Рабочая программа по письму и развитию речи
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Даренских Лариса Вячеславовна

Рабочая программа по письму и развитию речи для обучающихся с ОВЗ /интеллектуальные нарушения/ 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz.docx74.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Рассмотрена»

Руководитель МО

______

 /Румянцева В.В./

ФИО

Протокол №_______

от «___» ________

2017 г

«Согласована»

Заместитель

директора по УВР

________

/_Даренских Л.В./

ФИО

«___» ___________

2017 г

«Утверждена»

Протокол ПС №   от «__»___2017г.

Введена в действие

Приказ №______

от «___» ___________2017 г

Директор школы

__________/Румянцева Т.Ф./

ФИО

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Письмо и развитие речи »

3  класс

на 2017- 2018  учебный год

для обучающихся с ОВЗ, имеющих  интеллектуальные  нарушения

                                                                         Составила:

                                                                                      Даренских Л.В.,  

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

С.Гнилое

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МКОУ «Гниловская  ООШ»
  • Учебный план МКОУ «Гниловская ООШ»  на 2017-2018 учебный год
  • Календарный учебный график МКОУ «Гниловская ООШ
  • Положение о рабочей программе МКОУ «Гниловская ООШ
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МКОУ «Гниловская ООШ»
  • Положение о ведении классного журнала МКОУ «Гниловская  ООШ

 

  • Рабочая программа по письму и  развитию речи разработана на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, издательство Москва «Просвещение», 2009 г.

Для реализации программного содержания используется учебник: А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.:  Просвещение, 2017  г. УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания  обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Русский язык в младших классах для обучения детей с недостатками интеллекта включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2—4 классы), письмо (2—4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1—4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.

В младших классах обучающимся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)  даются самые элементарные сведения по грамматике,  усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике,  прежде всего,  необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.

Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы:

«Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

 Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с интеллектуальными нарушениями  затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого  на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Обучающиеся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)   к жизни, к общению.

Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2-4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Целью данной программы является:

  • приобретение практических навыков устной и письменной речи;
  • формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
  • воспитание интереса к родному языку.

Основные  задачи  :

 научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

 выработать элементарные навыки грамотного письма;

 повысить уровень общего и речевого развития  обучающихся;

 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 формировать нравственные качества.

        При составлении данной рабочей программы  по грамматике, правописанию и развитию речи в программу автора В.В. Воронковой были внесены дополнения путем:

  • включение упражнений на коррекцию зрительного восприятия, зрительной памяти и орфографической зоркости;
  • больше упражнений на письме под диктовку для развития фонематического восприятия.

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

3. Место учебного предмета в учебном плане

        Программа рассчитана на 175час, 5 часов в неделю – 34 учебные недели, в том числе 10 часов для проведения   контрольных работ, 5 часов резервных в конце года, для индивидуальной работы или на часы, совпадающие с праздничными днями.

1 четверть -   41 ч.

2 четверть -  41  ч.

3 четверть –   49 ч.

4 четверть -  46  ч.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5.Содержание программы

В содержание программы включены задания, упражнения, виды самостоятельных работ, направленные на развитие фонематического слуха, слухового восприятия.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная и письменная  речь».

ПОВТОРЕНИЕ

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ

 Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков обучающихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

 Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

 Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

 Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

 Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.

 Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

 Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

 Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

СЛОВО

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

 Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

 называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;

нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

 подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

 согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Предлог.

Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).

Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 Практическое знакомство с построением простого предложения.

 Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

 Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

 Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

 Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

 Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

 Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

 Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

 Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

 Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений

1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к;

письмо заглавных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.

Выборочное списывание по указанию учителя.

Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

УСТНАЯ РЕЧЬ

 Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

 Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

 Повторение пройденного за год.

Календарно – тематический план к  рабочей программе (сетка)

Тема

Кол- во часов

Контрольные работы

1.

Повторение

10

1

2.

Звуки и буквы

2

-

3.

Порядок букв в русской азбуке (алфавит)

4

-

4.

Гласные и согласные звуки и буквы

3

-

5.

Гласные буквы и, е,  ё,  ю,  я, э

7

-

6.

Ударение. Слог как часть слова Перенос слов при письме

24

1

7.

Твёрдые и мягкие согласные

13

1

8

Гласные после шипящих.

4

-

9.

Парные звонкие и глухие согласные

27

2

10.

Слово

35

2

11

Предложение

24

1

12

Повторение

23

2

170

10

Формы организации учебного процесса. Рабочая программа реализуется через классно-урочную организацию учебного процесса. Используется индивидуальная работа.

 6. Календарно - тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

1 четверть – 41 час

Повторение- 10 ч.

1

Повторение. Предложение. Употребление простого предложения

 1

 02.09

2

Правило написания предложения.

 1

 04.09

3

Упражнение в написании предложения

1

05.09

4

Работа с деформированным текстом.

1

06.09

5

Составление предложений по картинке.

1

07.09

6

Составление предложений по вопросу.

1

08.09

7

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1

11.09

8

Практические упражнения в составлении предложений по заданной теме.

1

12.09

9

Контрольный диктант №1 по теме

« Повторяем всё, что знаем»

1

13.09

10

Работа над ошибками.

1

14.09

Звуки и буквы – 2 ч

11

Звуки и буквы.

1

15.09

12

Сравнение сходных по написанию слов.

1

18.09

Порядок букв в русской азбуке (алфавит)- 4 ч

13

Алфавит.

1

19.09

14

Практические упражнения в записи слов в алфавитном порядке.

1

20.09

15

Составление списков в алфавитном порядке.

1

21.09

16

Дополнение предложений словами в алфавитном порядке.

1

22.09

Гласные и согласные звуки и буквы- 3 ч.

17

Гласные звуки и буквы.

1

25.09

18

Согласные  звуки и буквы.

1

26.09

19

Различение гласных и согласных букв.

1

27.09

Гласные буквы и, е,  ё,  ю,  я, э – 7 ч

20

Гласные буквы и в начале слова.

1

28.09

21

Гласные буквы е в начале слова.

1

29.09

22

Гласные буквы ё в начале слова.

1

02.10

23

Гласные буквы ю в начале слова.

1

03.10

24

Гласные буквы я в начале слова

1

04.10

25

Гласные буквы э в начале слова.

1

05.10

26

Упражнения в написании слов с гласными буквами и, е,  ё,  ю,  я, э.

1

06.10

Ударение в слове – 5 ч

27

Ударение в слове.

1

09.10

28

Постановка ударения в двухсложных словах.

1

10.10

29

Постановка ударения в трёхсложных словах.

1

11.10

30

Ударные и безударные гласные.

1

12.10

31

Составление предложений по картинкам.

1

13.10

Слог как часть слова – 14 ч.

32

Слогообразующая роль гласных.

1

16.10

33

Деление слов на слоги.

1

17.10

34

Практические упражнения в составление слов по первому слогу.

1

18.10

35

Практические упражнения в составление слов по схемам.

1

19.10

36

Практическое усвоение слогообразующей роли гласных.

1

20.10

37

Работа с деформированным текстом «Жадный медвежонок».

1

23.10

38

Повторение. Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1

24.10

39

Контрольный диктант    №2  за I четверть

1

25.10

40

Работа над ошибками.

1

26.10

41

Сравнение сходных по написанию слов.

1

27.10

2 четверть – 41 час

42

Различение гласных и согласных букв.

1

06.11

43

Упражнения в написании слов с гласными буквами и, е,  ё,  ю,  я, э.

1

07.11

44

Деление слов на слоги.

1

08.11

45

Ударные и безударные гласные.

1

09.11

Повторение- 2 ч.

46

 Деление слов на слоги.

1

10.11.

47

Практические упражнения при делении слов на слоги.

1

13.11

Перенос слов при письме – 3 ч.

48

Перенос слов по слогам.

1

14.11

49

Практические упражнения в написании слов состоящих из одного слога.

1

15.11

50

Практические упражнения в делении слов для переноса.

1

16.11

Твёрдые и мягкие согласные – 7 ч.

51

Обозначение мягкости  и твёрдости согласных гласными буквами.

1

17.11

52

Практические упражнения в написание слов с мягкими согласными.

1

20.11

53

Практические упражнения в написание слов с твёрдыми согласными.

1

21.11

54

Различие твёрдых и мягких согласных.

1

22.11

55

Работа с деформированным текстом.

1

23.11

56

Контрольный диктант №3 по теме «Написание слов с твёрдыми и мягкими согласными»».

1

24.11

57

Работа над ошибками.

1

27.11

Мягкий знак в конце и в середине слова – 6 ч.

58

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

28.11

59

Мягкий знак как показатель мягкости в конце слова.

1

29.11

60

Практические упражнения в написание слов с мягким знаком на конце.

1

30.11

61

Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова.

1

01.12

62

Упражнения в написании слов с мягким знаком в середине слова.

1

04.12

63

Обозначение мягкости и твёрдости согласных гласными буквами и буквой «ь».

1

05.12

Гласные после шипящих – 4 ч.

64

Гласные после шипящих жи-ши.

1

06.12

65

Гласные после шипящих ча-ща.

1

07.12

66

Гласные после шипящих чу-щу.

1

08.12

67

Практические упражнения в написании слов с гласными после шипящих.

1

11.12

Парные звонкие и глухие согласные – 5 ч.

68

Парные звонкие и глухие согласных.

1

12.12

69

Различие на письме парных звонких и глухих согласных.

1

13.12

70

Практические упражнения в написании слов с парными звонкими и глухими согласными.

1

14.12

71

 Практические упражнения в  дифференциации слов со звонкими и глухими согласными.

1

15.12

72

Правописание слов со звонкими и глухими согласными.

1

18.12

Звонкие и глухие согласные на конце слова – 10  ч.

73

Сопоставление согласных букв в конце слова и перед гласными.

1

19.12

74

Написание слов с глухими согласными на конце.

1

20.12

75

Способ проверки написания слов с глухими и звонкими согласными.

1

21.12

76

Упражнения в развитии навыков связной речи.

1

22.12

77

Практические упражнения в различение звонких и глухих согласных.

1

78

Контрольный диктант №4за II четверть

1

25.12

79

Работа над ошибками.

1

26.12

80

Практические упражнения в написании слов со звонкими и глухими согласными.

1

27.12

81

Практические упражнения в написании слов со звонкими и глухими согласными.

1

28.12

82

Практические упражнения в различение звонких и глухих согласных.

1

29.12

3  четверть – 49 часов

 Повторение – 2 ч.

83

Гласные после шипящих.

1

15.01

84

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

16.01

Разделительный мягкий знак (ь) – 10 ч.

85

Понятие о разделительном мягком знаке.

1

17.01

86

Разделительный мягкий знак перед гласными второго ряда: е, ё, и, ю, я.

1

18.01

87

Упражнения в написании слов  с разделительным мягким знаком.

1

19.01

88

Дифференциация в написании слов с разделительным мягким знаком и без него.

1

22.01

89

Дифференциация изученных правил.

1

23.01

90

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

24.01

91

Практические упражнения в словоизменении: лист - листья.

1

25.01

92

Контрольный диктант№5 по теме «Звонкие и глухие согласные».

1

26.01

93

Работа над ошибками.

1

29.01

94

Упражнения в развитие навыков связной речи при написании слов с разделительным ь.

1

30.01

Слово. Названия предметов- 8 ч.

95

Предмет и его название.

1

31.01

96

Знакомство с предметами, отвечающими на вопрос кто? что?

1

01.02

97

Различение слов, обозначающих один и много предметов.

1

02.02

98

Выделение из текста названий предметов с помощью вопросов.

1

05.02

99

Работа с деформированными предложениями

1

06.02

100

Практические упражнения в дифференциации названий предметов, отвечающих на вопросы кто? что?

1

07.02

101

Практические упражнения на развитие связной речи.

1

08.02

102

Различение слов по вопросам кто? что?

1

09.02

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц – 6 ч.

103

Большая буква  в именах людей, отчествах, фамилиях, кличках животных.

1

12.02

104

Практические упражнения в написании слов  с большой буквы в именах людей, отчествах, фамилиях, кличках животных.

1

13.02

105

Большая буква в написании слов в названии городов, деревень, сёл и улиц.

1

14.02

106

Практические упражнения в написании имён собственных.

1

15.02

107

Контрольный диктант №6 по теме «Большая буква в именах собственных».

1

16.02

108

Работа над ошибками.

1

19.02

Названия действий – 7 ч.

109

Названия действий, отвечающих на вопросы,  что делает? что делал? что будет делать?

1

20.02

110

Различение слов обозначающих действия предметов по времени вчера, сегодня, завтра.

1

21.02

111

Лексическое значение слов, обозначающих названия действий.

1

22.02

112

Практические упражнения в подборе слов обозначающих названия действий.

1

26.02

113

Согласование слов обозначающих названия предмета со словами,  обозначающими названия действий.

1

27.02

114

Составление рассказов по серии  сюжетных картинок и по вопросам.

1

28.02

115

Согласование слов обозначающих названия предмета со словами,  обозначающими названия действий.

1

01.03

Названия признаков – 7 ч.

116

Слова, обозначающие названия признаков.

1

02.03

117

Определение нескольких признаков одного предмета по цвету, величине, форме, вкусу.

1

05.03

118

Согласование слов, обозначающих названия предметов, со словами, названия признаков.

1

06.03

119

Сравнение предметов и узнавание их по признакам.

1

07.03

120

Распространение предложений словами, обозначающими названия признаков.

1

09.03

121

Практические упражнения в распространении предложений.

1

12.03

122

Практические упражнения в составлении предложений.

1

13.03

Предлог – 4 ч.

123

Предлог, как самостоятельное слово.

1

14.03

124

Практические упражнения  в составлении предложений из данных слов.

1

15.03

125

Практические упражнения в написании слов на изученные правила.

1

16.03

126

Разделительный твёрдый знак.

1

19.03

Разделительный твёрдый знак (ъ)- 4  ч

127

Практические упражнения в написании слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

20.03

128

Практические упражнения в написании слов обозначающих названия предметов, действий, признаков.

1

21.03

129

Практические упражнения в написании имён собственных.

1

22.03

130

Контрольный диктант №7за III четверть.

1

23.03

4 четверть – 46 часов

Предложение – 24 ч.

131

Работа над ошибками.

1

02.04

132

Практическое знакомство с построением простого предложения.

1

03.04

133

Составление предложений на заданную тему.

1

04.04

134

Работа с деформированными предложениями.

1

05.04

135

Определение количества предложений в тексте.

1

06.04

136

Составление предложений с употреблением слов В.п. (вижу кого? или что?).

1

09.04

137

Составление предложений с употреблением слов Р.п (кого? или чего? нет у кого?)

1

10.04

138

Составление предложений с употреблением слов Д.п. (кому? чему?)

1

11.04

139

Составление предложений с употреблением слов Т.п. (кем? чем?)

1

12.04

140

Составление предложений с употреблением слов П.п. (где? с предлогами в и на, о ком? о чём?)

1

13.04

141

Упражнения в написании слов в предложении  В.п., Р.п., Д.п., П.п., Т.п.

1

16.04

142

 Практические упражнения в умении закончить предложение.

1

17.04

143

Работа с деформированными предложениями.

1

18.04

144

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

1

19.04

145

Работа с деформированным текстом.

1

20.04

146

Практические упражнения в умении формулировать ответ на вопрос.

1

23.04

147

Практические упражнения в постановки вопроса к выделенным словам.

1

24.04

148

Практические упражнения в составлении предложений по картинкам.

1

25.04

149

Составление  рассказа по серии сюжетных картинок.

1

26.04

150

Контрольный диктант №8 по теме «Предлог. Разделительный твёрдый знак».

1

27.04

151

Работа над ошибками.

1

30.04

152

Составление и запись рассказа по теме «Весна идёт», «Друзья».

1

02.05

153

Практические упражнения  в составлении простых распространённых предложений.

1

03.05

154

Практические упражнения  в составлении простых распространённых предложений.

1

04.05

Повторение – 18  ч.

155

Звуки и буквы. Алфавит.

1

07.05

156

Слог как часть слова

1

08.05

157

 Гласные буквы и, е, ё, ю, я, э. Ударение в слове

1

10.05

158

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

11.05

159

Гласные после шипящих.

1

14.05

160

Парные звонкие и глухие согласные.

1

15.05

161

Контрольный диктант №9 за IV четверть

1

16.05

162

Работа над ошибками.

1

17.05

163

Разделительный мягкий знак.

1

18.05

164

Слова, обозначающие предмет, действие, признак

1

21.05

165

Предлоги. Правописание слов со звонкими и глухими согласными.

1

22.05

166

Практические упражнения в делении слов для переноса.

1

23.05

167

Работа с деформированными предложениями.

1

24.05

168

Составление предложений при помощи опорных слов.

1

25.05

169

Контрольный диктант №10 за год.

1

28.05

170

Работа над ошибками.

1

29.05

171 - 172

Резерв

2

30.05

31.05

 Основные требования  к уровню знаний и умений обучающихся

 3 класса

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова на письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 – 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка  знаний обучающихся с интеллектуальными нарушениями  осуществляется по пятибалльной системе.

Критерий оценок:

5 - по наводящим вопросам, но правильно, если наводящих вопросов мало;

4 - когда ученик отвечает в основном, но допускает негрубые ошибки и исправляет их с помощью учителя;

3 - допускает грубые ошибки;

2 - грубые ошибки не исправляет с помощью учителя.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

 В письменных работах не учитываются 1-2 исправления.

Наличие трех исправлений на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.        

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи»  дважды написано на конце  «ы»). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)  две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

6.3.2. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма,  следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

6.3.3. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,   искажений в начертании букв оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

6.3.4.   При  грамматическом разборе следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2  исправления;

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки;

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий;

Оценка «2 и 1»не ставится.

6.3.5.  В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

6.3.6. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ. Основные виды контрольных работ во 2-м -9-х классах - списывание и диктанты.

6.3.7. Текст  диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными обучающимся. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

 Примерный объем текстов контрольных работ:

1 класс  - 8-10 слов (на конец учебного года),

2 класс -  в начале года-10-12 слов, к концу года -16-18 слов,

3 класс  – 20-25 слов,

4 класс  – 30-35 слов,

6.4.  Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

6.4.1. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.

6.4.2.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:

во 2 - 3 классах - 25-40 минут,

в 4 классе 35-40 минут,  причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

3 класс:

Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.

Контрольный диктант №1  по теме

« Повторяем всё, что знаем»

                                          Радость

Прошли сильные дожди. Журчат по оврагам ручьи. Мальчики делают

запруду. Юра и Андрей спускают на воду лодочки из бумаги. Вот где

раздолье! (23 слова)

Задания.

 1)Выписать имена мальчиков.

2)В 1 – 3 предложениях подчеркнуть слова, обозначающие действия предметов

Контрольный диктант    №2  за I четверть

Контрольный диктант №3 по теме «Написание слов с твёрдыми и мягкими согласными»».

Контрольный диктант №4за II четверть

Контрольный диктант№5 по теме «Звонкие и глухие согласные».

Контрольный диктант №6 по теме «Большая буква в именах собственных».

Контрольный диктант №7за III четверть.

Контрольный диктант №8 по теме «Предлог. Разделительный твёрдый знак».

Контрольный диктант №9 за IV четверть

Контрольный диктант №10 за год.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид

Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...