Работа над трудными словами в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ардамакова Маргарита Викторовна


В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_nachalnom_kurse_grammatiki.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

        Работа над трудными словами в начальных классах (из опыта работы учителя начальных классов Ардамаковой М..В.)

      В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Сделать процесс  усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая напряжения и сил учителя. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Предлагаю некоторые виды упражнений по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. Конечно, использую всё, что увижу у коллег, что удаётся найти в методической литературе. Часто использую пособие своего бывшего преподавателя  В.П.Канакиной “ Работа над трудными словами в начальных классах”, в котором показана работа со ловом в единстве фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.

Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются

Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц. В третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.

Игра-подсказка

– О – О – – – (воробей)

– Е – – – (петух)

Игра «Исправь ошибки»

Один ученик пишет с ошибкой, а другой находит ошибку.

Рика – реки
Зема – зимы
Мароз – мороз

Шутливые стихи детских поэтов

Что за ли? Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут лимон
Сразу станет кисло.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений считаю диктанты.

И в своей работе над словарными словами использую такие виды диктантов:

  • Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке словарное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.
  • Картинный диктант
  • Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
  • Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
  • Учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
  • Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
  • Учитель предлагает детям или карточки-картинки, или карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, или слова на слух и задания:

1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О, а в третий – слова, в написании которых нужно запомнить гласную Е.
3. Выписать только слова из «словаря»:

«Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом!»

Е. Трутнева.

  • Диктант с использованием загадок.
  • Диктант по памяти.

1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
2. Записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную Е.

  • Диктант с комментированием.
  • Учитель называет слово из «словаря» или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

Пример тестовой работы «Словарные слова»

Вопрос 1

Укажите строчку, в которой все слова написаны грамотно.

Варианты ответов

  • Корова, варона, земляника
  • Корова, ворона, землиника
  • Корова, ворона, земляника

Вопрос 2

Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Варианты ответов

  • ябланя
  • обезьяна
  • ноябрь

Вопрос 3

Какую букву надо вставить в слова

ЯГ-ДА,  М-РОЗ,  -ДЕЖДА?

Варианты ответов

  • О
  • А

Вопрос 4

Какую букву надо писать в словах

УЧ-НИК, Т-ТРАДЬ, ВЕТ-Р?

Варианты ответов

  • Е
  • И

Вопрос 5

Как правильно написать слово?

Варианты ответов

  • досвидания
  • до свидание
  • до свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...

"Работа над трудными словами в начальных классах"

Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к исто...

Работа с трудными словами на уроках русского языка в начальных классах. 3 класс

Данный материал - это помощь учителю в организации работы со словарными словами на уроке...

Работа со словарными словами в начальных классах

Основыне этапы работы над словарными словами.Каждый практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность н...

Приёмы и формы работы над словарным словом в начальных классах

Статья. Приложение. Приемы и формы работы над словарным словом "Язык"...

Работа с трудными словами в начальной школе

Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....