Работа с трудными словами в начальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Байнова Наталья Александровна

Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnymi_slovami_v_nach_shkole.docx82.43 КБ

Предварительный просмотр:

                       Работа с трудными словами в начальной школе

                                         

Русский язык — основной предмет начальной школы, предмет, знание которого является необходимым условием овладения основами Других учебных дисциплин. Русский язык — один из самых трудных, а в силу этого, нередко и самый неинтересный предмет, требующий от ребенка больших усилий, связанных с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов и т. п.

 Учитель вынужден постоянно тренировать учащихся, при этом важно, чтобы характер учебного материала, виды заданий были самыми разнообразными. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ребенка является введение яркого, эмоционального учебного материала.

   Мышление учащихся начальных классов носит наглядно - образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов, предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слова) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии. .
     Как объяснить младшим школьникам значение и написание изучаемого слова? Для этого на этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания. В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения.

     Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с загадкой.

    Однако слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения.

    Второй этап работы над словом — его орфографический (возможно, и этимологический) анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова   и определить в нем орфограммы.

   Третьим этапом работы с изучаемым словом может стать использование его в речевой практике (устной или письменной).

   Языковым материалом для проведения упражнений могут стать этимологические справки, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты.

   Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты: картинный, зрительный, комментированный, предупредительный, объяснительный, распределительный, выборочный, творческий, диктант по памяти, диктант с использованием загадок, диктант с пропусками и др.

   Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи. Например:

                                             ПОМИДОР

Помидор, -а, род. мн. -ов, м. 1) Огородное растение, овощ; томат. В огороде зацвели помидоры. 2) Округлый, красный плод этого растения. На помидорных ветках зрели помидоры. // прил. помидорный, -ая, -ое. Помидорная рассада. Помидорный соус.

К истокам слова. Слово помидор происходит от итальянского помодоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.

Однокоренные слова. Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидоровый, помидорный.

Сочетаемость слов. (Не)болыпой, маленький, этот... помидор; хорошие, свежие, соленые, крупные, зеленые, желтые, красные, (не)спелые, ранние, поздние, парниковые, крепкие, астраханские, свои... помидоры.

Вкус помидора, килограмм помидоров. Салат из помидоров. Банка с помидорами. Ящик из-под помидоров.

Сажать, солить помидоры. Купить помидоров. Угостить помидорами.

Помидоры растут, зреют, созревают, поспевают, желтеют, краснеют, продаются.

Пословица. Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.

Загадки. 1) Растет на грядке зеленая ветка, а на ней красные детки. 2)В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. 3) Он круглый и красный, как глаз светофора. Среди овощей нет сочней... (помидора).

Предложения, тексты. 1) Помидор висит над грядкой и упруг, и гладкокож — на боксерскую перчатку удивительно похож. (В. Борисов)

Для отработки написания словарных слов многие учителя используют кроссворды.  

Слово «кроссворд» пришло из Англии, где cross — обозначает «сетка», а word — «слово». В кроссворде все слова зашифрованы и дается только их характеристика, определение. Если отгадаешь — то в клеточках должно поместиться отгаданное слово. А если это слово ещё пересекается с другим словом, то в общих клеточках поместится одна общая буква.

Конечно, все слова, которые надо отгадать в кроссворде, — словарные.

Например:

  1. Выходной день
  1. Плод орешника
  1. Последний месяц осени
  1. Часть света, где всегда холод

Орган во рту, который помогает нам разговаривать.

Не менее полезны и занимательны задания, в которых надо дописать стихотворение, подобрать слово в рифму.

  1. Допишите стихи.
  2. У нас в огороде на солнце подсох

  И из стручка выпадает        / горох

На привале отдыхали

И о разном помечтали.

Спать пора — поднялся спор,

Догорит ли наш        /костёр

Целый снежный сад нанёс

За ночь на стёкла Дед        /Мороз

Зима в подарок нам даёт

Отличные деньки.

Скорей на снег, скорей на лёд

                 Вставайте на лыжи и ……………… / коньки

     Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Тщательный анализ собранного материала поможет учителю, с одной стороны, выявить как наиболее общие, так и сугубо индивидуальные игровые запросы учеников класса и осознать реальное место игры в режиме их жизнедеятельности, а с другой — определить собственную позицию в отношении включения игры в образовательный процесс.

Например, появляется ученица в костюме коровы и мычит.

Иванова В. - Что мычишь корова строго и сурово?

Корова. Игорь Васин через а написал карова.

Учитель. Давайте поможем корове быть веселой и задорной. Игорь Васин просто еще был не знаком с непроверяемыми гласными. А вы знаете, где живут слова с такими гласными?

Ученики отвечают, что эти слова живут в словаре. Затем все дружно записывают в тетрадь слова с -оро-: корова, сорока, воробей, ворона, хорошо.

Дидактическая игра «Заполни пропуски»

Оборудование: карточки со словами, мел.

Педагог заранее пишет на небольших карточках несколько слов и кладет их на стол так, чтобы дети не смогли прочитать написанное. Эти же слова он записывает на доске, но при этом часть букв пропускает, например:

с- р – к-

ш – л - ш

б – р - з-

р – к – т -  и  др.

Детям предлагается отгадать, какие слова задуманы педагогом, восстановить пропущенные буквы и сравнить их с теми, что записаны на карточках. Выигрывает тот, кто верно угадает задуманное слово (слова).

Игра «Поможем Незнайке»

Оборудование: наборы букв.

На наборном полотне выставлены буквы:

з, я, ы, к

е, м, с, ц, я

а, р, н, д, а, ш, к  и др.

Педагог говорит: «Незнайку вызвали к доске и предложили из этих букв составить слова. Долго думал Незнайка, но так ничего и не придумал. Давайте, дети, поможем ему.

Отработка этих методических приемов реально возможна лишь при наличии богатого дидактического материала, оперируя которым, учитель активно и творчески организует учебно-воспитательный процесс.

 Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.

   А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других, уметь применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Словарная работа на каждом уроке русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.
2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.
3. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1983.

4. Мизонова Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе. Идеи, приёмы, примеры. – СПб.: НОУ Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер», 2009.
5. Дмитриева В.Г. Словарные слова: Практическое пособие для школьников младших классов. -КОРОНА принт, 2000.
6. Степанов О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера,2005.

7. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе. – М.:Просвещение,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Система работы с трудными детьми в начальной школе.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........

"Работа над трудными словами в начальных классах"

Цель данной работы- помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальных классах. Языковой материал включает: толкование слова, к исто...

Работа над трудными словами в начальных классах

В работе показаны некоторые виды упражнений из опыта работы по правописанию трудных слов в начальных классах....

Работа с трудными детьми в начальной школе

Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям часто относят или слишком я...