт
  •  гор_ д

2. Здесь пропущена буква "о" *

  •  завтр_
  •  б_ гаж
  •  к_ мандир
  •  комн_ та

3. Здесь пропущена буква "е" *

  •  б_ лет
  •  в_ зде
  •  д_ ректор
  •  ж_ лище

 

Имя______________            

  • Вставьте пропущенные буквы.

М.. лина            б.. рёза                  за.. ц

З.. мл. .ника        .. сина            л.. сица

См.. родина       ябл.. ня          м.. дведь

  • Ответьте на вопросы:

  1. Кто чирикает?      □□□□□□□    
  2. Кто каркает?         □□□□□□
  3. Кто мычит?           □□□□□□
  4. Кто стрекочет?      □□□□□□

  • Допиши предложения:

В класс вошла___________________.

Весело чирикает _______________ .

В берлоге спит ________________ .

Первый день недели _____________.

  • Замени цифры  буквами алфавита и прочитайте слово

2   10   13   6   20_____________________

26  16   22   7   18_____________________

33   2   13   16   12   16__________________

  • Прочитай задание и выполни и отметь правильный ответ.

1.Здесь пропущена буква "а" *

  •  г_ зета
  •  г_ реть
  •  г_ ризонт
  •  гор_ д

2. Здесь пропущена буква "о" *

  •  завтр_
  •  б_ гаж
  •  к_ мандир
  •  комн_ та

3. Здесь пропущена буква "е" *

  •  б_ лет
  •  в_ зде
  •  д_ ректор
  •  ж_ лище

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Алгоритм работы со словарными словами.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и уч...