Работа с трудными детьми в начальной школе
консультация (3 класс)

Шестакова Елена Николаевна

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям часто относят или слишком ярких детей, быстро усваивающих материал, - им бывает скучно на уроках, и они мешают всему классу.  Или, наоборот   это дети, которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия педагога. Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, дурно влияют на остальных детей. В статье представлен опыт работы с такими детьми, моё видение этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_deti.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Елена Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Формы работы с «трудными детьми» и их родителями»

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям часто относят или слишком ярких детей, быстро усваивающих материал, - им бывает скучно на уроках, и они мешают всему классу.  Или, наоборот   это дети, которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия педагога. Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, дурно влияют на остальных детей.

Если  трудный ребёнок уже есть   в классе,  классному руководителю необходимо уделять ему максимум внимания, стараясь достичь следующего:
1. Вовлечение ребёнка в интересную для него и полезную деятельность,
2. Создать в классе такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и у него не будет потребности самоутверждаться за счёт других детей,
3. Развивать в ребёнке волевые качества, которые помогут ему самостоятельно отвечать за приготовление домашних заданий и регулярное посещение уроков,
4. Формировать правильное отношение к своему поведению, умение замечать собственные достижения и успехи, критически относиться к своим ошибкам,
5. Формировать доверительное отношение к товарищам и учителям, что поможет ему в случае необходимости обратиться за помощью,
6. Учить ребёнка морально-нравственным принципам, уважению к старшим, сочувствию, участию, формировать потребность оказывать помощь, когда кто-то в ней нуждается. 

Существует две формы работы с трудными детьми
1. Коллективные формы. К ним относятся классные часы, общие игры, беседы, анкетирования, прогулки, походы и т. д. Во время проведения этих мероприятий трудный ребёнок находится среди остальных детей, наблюдает их модель поведения, замечает различие между собой и ими, делает нужные выводы. Если в классе сформировано достаточно доброжелательные отношения между учащимися, трудный ребёнок не чувствует себя изгоем, а наоборот, ощущает свою нужность. Это является мощным воспитательным фактором.
2. Индивидуальные формы. Индивидуальные опросы, беседы один на один с учителем, посещение семьи проблемного ученика, составление для него индивидуального плана работы, совместная работа со школьным психологом и т.д.
При индивидуальной работе учитель должен выделить ту сферу деятельности, которая ребёнку наиболее близка, в которой он может быстро добиться успеха. Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ребёнок одинаково запущен во всех отношениях, он плохо воспринимает информацию, грубит, лжёт, ничем не интересуется. Но такое впечатление, обычно, бывает результатом недостаточно вдумчивой работы с данным ребёнком. Всегда можно найти что-то, что поможет подобрать ключик к ученику, будь то спорт или любовь к животным, или ручной труд. Если у классного руководителя появится повод регулярно хвалить трудного ученика за какие-то его действительные достижения – это можно считать началом успеха. 

Последние выпуски детей доставляют много хлопот. Много детей приходит из неблагополучных, опекаемых и неполных семей, бывают в классе второгодники.

Я хочу рассказать о том, как я работаю с детьми и семьями, которые представляют особые трудности. С первых дней пребывания ребёнка в школе, можно определить какие трудности он может доставить. Набирая детей в 1 класс, посещаю семьи, беседую с воспитателем, который проводит занятия в детском саду, провожу различные тесты для того, чтобы определить какой это ребёнок и как с ним работать.

Посещаю семьи, общаюсь с родителями ребёнка, посмотрев обстановку в доме, поведение родителей определяю в какой семье вырос ребёнок. Составляю социальный паспорт класса и планирую свою работу.

В настоящее время я работаю в 3 классе. Среди 43 обучающихся, к «трудным» можно отнести 11 учащихся.

Для решения этих проблем я использовала следующие формы работы с обучающемся:

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

1

Осуществляла строгий контроль над посещаемостью занятий учащимся.

Ежедневно

2

Выясняла причину отсутствия учащегося в школе

Ежедневно

3

Постоянно отслеживала пробелы в знаниях, умениях и навыках. Определяла системы дополнительных занятий, помощи и консультировании по предметам.

В течение года

4

Постоянно осуществляла контроль за выполнением домашнего задания.

Ежедневно

5

Организовывала циклы бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) как индивидуально, так и коллективно

В течение года

6

Проводила индивидуальные консультации с учащимися (анализ собственного поведения, законопослушное поведение)

В течение года

7

Информирование ребенка о его правах и обязанностях.

В течение года

8

Привлечение ребенка к занятиям в кружке

В течение года

9

Участие ребёнка в классных мероприятиях

В конце учебного года

Приведу пример о проделанной работе с родителями :

Мероприятия

1

Индивидуальная беседа: «Психологические и физиологические особенности   третьеклассников; проблемы характера для данного возраста»; «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?».

2

Индивидуальная беседа: «Причины детской лжи; рекомендации по поведению в ситуациях, когда ребёнок обманывает.  Меры поощрения ребёнка».

3

Индивидуальная беседа: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Достижения ребёнка».

 

4

Посещение родителей на дому

 

При выполнении работы и контакте как с учеником, так и его родителями проявляла: доброту, внимание, заботу, доверие, поощрение, убеждение и личный пример и, конечно, прощение.

Закончить свою статью мне хочется притчей:

«Однажды гулял по берегу моря человек. Всё вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которых выбросило на берег после страшного шторма.

И вдруг он увидел маленькую девочку. Она, низко склонившись к земле, бережно брала рыбешку или звезду в руки, а потом относила их в море.

-- Зачем ты это делаешь? -- спросил человек. -- Ты же не поможешь им всем! Их слишком много!

-- Может быть, -- ответила девочка, в очередной раз относя подальше в море еще одну морскую звезду.

-- Но, по крайней мере, именно для этой самой звезды я сделала все, что могла».

Я надеюсь, что большинство из вас, истинные педагоги-воспитатели, конечно, узнали в этой маленькой девочке самих себя. Ведь из года в год мы, несмотря на усвоенную житейскую бытовую мудрость, гласящую о том, что яблоко от яблони недалеко падает, наперекор, казалось бы, психофизической природе человека, которую, как известно, не обманешь, пытаемся помочь трудным детям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с трудными детьми в начальной школе.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........

Работа с трудными детьми в начальной школе

Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:Каких детей можно назвать трудными?Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?Почему дети перех...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с трудными словами в начальной школе

Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....

Работа с трудными детьми в начальной школе

Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...