Урок русского языка в 4 классе по теме: Повторение. Части речи.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Новикова Анна Евгеньевна

Урок разработан по ФГОС для применения в конце учебного года. Предназначен для комплексного повторения материала по теме "Части речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 4 класс.

Учитель Новикова А.Е.

Тема: Повторение. Части речи.

Тип: закрепление изученного материала

Задачи:

Совершенствование знаний об особенностях имен существительных, прилагательных, глаголов; развитие умения сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их и правильно употреблять в речи; развитие умения правильно писать безударные окончания глаголов, имен существительных и прилагательных.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

- развитие орфографической зоркости;

- обогащение словарного запаса  учащихся  путём использования в речи пословиц;

-развитие речи, умения сравнивать и анализировать.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;  моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: презентация на доске

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Учитель  задает вопросы, предлагает задания:

На доске слова: М.сква, п.с..ж.р, ул.ца, сев.р

-Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы (1 человек у доски)

-Что общего у всех этих слов? (существительные)

-На какие группы можно разбить данные существительные?

  • Собственные, нарицательные
  • Одушевленные, неодушевленные
  • По родам

-От данных существительных образуй однокоренные прилагательные и подбери подходящие по смыслу существительные. Запиши словосочетания. (обсуждение, 1 ученик записывает на доске, а остальные в тетради)

-С одним из словосочетаний составь предложение. Запиши его в тетрадь.(Читают несколько предложений)

Учащиеся читают слова, записывают словосочетания и предложения

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель предлагает сформулировать тему урока, основные цели и задачи, анализируя основные цели и задачи.

Кто уже догадался, о чём мы будем говорить, и сможет сформулировать тему урока?

Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, определяют тему, цели и задачи урока.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель предлагает прочитать предложение, записанное на доске, просит детей объяснить орфограммы, выполнить синтаксический разбор предложения, дать характеристику и составить схему.

Луч. в.сен… со.нца пр.б.жал (по) в.рху.кам д.рев.ев и скрылся (в) лапах к.люч.й ел..4

-Работа над содержанием

-Выполните синтаксический разбор этого предложения

 

Учащиеся читают предложения

1 человек у доски объясняет орфограммы.

1 человек выполняет синтаксический разбор этого предложения.

1 ученик дает характеристику предложения, 1 ученик составляет схему.

Остальные учащиеся работают в тетради

Учитель предлагает вспомнить морфологические признаки частей речи, которые встретились в предложении.

А сейчас вспомним морфологические признаки этих частей речи

1 колонка - в лапах3 -

2 колонка – весеннего 3 (солнца)-

3 колонка – пробежал 3 –

Учащиеся вспоминают морфологические признаки частей речи, выполняя разбор по цепочке. Остальные работают в тетради.

ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Учитель предлагает вспомнить часть речи, с которой они работали на предыдущих уроках.

На предыдущем уроке мы закончили знакомство с удивительной частью речи, которая может обозначать цвет (желтеет) и звучание (жужжит) и действие (бежит).

Кто догадался?

«Глагол». Что это за часть речи?

Учащиеся вспоминаю данную часть речи и называют ее признаки.

Учитель предлагает детям выполнить задание, записанное на доске.

Я вам приготовила задание-сюрприз. (на доске перевернутые карточки)

Задание: определи всё, что возможно

(каждой колонке своя карточка)

-ешь          -ите           -ело    -ат      -ую

Учащиеся выполняют задание устно, определяя все, что возможно по записям на карточках.

Учитель предлагает прочитать пословицы, показанные на экране.

Определить, слова какой части речи пропущены.

Вставить пропущенные глаголы.
Объяснить смысл пословиц и доказать написание слов.

Прочитай пословицу. Слова какой части речи пропущены? (глагол)

Вставь пропущенные глаголы. Объясни смысл. Докажи написание.

  • За двумя зайцами …………………, ни одного не ………………………..
  • Кто вперед ………………., тот далеко вид.т.
  • ………………. грача, весну встречай.

Последнюю пословицу спиши в тетрадь

Учащиеся читают пословицы, определяют часть речи вставленных слов, объясняют смысл пословиц и доказывают написание. Последнюю пословицу списывают в тетрадь.

Учитель предлагает посмотреть на экран и прочитать слова; определить, что общего у этих глаголов, и объяснить написание безударных личных окончаний.

Прочитай слова: Что общего? (экран)

(глаголы настоящего времени)

Объясни написание безударных личных окончаний.

Наступа.т, пригрева.т, ожива.т, дыш.т, свет.т, сверка.т, появля.тся.

 Учитель предлагает посмотреть на экран, на котором представлен весенний пейзаж, и просит, используя данные опорные слова, написать сочинение-миниатюру на тему "Весна".

Используя данные опорные слова напиши сочинение-миниатюру на тему «Весна»

(На экране весенний пейзаж)

Учитель предлагает прочитать несколько сочинений по желанию учащихся.

Учащиеся смотрят на экран, читают слова, определяют общие признаки у этих глаголов, объясняют написание безударных личных окончаний.

Учащиеся смотрят на весенний пейзаж, повторяют части текста, которые они знают. Дети пишут сочинение-миниатюру на тему "Весна" в тетрадях.  

Учащиеся по желанию читают несколько сочинений и выбирают наиболее удачные работы, аргументируя свой выбор.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель, задает вопросы и предлагает подвести итоги урока.

Учащиеся подводят итоги работы на уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учитель задает домашнее задание, предлагает дома прочитать отрывок из стихотворения Сергея Есенина "Черемуха" и подготовить письмо по памяти.

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка 2 класс Обобщение знаний о частях речи

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Части речи"...

Урок русского языка 2 класс "Предлог как служебная часть речи".

1.Организационный момент- Прозвенел звонок, начинаем мы урок.Психологический настрой.Игра «Пожелание» - стоя в кругу, дети говорят своему соседу, что ему пожелают.2.Сообщение темы и целей урокаНа доск...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Урок русского языка 3 класс Имя существительное – как часть речи.

МКОУ Тойдинская СОШ    Урок русского языка3 классИмя существительное – как часть речи.  Учитель начальных классов: Гусейнова Е.А.     2018 ...

Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"

Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока –  «откры...