Знаки препинания при однородных членах предложения
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Островерхова Мария Сергеевна

Подходит для этапа изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaniya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 в 4 классе

Знаки препинания при однородных членах предложения

по программе «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока (система «Начальная школа XXI века»)

Тема раздела: Правописание

№ п.п.

Параметр

Описание

1

Дата проведения

2

Учебный предмет, класс

Русский язык

4 класс

3

Тема урока

Знаки препинания при однородных членах предложения

4

Цель урока

Обобщить и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами; познакомить с постановкой знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

5

Ожидаемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Наблюдать за предложениями с обобщающими словами при однородных членах, формулировать результаты наблюдения. Доказывать постановку знаков препинания в предложениях. Находить в тексте предложение, соответствующее схеме

Участвовать в поиске ответа на поставленный вопрос, оценивать предложенный в учебнике ответ. Понимать информацию, представленную в виде текста и в виде схемы. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Контролировать собственные действия при постановке знаков препинания. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания.

6

Оборудование, материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Русский язык»: 4 класс. Ч. 1/С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.

Учебник «Русский язык»: 4 класс. Ч. 1/С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.

Карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь!

- Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Улыбнитесь  друг другу и пожелайте успеха.

Открыли тетради. записали число и кл. работа

2. Словарная работа

Начнём урок со словарной работы.

Отгадайте, о чём идёт речь.

 Ржавое, тяжёлое

Важное и нужное

для чугуна и стали,

для машин и для детей,

Самолётов, поездов

Для игрушек и станков.(Железо)

Сегодня это слово представит нам __________________________________________

Дети записывают слово в тетрадь .

 Где опасные места? Почему?            

 -Можно ли проверить?                            

 - Как решить проблему?

-Назовите постоянные и непостоянные признаки (род, склонение, число. падеж).

 -Назовите формы слова

 - подберите родственные слова

3.Актуализация. Введение в тему урока.  Постановка учебной задачи.

Давайте определим тему, цель и задачи нашего урока. 
– Давайте обратимся к такому случаю. 
Проблемная ситуация


Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать кто из ребят - друзей в какой команде.

 Миша присылает ей СМС - ответ: 

Слайд №1 

«В первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду» 
Вы смогли понять, кто в какой команде? 
– Почему? 
Дети: 
- Нет знаков препинания. 

– Правила русского языка надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой. 
– Давайте исправим пунктуационные ошибки. Назовите предложения. Первый вариант называет первое предложение, а второй – второе.

Слайд №2

Все ли знаки мы поставили?
– Что мы можем сказать об этих предложениях? (с однородными членами)

Где нужно поставить знаки препинания?

 Слайд№3
– Попробуйте обосновать эти запятые – почему мы их поставили? 

Что мы можем ещё использовать для связи слов в предложении? (союз и)

Составим предложения , используя союз И.

Слайд №4

Учитель: Назовите тему урока. 

Тема урока "Знаки препинания при однородных членах предложения". 

Слайд. №5 

-Знакома ли вам уже тема ? 
-Какую цель ставим на сегодняшний урок? 

Слайд №6

-Тренироваться в умении ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. 

-Какие задачи поставим: 


1. Мы вспомним, что такое однородные члены предложения. 
2. Мы будем уметь правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами

3. Мы будем уметь составлять предложения с однородными членами.

3.Решение учебной задачи

- гипотеза, моделирование, 

(Составление кластера)  

Приступим к реализации задач.

Для этого нам необходимо вспомнить основные признаки и правила однородных членов предложения.

Составим кластер, ответив на вопросы : 

Какие члены предложения называются однородными? 

  • отвечают на один и тот же вопрос
  • относятся к одному и тому же члену предложения

Какие члены предложения могут быть однородными?

  • главные и второстепенные члены предложения
  • выражены одной и той же частью речи

-проектирование

- Чтобы добиться успеха, надо сделать несколько шагов.

Вспомним алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены.

Слайд№7

1. Определи, есть ли в предложении однородные члены,  найди их.

2. Подумать, как соединены однородные члены предложения

3. Вспомни, как расставляются знаки препинания при однородных членах предложения.

Как могут быть связаны однородные члены? 

Обратимся к учебнику

Стр.72

Какая рубрика нам поможет это сделать?

Рубрика «Вспомни изученное».

1. Работа в группах.

Прочитайте и  проанализируйте  предложения.

Перед вами карточки со схемами. Соотнесите и выберите к каждому предложению схему.

 На доске проверка.

1.О, О, О                     4. О и О

2. O, но O                   5.и О, и О, и О, и О

3.О  О, а О и О         6. О, и О, и О

Какое предложение вызвало затруднение?

Слайд 8-9

2.Систематизация знаний учащимися

Работа с  высказываниями Маши.

Какие схемы не рассмотрели в задании? На доске.

О, или О, или О

или О, или О, или О

Придумайте предложения к данным схемам. Работа в группах.

Дополним кластер. Как же могут быть связаны однородные члены в предложении?

Физминутка

Милым детям нужно (встать),

Руки медленно (поднять),

Пальцы (сжать), потом (разжать)

Так секунду (постоять).

Руки плавно (опустить),

Все еще раз (повторить).

Для чего я использовала именно эту физ. минутку.

        Как она  связана с темой нашего урока?

-закрепление полученных знаний и способов действий с проговариванием во внешней речи


Работа по учебнику

Упр. 1

Фронтально устно с объяснением.

Упр.2  В парах

- Какое задание вам предлагается выполнить?

- Что вам поможет в выполнении этого задания?

- Проверить свою работу вы можете при помощи ключа:

1пр.  О, но О

2пр.  О, О, О, О, О

3пр.  О и О

4пр.  О и О           О, а О

5пр.  О, О и О

6 пр.  О, О, О и О

Оценка:

без ошибок – 5;

одна или две ошибка – 4;

три ошибки – 3.

4. Повторение (включение в систему знаний)

Самостоятельная  работа

-Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Задания разные по сложности.  Я предлагаю вам самим, выбрать какое задание будете выполнять.

- Почему вы сделали этот выбор?

Карточка

Расставь знаки препинания

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. И из вороха старых листьев и из травы и из валежника выглядывают грибы. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки.

Как красив осенний лес!

Рабочая тетрадь. стр 25 упр 1

5.Итог урока. Рефлексия деятельности

Давайте посмотрим на доску и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

-Подумай, а нужны ли  в речи однородные члены?

- Для чего они нужны?

(Однородные члены предложения используются в речи для  точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений,

это описание будет точнее.

 Однородные члены предложения показывают последовательность действий.)

-Что нового вы узнали на уроке?

-Где пришлось трудно? Интересно?

- Кому бы вы поставили оценку за работу на уроке?

- Почему?

- Ваши письменные работы я оценю, проверяя тетради.

6.Домашнее задание

 Стр.74 упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания при однородных членах предложения

конспект урока по русскому языку 4 класс...

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Презентация по программе "Начальная школа 21 века". Учебник  Издательского центра "Вентана-граф", 2012 года....

Разработка урока по русскому языку на тему"Знаки препинания при однородных членах предложения"

Тема,цели урока,организационный момент,активизация и мотивация урока....

«Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую?»

Тема данного урока изучается в 4 классе в рамках календарно – тематического планирования. Он предназначен для того, чтобы обратить внимание детей на бессоюзную связь однородных членов: подлежащих и ск...

"Знаки препинания при однородных членах предложения", 4 класс.

Знать, какие члены предложения являются однородными, уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать любовь к при...

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.

На уроке работа идёт , соприкасаясь с темой "Осень". Идёт раграничение однородных членов предложения от неоднородных. К конспекту  прилагается презентация для работы по данной теме....

Конспект урока "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Данный материал представляет собой урорк обобщение по теме " Однородные члены предложения"....