Рабочая программа по русскому языку, 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту составлена на основе программы по русскому языку автор Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass_shkola_2100.docx | 128.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №_______
от « 31» 08. 20 15 г.
Рссмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № _______от « » . 2015 г.
Руководитель кафедры Н.А.Терехина / /
Согласовано
Заместитель директора Е.А. Зверева / /
« » .2015г.
Рабочая программа по русскому языку
для 4 а класса
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту составлена на основе программы по русскому языку автор Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Программа обеспечена учебником «Русский язык» 4 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: «Баласс».
Составитель: Ахматдинова Ильсияр Раисовна ,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
2015г.
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования.
- Федеральный базисный учебный план
- Закон РФ «Об образовании».
- Учебный план МБОУ СОШ п. Пионерский на 2015-2016 учебный год
- Примерная программа по русскому языку для начального общего образования.
- Авторская программа Бунеева, Р. Н., Бунеевой, Е. В., Прониной, О. В. Русский язык. 4 класс. Ч. 1, 2 / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
- Учебник «Русский язык» 4-й класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Москва изд. «Баласс», 2013г.
- «Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 4-й класс, варианты 1 и 2 (автор Е.В. Бунеева);
- «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4-й классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);2013г.
Учебно-методический комплект для учителя:
- Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 4 кл. (авторы Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева) Москва изд. «Баласс», 2014г
- Учебник «Русский язык» 4-й класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Москва изд. «Баласс», 2013г.
- «Дидактический материал» к уч. «Русский язык» 4-й класс (автор Л.Ю. Комиссарова) Москва изд. «Баласс», 2013г.
- «Тетрадь по чистописанию», 4-й класс (автор М.А. Яковлева) Москва изд. «Баласс», 2013г
Наглядные пособия:
- «Магнитная азбука» (комплект букв и цифр),портреты писателей ,словарные слова ,опорные таблицы по русскому языку для начальной школы ,картинки по развитию речи (по классам + методическое руководство),таблица «Алфавит» (образцы прописных букв),опорные таблицы по русскому языку.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся
- компьютер,
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска
Интернет – ресурсы:
- www.school2100.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://window.edu.ru
- www.edu.ru
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами курса «Русский язык», а именно:
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости, уважения к языку как части русской национальной культуры;
2)помощь в осознании себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5)сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке
2. Общая характеристика учебного предмета:
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предме- та (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
«Предложение» и «Текст»
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
«Слово»
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для после- дующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни- тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового сло- варя). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотребленем, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
3. Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ СОШ п. Пионерский и годовому календарному учебному графику на текущий учебный год всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе выделяется 170 часов (5 ч. в неделю, 34 учебные недели).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения и учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысле- ние и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 а класса, имеющих разный уровень учебных возможностей, речевой деятельности и специфики классного коллектива.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» являются следующие умения:
Базовый уровень:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия — умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного — умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Повышенный уровень:
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Базовый уровень:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Повышенный уровень:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Базовый уровень:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
Повышенный уровень:
осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Базовый уровень:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Повышенный уровень:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Базовый уровень:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подби- рать синонимы и антонимы к данным словам;
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
Повышенный уровень:
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Система оценки:
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
- Содержание учебного предмета.
1. Повторение Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. . Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). 2. Простое предложение. Предложение с однородными членами. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. 3. Сложные предложения с союзами и, а, но Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. Слова автора перед прямой речью, после неё.
Обобщение знаний о частях речи . Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). 7. Три склонения имён существительных Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения
Связная речь Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе. Чистописание Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. |
7. Учебно-тематическое планирование.
№ | Раздел учебной программы, тема | Общее количество часов по рабочей программе | Практическая часть | |||
Контрольные уроки | Административные контрольные работы | Уроки развития речи | Пректы |
1 | Повторение | 19 | 3 | 1 | ||
2 | Простое предложение. Предложение с однородными членами. | 13 | 2 | 2 | ||
3 | Сложные предложения с союзами и, а, но | 11 | 3 | 2 | ||
4 | Предложения с прямой речью | 11 | 1 | 2 | ||
5 | Что мы знаем об имени существительном | 4 | 1 | |||
6 | Изменение имён существительных по падежам | 14 | 2 | |||
7 | Три склонения имён существительных | 8 | 2 | |||
8 | Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных | 8 | 2 | |||
9 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 13 | 3 | 2 | ||
10 | Что мы уже знаем об имени прилагательном | 5 | ||||
11 | Словоизменение имён прилагательных | 4 | ||||
12 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 11 | 2 | 3 | ||
13 | Что мы знаем о глаголе | 4 | ||||
14 | Словоизменение глаголов | 5 | ||||
15 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 12 | 2 | 2 | ||
16 | Разбор глагола по составу | 15 | 3 | 2 | ||
17 | Наречие | 2 | ||||
18 | Повторение | 11 | 1 | 2 | 1 | |
Итого | 170 |
ИТОГО 170 часов
8. Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник «Русский язык» 4-й класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Москва изд. «Баласс», 2013г.
«Проверочные и контрольные работы по «Русскому языку», 4-й класс, варианты 1 и 2 (автор Е.В. Бунеева);
«Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы. 3-4-й классы (авторы Р.Н. Бунеев и др.);2013г.
Учебно-методический комплект для учителя:
Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 4 кл.
(авторы Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева) Москва изд. «Баласс», 2014г
Учебник «Русский язык» 4-й класс (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Москва изд. «Баласс», 2013г.
«Дидактический материал» к уч. «Русский язык» 4-й класс (автор Л.Ю. Комиссарова) Москва изд. «Баласс», 2013г.
«Тетрадь по чистописанию», 4-й класс (автор М.А. Яковлева) Москва изд. «Баласс», 2013г
2.Наглядные пособия: «Магнитная азбука» (комплект букв и цифр),портреты писателей ,словарные слова ,опорные таблицы по русскому языку для начальной школы ,картинки по развитию речи (по классам + методическое руководство),таблица «Алфавит» (образцы прописных букв),опорные таблицы по русскому языку. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru http://school-collection.edu.ru http://window.edu.ru www.edu.ruУченики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым
9.Календарно-тематическое планирование учебного предмета «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№п/п | № по теме | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности | Дата | ||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||
1. Повторение (19 часов) | |||||||||||||||||||||
1 | 1 | Вводный урок. Поэты и писатели о русском языке. | Письмо авторов учебника; повторение фонетики | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. | |||||||||||||||||
2 | 2 | Повторение фонетики и графики. | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация | ||||||||||||||||||
3 | 3 | Повторение фонетики и графики. Слог и ударение. | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | ||||||||||||||||||
4 | 4 | Что такое графика. | Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса | ||||||||||||||||||
5 | 5 | Контрольное списывание | Списывание текста | Группировать слова с изученными орфограмма- ми, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. | |||||||||||||||||
6 | 6 | Фонетический разбор слова. | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки | ||||||||||||||||||
7 | 7 | Повторение орфографии. | |||||||||||||||||||
8 | 8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | |||||||||||||||||||
9 | 9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | |||||||||||||||||||
10 | 10 | Повторение состава слова | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | |||||||||||||||||
11 | 11 | Повторение изученного о частях речи | |||||||||||||||||||
12 | 12 | Повторение изученного по синтаксису | |||||||||||||||||||
13 | 13 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | |||||||||||||||||||
14 | 14 | Входная контрольная работа по теме «Повторение» | Проверка знаний, полученных в 3 классе | ||||||||||||||||||
15 | 15 | Работа над ошибками «Пишу правильно» | Нахождение и исправление ошибок | ||||||||||||||||||
16 | 16 | Обучающее изложение «Золотой рубль» | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план | ||||||||||||||||||
17 | 17 | Анализ изложений и работа над ошибками. | Нахождение ошибок в изложении, исправление текста | ||||||||||||||||||
18 | 18 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Письмо под диктовку | ||||||||||||||||||
19 | 19 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Нахождение и исправление ошибок | ||||||||||||||||||
2. Простое предложение. Предложение с однородными членами. (13 часов) | |||||||||||||||||||||
20 | 1 | Как отличить простое предложение от сложного. | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамма- тически, законченность. Использовать эти пара- метры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. | |||||||||||||||||
21 | 2 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | ||||||||||||||||||
22 | 3 | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | ||||||||||||||||||
23 | 4 | Обучающее изложение «Что я люблю» | Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста | ||||||||||||||||||
24 | 5 | Анализ изложений и работа над ошибками. | Нахождение и исправление ошибок в изложении | ||||||||||||||||||
25 | 6 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах | ||||||||||||||||||
26 | 7 | Обучающее сочинение «Что я люблю» | Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их лексическим значением, правильное построение предложения | Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однород- ных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). | |||||||||||||||||
27 | 8 | Анализ сочинений и работа над ошибками. | Нахождение и исправление ошибок в сочинении | ||||||||||||||||||
28 | 9 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||||||||||||||||
29 | 10 | Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме: «Предложение с однородными членами» | Проверка знаний. | ||||||||||||||||||
30 | 11 | Развитие пунктуационных умений. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||||||||||||||||
31 | 12 | Контрольный диктант теме «Простое предложение.Предложение с однородными членами.» | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | ||||||||||||||||||
32 | 13 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | ||||||||||||||||||
3. Сложные предложения с союзами и, а, но (11 часов) | |||||||||||||||||||||
33 | 1 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. | |||||||||||||||||
34 | 2 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | Постановка знаков препинания в сложном предложении | ||||||||||||||||||
35 | 3 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и,а,но. | |||||||||||||||||||
36 | 4 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту | Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими кон- струкциями. Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пун- ктуационные ошибки, работать по алгоритму. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). | |||||||||||||||||
37 | 5 | Запятая в сложном предложении. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||||||||||||||||||
38 | 6 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений | ||||||||||||||||||
39 | 7 | Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме: «Сложные предложения» | |||||||||||||||||||
40 | 8 | Обобщение, подготовка к диктанту. | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | ||||||||||||||||||
41 | 9 | Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | ||||||||||||||||||
42 | 10 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | |||||||||||||||||||
43 | 11 | Контрольный словарный диктант. | |||||||||||||||||||
4. Предложения с прямой речью (11 часов) | |||||||||||||||||||||
44 | 1 | Понятие о прямой речи. | Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи | Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предло- жения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | |||||||||||||||||
45 | 2 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений | ||||||||||||||||||
46 | 3 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | Актуализация знаний по теме «Прямая речь» | ||||||||||||||||||
47 | 4 | Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью. | Правило оформления цитаты на письме | ||||||||||||||||||
48 | 5 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | ||||||||||||||||||
49 | 6 | Развитие умения ставить знаки препинания в предложении | |||||||||||||||||||
50 | 7 | Подготовка к изложению «В здоровом теле здоровый дух». | Составление плана, определение темы и основной мысли текста | ||||||||||||||||||
51 | 8 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | Нахождение и исправление ошибок в изложении | ||||||||||||||||||
52 | 9 | Развитие пунктуационных умений. | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | ||||||||||||||||||
53 | 10 | Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью». | Актуализация знаний по теме | ||||||||||||||||||
54 | 11 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм. | ||||||||||||||||||
5. Что мы знаем об имени существительном (4 часа) | |||||||||||||||||||||
55 | 1 | Имя существительное как часть речи. | Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. | |||||||||||||||||
56 | 2 | Роль имён существительных в предложении, в речи. | |||||||||||||||||||
57 | 3 | Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | |||||||||||||||||||
58 | 4 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | |||||||||||||||||||
6.Изменение имён существительных по падежам (14 часов) | |||||||||||||||||||||
59 | 1 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | Изменение имен существительных по числам и падежам | Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительно- го, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён суще- ствительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. | |||||||||||||||||
60 | 2 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам | |||||||||||||||||||
61 | 3 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах | ||||||||||||||||||
62 | 4 | Именительный падеж. | Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных | ||||||||||||||||||
63 | 5 | Винительный падеж. | |||||||||||||||||||
64 | 6 | Родительный падеж | Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных | ||||||||||||||||||
65 | 7 | Дательный падеж. | Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных | ||||||||||||||||||
66 | 8 | Творительный падеж. | Особенности употребления имен существительных в творительном падеже, определение падежа имен существительных | ||||||||||||||||||
67 | 9 | Предложный падеж. | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен сущ-х | ||||||||||||||||||
68 | 10 | Обобщение знаний о падежах. | Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста | ||||||||||||||||||
69 | 11 | Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». | |||||||||||||||||||
70 | 12 | Упражнение на повторение | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
71 | 13 | Проверочная работа по теме «Изменение имён существительных по падежам» | |||||||||||||||||||
72 | 14 | Контрольная работа по теме «Изменение имён существительных по падежам» | Падежи имен существительных, изменение слов по падежам, определение падежа имени существительного в словосочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме | ||||||||||||||||||
7. Три склонения имён существительных (8 часов) | |||||||||||||||||||||
73 | 1 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | Различение 1, 2, 3-го склонения существительных. | Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. | |||||||||||||||||
74 | 2 | Развитие умения определять склонение имён существительных | |||||||||||||||||||
75 | 3 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных | ||||||||||||||||||
76 | 4 | Морфологический разбор имени существительного. | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных | ||||||||||||||||||
77 | 5 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | Знакомство с несклоняемыми существительными | ||||||||||||||||||
78 | 6 | Контрольное изложение за I полугодие | План, тема и основная мысль текста | ||||||||||||||||||
79 | 7 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | ||||||||||||||||||
80 | 8 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных | ||||||||||||||||||
8. Правописание мягкого знака после букв шипящих на конце имён существительных (8 часов) | |||||||||||||||||||||
81 | 1 | Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода. | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода с шипящим на конце | ||||||||||||||||||
82 | 2 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь поле шипящих на конце имён существительных». | Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существительных», графическое обозначение орфограммы | ||||||||||||||||||
83 | 3 | Упражнения на повторение. | |||||||||||||||||||
84 | 4 | Проверочная работа по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных». | Выполнение заданий «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний | ||||||||||||||||||
85 | 5 | Обобщение. | |||||||||||||||||||
86 87 | 6 | Подготовка к диктанту. | |||||||||||||||||||
7 | Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | |||||||||||||||||||
88 | 8 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти | ||||||||||||||||||
9. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (13 часов) | |||||||||||||||||||||
89 | 1 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. | Безударные падежные окончания имен существительных | Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. | |||||||||||||||||
90 | 2 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | Безударные падежные окончания имен существительных | Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | |||||||||||||||||
91 | 3 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | Безударные падежные окончания имен существительных | ||||||||||||||||||
92 | 4 | Контрольный словарный диктант | Письмо под диктовку | ||||||||||||||||||
93 | 5 | Обучающее изложение «Первая газета». | План, тема и основная мысль текста | ||||||||||||||||||
94 | 6 | Развитие орфографических умений. | применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
95 | 7 | Обучающее сочинение – описание «Прогулка». | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | ||||||||||||||||||
96 | 8 | Развитие орфографических умений. | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | ||||||||||||||||||
97 | 9 | Упражнения на повторение. | Безударные падежные окончания имен существительных | ||||||||||||||||||
98 | 10 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» | Выполнение заданий «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний | ||||||||||||||||||
99 | 11 | Повторение, подготовка к диктанту. | Повторение изученных орфограмм | ||||||||||||||||||
100 | 12 | Контрольный диктант «Правописание безударных падежных окончаний имён | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
101 | 13 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Исправление ошибок, допушенных в диктанте. | ||||||||||||||||||
10. Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 часов) | |||||||||||||||||||||
102 | 1 | Повествование и описание - два типа речи. | Значение и употребление имен прилагательных в речи | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. | |||||||||||||||||
103 | 2 | Роль имён прилагательных . | Употребление имен прилагательных в речи | Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | |||||||||||||||||
104 | 3 | Роль имён прилагательных в речи. | |||||||||||||||||||
105 | 4 | Роль прилагательных- антонимов в речи. | Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи | ||||||||||||||||||
106 | 5 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательных | ||||||||||||||||||
11. Словоизменение имён прилагательных (4 часа) | |||||||||||||||||||||
107 | 1 | Изменение имён прилагательных по падежам. | Изменение имен прилагательных по падежам | Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. | |||||||||||||||||
108 | 2 | Словосочетания сущ. + прил. | Согласование с именами существительными | ||||||||||||||||||
109 | 3 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | Согласование с именами существительными | ||||||||||||||||||
110 | 4 | Словосочетание. | |||||||||||||||||||
12. Правописание безударных окончаний имён прилагательных (11 часов) | |||||||||||||||||||||
111 | 1 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). | |||||||||||||||||
112 | 2 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||||||||||||||||||
113 | 3 | Свободный диктант. | Письмо под диктовку. | ||||||||||||||||||
114 | 4 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||||||||||||||||||
115 | 5 | Обучающее изложение «Первое путешествие». | План, тема и основная мысль текста | ||||||||||||||||||
116 | 6 | Развитие орфографических умений. | Прав-е безударных гласных в падежных окончаниях имен прил-х | ||||||||||||||||||
117 | 7 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | ||||||||||||||||||
118 | 8 | Проверочная работа по теме «Правописание имён прилагательных» | Употребление имен прилагательных в речи | ||||||||||||||||||
119 | 9 | Повторение, подготовка к диктанту. | Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательных | ||||||||||||||||||
120 | 10 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён прилагательных» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
121 | 11 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | ||||||||||||||||||
13. Что мы знаем о глаголе (4 часа) | |||||||||||||||||||||
122 | 1 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не | Выделять неопределённую форму глагола и преоб- разовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. | |||||||||||||||||
123 | 2 | Значение и грамматические признаки глагола. | Грамматические признаки глагола | ||||||||||||||||||
124 | 3 | Морфологический разбор глагола. | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | ||||||||||||||||||
125 | 4 | Составление устного рассказа о глаголе. | Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста | ||||||||||||||||||
14. Словоизменение глаголов (5 часов) | |||||||||||||||||||||
126 | 1 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий | |||||||||||||||||
127 | 2 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям | ||||||||||||||||||
128 | 3 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | Распределение глаголов с безударными окончаниями по спряжениям | Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов | |||||||||||||||||
129 | 4 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | Совместно составлять алгоритм | ||||||||||||||||||
130 | 5 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | Употребление глаголов-исключений в письменной речи. | ||||||||||||||||||
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (12 часов) | |||||||||||||||||||||
131 | 1 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | |||||||||||||||||
132 | 2 | Обучающее сочинение по картинкам. | Развитие связной письменной речи | ||||||||||||||||||
133 | 3 | Разбор глагола как части речи. | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | ||||||||||||||||||
134 | 4 | Контрольный диктант по теме « Правописание безударных личных окончаний глаголов». | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
135 | 5 | Знакомство с возвратной формой глагола. | Грамматические признаки глагола | ||||||||||||||||||
136 | 6 | Правописание глаголов с -тся и –ться. | Вывод правила о написании -тся и -ться в глаголах | ||||||||||||||||||
137 | 7 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | ||||||||||||||||||
138 | 8 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. | Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | ||||||||||||||||||
139 | 9 | Контрольное списывание. | Уметь грамотно и каллиграфически верно списывать текст Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями | Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). | |||||||||||||||||
140 | 10 | Развитие умения писать глаголы с безударными гласными в личных окончаниях. | Правописание безударных личных окончаний глаголов | ||||||||||||||||||
141 | 11 | Обучающее изложение «Первые школы». | План, тема и основная мысль текста | ||||||||||||||||||
142 | 12 | Работа над ошибками в изложении. | Нахождение и исправление ошибок | ||||||||||||||||||
16. Разбор глагола по составу (15 часов) | |||||||||||||||||||||
143 | 1 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание | ||||||||||||||||||
144 | 2 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов. | Использование в речи глаголов в заданной форме | ||||||||||||||||||
145 | 3 | Обучающее сочинение. | Развитие связной письменной речи | ||||||||||||||||||
146 | 4 | Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме наст. времени. | Прав-е безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | ||||||||||||||||||
147 | 5 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | ||||||||||||||||||
148 | 6 | Обучающее сочинение «День моей мамы» | Развитие связной письменной речи | ||||||||||||||||||
149 | 7 | Повторение по теме «Глагол». | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | ||||||||||||||||||
150 | 8 | Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. | Исправление и редактирование текста | ||||||||||||||||||
151 | 9 | Упражнения на повторение. | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
152 | 10 | Проверочная работа по теме «Глагол» | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола | ||||||||||||||||||
153 | 11 | Развитие орфографических умений. | Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени | ||||||||||||||||||
154 | 12 | Контрольный словарный диктант. | Письмо под диктовку | ||||||||||||||||||
155 | 13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту. | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | ||||||||||||||||||
156 | 14 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | ||||||||||||||||||
157 | 15 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | Применение правил по пройденной теме. | ||||||||||||||||||
17. Наречие (2 часа) | |||||||||||||||||||||
158 | 1 | Знакомство с наречием. | Написание наречий | ||||||||||||||||||
159 | 2 | Употребление наречий в речи. | Восстановление текста | ||||||||||||||||||
18. Повторение (11 часов) | |||||||||||||||||||||
160 | 1 | Комплексное повторение материала. | Выполнение текстовых заданий | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате- риалу. Проводить в группах исследовательскую (про- ектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами).. | |||||||||||||||||
161 | 2 | Повторение материала, изученного в разделе «Предложение». | Выполнение упражнений на закрепление знаний | ||||||||||||||||||
162 | 3 | Повторение материала, изученного в разделе «Текст». | Выполнение упражнений на закрепление знаний | ||||||||||||||||||
163 | 4 | Контрольное изложение. «Странный дуэт» | План, тема и основная мысль текста | ||||||||||||||||||
164 | 5 | Редактирование текста изложений. | Исправление речевых ошибок, допущенных в изложении | ||||||||||||||||||
165 | 6 | Работа над ошибками. | Исправление ошибок | Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением | |||||||||||||||||
166 | 7 | Комплексное повторение изученного материала. | Выполнение текстовых заданий | ||||||||||||||||||
167 | 8 | Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?» | ||||||||||||||||||
168 | 9 | Работа над ошибками. | Редактирование и исправление текста | ||||||||||||||||||
169 | 10 | Итоговая контрольная работа . | Выполнение тестовых заданий | ||||||||||||||||||
170 | 11 | Урок –игра «По страничкам русского языка». | Тематические игры | ||||||||||||||||||
Итого: 170 часов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...