Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"
статья по русскому языку по теме

Квач Наталья Федоровна

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словарных диктантов в классе, где я работаю на протяжении 4 – х  лет обучения, хочу сказать, что повысилось качество знаний по теме «Словарные слова». Значит работа, которую я провожу по данной теме, является эффективной и имеет положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvach_n.f._statya_iz_opyta_raboty.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя начальных классов МБОУСОШ № 5 станицы Бриньковской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края

Квач Натальи Федоровны

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Работу над словарными словами в начальной школе я провожу следующим образом:

1. Предъявление слова. Использую следующие способы:

а)  чтение загадки;

б)  прослушивание грамзаписи и определение предмета,  о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (набор «картинный словарь»);

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Мои учащиеся с 1 – го класса заводят индивидуальные словарики, в которые записывают изученные словарные слова. Работа эта проводится на протяжении 4 – х лет обучения. С большим удовольствием учащиеся сами подбирают загадки на новое слово с непроверяемым написанием, а затем предлагают отгадать их своим одноклассникам. С интересом выполняют проектные работы по теме «Загадки». Коллективными усилиями удалось подобрать загадки к словам с непроверяемым написанием по разделам: «Животные», «Птицы», «Огород», «Явления природы», «Месяцы года», «Школа», «Жилище», «Инструменты», «Профессии», «Мебель». Среди слов с непроверяемым написанием имеется большая группа слов с сочетаниями – оро-,  -оло-, с повторяющимися в словах гласными буквами. Предлагаю отгадать кроссворды. С ребусами учащихся знакомлю в букварный период, когда они учатся читать слова «корова», «ворона», «ворота» и др. 

2. Работа над «слуховым» образом слов. Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному, определяют «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача.

3. Запись слова с «окошком». После определения ударного и безударного слога, записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы сами показали «трудное» место пропуском буквы - так называемым «окном». Учащиеся при работе со словарными словами учатся находить орфограмму, совершенствуют свою орфографическую зоркость.

 4. Работа над «зрительным» образом слова. При первом знакомстве с «Орфографическим словарем», сообщаю детям, как слова располагаются в словаре. Учащиеся работают с орфографическим и этимологическим словарями. Я думаю, что одним из средств обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. В ряде случаев исторический корень   (приставка,   суффикс)   имеет графический облик, контрастный  современному. Этимологическую справку сообщаю детям на уроке знакомства с новым словом.

Работа при этом строится в следующем порядке:

1. Предъявление слова,  чтение,  уточнение его значения, частичный звуко - буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2. Орфографическое  проговаривание,   запись  слова,   выделение орфограммы в записанном слове.

3. Сообщение учащимся этимологической справки,  краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.

4.  Подбор однокоренных слов.

5. Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Работа над словом предполагает «количественное» и «качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. Такое представление дается без соответствующих терминов и не на одном уроке, а в процессе постепенного выполнения лексико-орфографических упражнений на уроках грамматики и правописания и во внеклассной работе по русскому языку,

5. Запись слова в тетрадь и индивидуальный словарик.

При списывании слова использую такую памятку:

1)  Прочитай слово и повтори его по памяти.

2)  Отметь опасные места.

3)  Прочитай так как написано.

4)  Не глядя на запись, так же повтори.

5)  Пиши, диктуя себе орфографически.

6)  Проверь написанное, проговаривая по слогам.

6. Тренировочно - закрепительный этап. На уроках я использую задания, которые направлены на развитие у детей умения объяснять значение изученных слов, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения:

1) Расскажи родителям о том, что ты узнал о значении слова.

2) Представь себя художником. Тебе надо нарисовать березу. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет.

3) Тебе поручили составить рассказ о лисице. Составь  этот рассказ так, чтобы мы смогли представить себе лисицу  такой,  какой она есть в жизни.

4) Составь кроссворд на определенную тему.

Для правильного закрепления написания «словарного» слова использую шуточные вопросы, загадки, кроссворды, например: В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.) В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.) Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока. Работа со словарными словами должна быть в единстве с орфографической работой. Так я провожу картинный диктант. Дети записывают слова в тетради, ставят ударение, находят безударные гласные, звонкие и глухие согласные, гласные после шипящих, обозначают мягкость согласных. Дети еще раз используют эти слова в следующем задании, работая уже по группам. I группа: найдите и запишите существительные 1-го склонения. II группа: найдите и запишите существительные 2-го склонения. III группа: найдите и запишите существительные 3-го склонения. Следующее задание группам: измените существительные, поставив их в родительном, дательном и предложном падежах, выделите окончания. В результате проведенной работы в группах учащиеся записали слова, повторили их правописание, определили склонение существительных; повторили падежные окончания существительных трех склонений. Слушаю итоги работы каждой группы. Для проверки результат высвечивается на интерактивной доске.

С введением предмета «Кубановедение» появились новые темы в словарях у детей  связанные с Кубанью. Смысловая группировка этих слов позволяет широко использовать их в творческих работах учащихся, применяя региональный компонент. 

Для проверки знаний по теме: «Словарные слова» использую индивидуальную работу ребенка за компьютером на уроках. Ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих. Примеры заданий:

Замените словосочетания одним словом:

храбрый человек — ... (храбрец)

богатый человек — ... (богач)

Можно дать дополнительное задание: найти родственные слова, повторить правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.

Найдите спрятавшееся слово: Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка) , щель (ель), коса (оса ).

При изучении родительного и предложного падежей имени существительного учащимся предлагаю упражнения, направленные не только на выработку навыка написания падежных окончаний, но и на усвоение слов с непроверяемой безударной гласной, предупреждение типичных ошибок в смешении синонимичных предлогов с из, в на. Запишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы в имена существительные, допишите падежные окончания: Работать в м...г...зин..., на в...кзал...: прийти из м...г...зина, с в...кзала; жить в гор...д..., в М...скв…  на ул...ц...  Ленина.

Предложения для грамматического разбора стараюсь подобрать таким образом, чтобы они содержали слова с непроверяемыми безударными гласными.

На уроке я применяю перфокарты. Работа с перфокартами развивает орфографическую зоркость, воспитывает внимание, развивает наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях. И главное, дает возможность осуществлять на уроке обратную связь. Увлекают ребят задания-типа:  «Это интересно!» или «Знаете ли вы происхождение слова?» Для закрепления правописания трудных слов применяю игры с использованием ИКТ, так как именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Использую мультимедийную презентацию. Она при изучении словарных слов помогает в полной мере реализовать принцип наглядности, позволяет активизировать познавательные процессы, оптимизировать процесс обучения, реализовать принцип развивающего обучения, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает допуск к различным справочникам, электронным библиотекам, словарям, энциклопедиям, в частности «Детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия» и другим информационным ресурсам. Большую роль играет на уроке анимация, движение картинки, буквы, слова или текста. Появление правильного написания на экране позволяет убедиться в правильности своего ответа, а «убегающая» буква покажет его неправильность. Провожу тестирование по теме «Словарные слова». Пишем мини – сочинения, составляем рассказ по картинкам, рекламу,  пишем сообщения в школьную газету, составляем письмо другу. Не последнее место в этом занимает самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученные слова в письменной работе. С этой целью даю такие работы, как: написать все словарные слова, используя сюжетную картинку. Смысловую группировку слов с непроверяемым написанием я использую и при составлении рассказов по картине. Так, в сентябре я предложила своим третьеклассникам написать сочинение по картине «Уборка овощей». В своих рассказах дети использовали слова из таких тем как «Школа», «Огород», «Инструменты». Особый интерес вызывает этот вид упражнения, когда он проводится в форме соревнования между группами. Побеждает та группа, у которой слов оказалось больше и написаны они без ошибок. Накопленный материал позволяет разнообразить работу в парах и группах. Для успешного запоминания словарных слов возвращаюсь к ним на уроке через неделю, две недели,  через месяц, потом через два месяца с целью контроля. Заключительным этапом является проверка знаний в виде диктантов. Провожу следующие разновидности: зрительный диктант с предварительным разбором, картинный диктант, выборочный диктант, диктант с использованием загадок, творческий диктант, диктант по памяти, диктант с комментированием. В своей работе применяю метод проектов, нацеливаю ребят на исследовательскую и проектную деятельность. Целенаправленная и систематическая работа над словарными словами будет способствовать прочному запоминанию и вызовет интерес учащихся к изучению этих слов. Если слово будет использовано на уроке несколько раз, только тогда ученик безошибочно будет применять на практике и запомнить его написание. Пронаблюдав за результатами написания словарных диктантов в классе, где я работаю на протяжении 4 – х  лет обучения, хочу сказать, что повысилось качество знаний по теме «Словарные слова». Значит работа, которую я провожу по данной теме, является эффективной и имеет положительный результат.