Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Оськина Елена Сергеевна

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)

Цель:

1)    Познакомить детей с изменением имен существительных по числам

2)    Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами

Задачи:

1)    Проявить интерес к изучению темы;

2)    Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;

3)    Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;

4)    Развивать логическое мышление;

5)    Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.22 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx97.43 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Педагогический институт

Кафедра начального образования

Конспект урока

по русскому языку во 2 «Г» классе

на тему «Изменение имен существительных по числам»

Выполнил:

Оськина Елена Сергеевна

 

Владимир 2015 год

Конспект урока по русскому языку.

Тема: «Изменение имен существительных по числам»

Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)

Цель:

  1. Познакомить детей с изменением имен существительных по числам
  2. Развивать умение определять число имен существительных; изменять имена существительные по числам; правильно писать слова с орфограммами

Задачи:

  1. Проявить интерес к изучению темы;
  2. Определять число имен существительных и обосновывать свое мнение;
  3. Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам;
  4. Развивать логическое мышление;
  5. Формировать навык написания согласных и гласных букв в форме одного и того же слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент

У:   Здравствуйте ,ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка  проведу я. Зовут меня Елена Сергеевна.

  1. Орфографическая минутка

У:  Записываем в тетрадях число, классная работа. Начнем урок с орфографической минутки. Я буду называть слова, а вы должны из записать и подчеркнуть непроверяемые орфограммы в этих словах:

Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.

У: Я даю вам 1-2 минуты, чтобы вы поставили ударение и подчеркнули букву для запоминания. Кто выполнил, ставит руку на локоток, чтобы я видела.

У: Проверка : проверьте самостоятельно правильно ли вы написали, подчеркнули орфограммы и поставили ударение в этих словах. (проверка по интерактивной доске)

  1. Воспроизведение знаний об имени существительном

У: К какой части речи относятся все слова?

У-ки: Слова относятся к имени существительному.

У : Как определить, что это имена существительные? По каким двум признакам мы определяем имя существительное?

У-ки: Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что? и обозначает предмет.

У : Что вы уже знаете об именах существительных?

У-ки: Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.

У: Какие имена существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными именами существительными?

 У-ки: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? и обозначают живые существа; неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что? и не обозначают живые существа.

У : Когда я буду называть одушевленные имена существительные, вы хлопните один раз в ладоши, а если я  назову неодушевленное имя существительное, вы сидите тихо:

Россия, город, улица, отец, картина, учитель, январь, обезьяна, тарелка, Москва.

У : Какие из данных имен существительных являются собственными,   а какие нарицательные имена существительные?

У-ки: К собственным именам существительным относятся: Россия, Москва. К нарицательным – город, улица, отец, учитель, картина, январь, обезьяна, тарелка.

У : В каком числе могут быть употреблены имена существительные?

У-ки: В единственном числе и во множественном

У: А что изменяется в слове при изменении числа имени существительного?

У-ки: Изменяется форма слова.

У: Что обозначает имя существительное в единственном числе? А во множественном числе?

У-ки: В единственном числе обозначает один предмет, а во множественном – два и более  предметов.

У : Скажите в каком числе употреблены данные имена существительные?

У-ки: в единственном числе.

У: А какие из этих имен существительных можно употребить в единственном и во множественном числе? А какие только в единственном числе?

У-ки: города, улицы, отцы, учителя, картины, обезьяны, тарелки.

В единственном  : Россия, Москва.

У : Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока.

  1. Определение темы и задач урока.

У :  Прочитайте на доске тему нашего урока:

Изменение имен существительных по числам.

У : Подумайте и скажите, чему мы с вами будем учиться?

У-ки: Мы научимся изменять имена существительные по числам.

  1. Упражнение в наблюдении за изменением имен существительных по числам

(на доске запись):

книга – книги

облако – облака

яблоко – яблоки

картина – картины

У: Ребята, обратите внимание на доску. Скажите, в чем сходство и различие записанных пар слов? Чем похожи данные слова?

У-ки: это имена существительные, неодушевленные и нарицательные. Каждая пара – форма одного и того же слова.

 У : Определим, в чем различие?

У-ки: Существительные в первом столбике употреблены в единственном числе, а имена существительные во втором столбике – во множественном числе; различие в написании в конце слов.

У : Спишите каждую пару и выделите изменившуюся часть слов.

У: Как вы думаете, почему изменилась форма слов?

У-ки: Форма слова изменилась, потому что имена существительные изменились по числам.

  1. Работа с определением.

У :Откройте учебник на с. 62 прочитайте определение самостоятельно. А теперь вслух. Что узнали из этого определения?

У-ки: Имена существительные изменяются по числам. При изменении числа имени существительного изменяется его форма.

  1. Упражнения в изменении имен существительных по числам.
  1. Работа с упражнением.

У :  Посмотрите на упражнение 107. Прочитайте слова, которые написаны под цифрой 1:

Воробей, дерево, крыло, стул, ручей.

У: Измените число имен существительных.

У-ки: воробьи, деревья, крылья, стулья, ручьи.

У : Как думаете, какая орфограмма вам встретилась в именах существительного во множественном числе?

У-ки: Разделительный мягкий знак.

У : Читаем слова под цифрой 2:

Чиж, малыш, ерш, стриж.

У : Какая орфограмма вам встретилась в именах существительных

 У-ки: Буква парного согласного на конце слова.

У: Измените число имен существительных.

У-ки: Чижи, малыши, ерши, стрижи.

У : Запишите любую группу либо под цифрой 1, либо под цифрой 2. Подчеркните орфограммы.

  1. Занимательная минутка.

У: А теперь поиграем. Я кидаю вам мячик и называю слово. Вы его ловите и возвращаете его мне в другом числе.

Сугроб - сугробы, воробьи – воробей, дорога – дороги, капуста – капусты, лопаты – лопаты, осина- осины, петухи – петух, тетрадь – тетради, снегирь – снегири, ученики – ученик.

У: Выполним упражнение 109, с. 63

У: Прочитаем слова под цифрой 1:

Сосна, трава, дерево, письмо, пчела.

У: Какая орфограмма пропущена в этих словах?

У – ки: Проверяемая безударная гласная в корне слова.

У: Какой буквой обозначить безударный гласный в корне слова?

У – ки: Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

У: Какие два способа мы знаем, как  обозначить буквой безударный гласный в корне слова?

У –ки: изменить форму слова или подобрать однокоренное.

У: Нам в упражнении сказано: подберите проверочное, изменив его форму. Когда меняется форма слова?

У – ки: Форма слова меняется, когда изменяем число.

У: Давайте изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.

У – ки: сосна – сосны, трава – травы, дерево – деревья, письмо – письма, пчела – пчелы.

У: Прочитаем слова под цифрой 2:

дрозды, хлеба, грачи, моря, грибы

У: Изменим форму слов, чтобы обозначить буквой безударный гласный в корне слова.

У – ки: дрозд, хлеб, грач, море, гриб.

У: Запишем это упражнение по вариантам: 1в. под цифрой 1, 2в. – цифра 2. по образцу, который дан в учебнике.

 VII . Работа с орфоэпическим словарем.

У: Ребята, а теперь мы поработаем с орфоэпическим словарем. Откройте учебник на с. 133.

У: Скажите, чему учит орфоэпический словарь?

У – ки: С помощью этого словаря мы учимся правильно произносить слова.

У: Поработаем с ними. Найдите пары слов имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе и правильно произнесите их.

У – ки: Арбуз, арбузы; бант, банты; герб, гербы; директор, директора; инженер, инженеры; километр, километры; кран, краны; облако, облака; простыня, простыни; сантиметр, сантиметры; стакан, стаканы; столяр, столяры; туфля, туфли; шарф, шарфы; шофер, шоферы.

  1. Итог урока.

У: Чему мы учились на уроке?

У – ки : Мы учились изменять имена существительные по числам.

  1. Обсуждение домашнего задания.

У: Домашнее задание упражнение 108. Вы прочитаете загадки, объясните к ним отгадки и спишите аккуратно в тетрадь. Подчеркните орфограммы и определите число, в которых употреблены имена существительные.

У: Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по русскому языку Выполнила: Оськина Е.С. 2015 г .

Слайд 2

Орфографическая минутка

Слайд 3

Проверка Р о ссия, гор о д, ул и ца, о тец, к а ртина, учит е ль, я нварь, о б е зьяна, т а релка, М о сква.

Слайд 4

Изменение имен существительных по числам

Слайд 5

книга – книги облако – облака яблоко – яблоки картина - картины

Слайд 6

книга – книги облако – облака яблоко – яблоки картина - картины

Слайд 7

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо изменить форму слова (м о ря - м о ре) или подобрать однокоренное слово (тр а ва - тр а вка) так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)

Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен  в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Род имен существительныхКласс: 3Урок рефлексииОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....

Конспект урока по Русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по Русскому языку  "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Правописание предлогов с именами существительными" (2 класс)...