Урок по русскому языку "Знакомство с частями речи"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Соборова Наталья Владимировна

Урок по русскому языку "Знакомство с частями речи". Умк "Гармония" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkryt_uroka.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Начинается урок,

Он пойдёт, ребятам  впрок.

Постарайтесь всё понять,

Правильно сидеть, писать,

Слушать и запоминать.

Покажите умные глазки, ровные спинки. Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся.  А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и тихонько садитесь. Вот с таким настроением мы и начнем.

2. Минутка чистописания:

Напишите буквы чвасдтибргежчи

- Вычеркните парные звонкие согласные. Составьте слово из оставшихся букв и запишите его рядом. Когда мы употребляем в усском языке этот термин? Часть чего может быть в русском языке? Сегодня мыузаем, части чего еще могут быть в русском языке.

3. Запишем слова под диктовку в столбик (1 у доски)

Хвостик хвостище длиннохвостые хвостатые – объясняем орф.

- Какие из слов называют предметы? А какие признаки? Устно подберите к названиям признаков по1, подходящему по смыслу название предмета.

- Что объединяет все записанные слова? Какое следует приписать слово с общи для всех этих слов значением? Допишите это слово и выделите часть, хранящую общее значение. Выделите и другие части основы, носящие свои дополнительные значения. Если основа одинаковая, а разные только окончания, будут ли разными слова?

4. упр. 95 – читаем по учебнику.

5. Вопрос Антона. Чтобы ответить на этот вопрос, сравним слова

6. тпо упр. 96. Какое слово лишнее? А что общего у других? На какие вопросы они отвечают? Что обозначают? Назовем группы. Выделим часть, которая делает похожими слова группы названия предметов. Теперь измените слова: поставьте их в другое число. Выделите изменяемую часть – окончание.

Похожи ли слова тем, как они изменяются? Может ли быть одинаковое значение окончаний у разных слов? Мы видим, что у всех названий предметов одинаковые окончания, а слово название количества изменятся по-другому. Проверим свой вывод. Прочитайте упр. 97.

7. Объедините слова в группы.  (1 у доски)

тёплое                         зеленеет

ручей                лето                пришло

травка                солнце                яркое                весёлый

журчит                светит

                              пушистая

-На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Допишем в каждый столбик.

- Что обозначают? Допишем в каждый столбик.

Итак, чем отличается каждая группа слов друг от друга?

На доске: 1) вопрос

                  2) что обозначает.

                  3)

8. Ребята, есть еще одна особенность, которая отличает группы слов друг от друга. Давайте заполним таблицу и понаблюдаем за словами. (на слайде и на распечатках у детей).

Дополним 3-ю особенность. Слова разных групп изменяются по-разному, каждая группа по-своему.

На доске: 1) вопрос

                  2) что обозначает.

                  3) как изменяются

Прочитаем вывод в упр. 99. Ребята, группы слов по-другому называются части речи. У каждой части речи есть свое название. С этим мы будем знакомиться на следующих уроках.

А сейчас прочитайте вывод упр. 100, договаривайте пропущенные слова. Можно читать на слайде.

9. Обобщим все, о чем говорили на уроке. По каким же 3-м особенностям делят слова на разные группы, части речи. Что такое части речи? Упр. 101 или слайд.

10. упр. 103 сам-о

Д.з. упр. 104