Рифмованные стихи для изучения орфограмм
тренажёр по русскому языку (3 класс) по теме

Бухтуева Светлана Альбертовна

Рифмованные стихи для изучения орфограмм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifmovannye_stihi_dlya_izucheniya_orfogramm.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рифмованные стихи для изучения орфограмм

Сочетания ЖИ, ШИ

Жилет, животное, живот,

жирафы, живопись, живёт,

шиповник, шины, камыши,

машины и карандаши,

кружить, служить, дружить и жить,

спешить, смешить, шипеть и шить —

все сочетанья жи и ши

ты только с буквой и пиши!

Сочетания ЧА, ЩА

Сочетанья ча и ща

в слове пища и свеча,

куча, гуща, каланча,

туча, роща, саранча,

чаща, дача и печать —

нужно с буквой а писать.

Сочетания ЧУ, ЩУ

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулки и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Ищу, пищу, верчу, тащу-

Я с у пишу и чу, и щу.

Сочетания ЧК, ЧН

Кто быстрее всех читает

и слова запоминает:

ёлочка и белочка,

тучка, щучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка,

дочка, прибауточка,

свечка, печка, строчка,

булочка и точка.

Корень слова

Так же, как и у кустов,

корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

отыщи в них корень сам:

лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Правописание безударных гласных в корне

Безударный гласный звук

причиняет много мук.

Как писать г..ра, тр..ва и слова м..ря, д..ла?

Чтобы не было сомненья,

ставим звук под ударенье:

горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне

Парные согласные —

самые опасные!

В корне ты их проверяй —

рядом гласный подставляй!

Двойные согласные в корне

С двойной согласной непременно

пишем мы слова: антенна,

килограмм и грамм, и тонна,

пассажир, шоссе, колонна,

ссора, теннис и программа,

группа, касса, телеграмма,

русский, класс, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, Анна.

Непроизносимые согласные в корне слова

А вот это просто прятки.

Звук то есть, то нет. Загадки.

Подбирай такое слово,

Чтобы звук явился снова,

Никуда не потерялся,

А на месте бы остался.

Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…

Ну и где ты, звук-проказник?

Употребление твёрдого знака

Я вам не шутка, не пустяк.

Я очень-очень твёрдый знак.

Прошу вас чётко, твёрдо знать,

Где и когда меня писать.

После приставки место моё,

Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.

Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

Посмотри скорей, друж..к:

С неба падает снеж..к.

С белой крыш..й и крыльц..м

Дом нам кажется дворц..м.

А теперь, дружок, внимание:

В суффиксах и окончаниях

На краешке слова, в самом конце

После шипящих и после Ц

Под ударением пишется О,

Е – безударная, только всего.

Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова

Вот вам совет весёлый, бодрящий:

В корне слова после шипящей

Под ударением слышится что?

Слышится О. Пишется Ё.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.

Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)

На урок пришли в наш кпасс

Корень –КОС- и корень –КАС-.

Суффикс –А- примчался мигом,

Оглушил всех громким криком:

- Где вы, где вы, корень –КАС-?

Не могу я жить без вас!

Если после корня –А-,

С корнем –КАС- пиши слова.

-ЛАГ- (-ЛОЖ-)

Предположим, корень –ЛОЖ-

Вышел в дождик без калош.

Простудился, это ясно.

Состояние ужасно.

ПоЛОЖили на кроватку,

Как теперь ему несладко.

ПредЛОЖили мазь, уколы,

Пропускает бедный школу.

А вот умный корень –ЛАГ-

Суффикс –А-, как будто флаг,

За собою развернул

И ни разу не чихнул.

ПоЛАГаю, ясно, дети,

Как писать вам корни эти?

Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

Вот проблема, вот вопрос:

Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?

Делать вывод я горазд:

В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-

Буква А, а в корне –РОС-

Буква О, и снят вопрос.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

Ростислав живёт в Ростове.

Кто он, кто он? Ростовщик.

И росток в горшочке новом

К исключениям привык.

“Отрасль” - веточка, побег,

Устарело в новый век.

Командует ударение

ЗаГАР, но заГОРелый,

УГАР, но уГОРеть,

Ставь ударенье смело

И должен ты суметь

Без страха и сомненья

Судьбе наперекор,

Следя за удареньем,

-ГАР- отличить от –ГОР-.

БЕЗ УДАРЕНИЯ         ПОД УДАРЕНИЕМ         

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

-ГОР-         -ГАР-         УТВАРЬ

-КЛОН-         -КЛАН-         ЗОРЕВАТЬ

-ТВОР-         -ТВАР-         ЗОРЯНКА

-ЗАР-         -ЗОР-         ПЛОВЕЦ

-ПЛАВ-         -ПЛОВ-         ПЛОВЧИХА

Чередующиеся гласные в корне слова

Открываем новый лист,

Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.

Дальше будет ещё круче,

С Е и И корней там куча.

Разлетятся они вмиг:

Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.

Ах, досада! Упустил!

Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.

Приведём-ка их к порядку,

Всех запишем мы в тетрадку.

Будут столбиком стоять,

Мы же будем повторять:

-бер-бир-;

-пер-пир-;

-дер-дир-;

-тер-тир-;

-мер-мир-;

-стел-стил-;

-блест-блист-;

жег-жиг-.

Внимание! Внимание!

В корнях с чередованием

Пишем И, взглянув сперва,

Есть ли после корня –А-.

Если нет, твоё решенье?

- Пишем Е без промедленья.

Командует смысл

-РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)

-РАВН- (одинаковое: равны по весу)

-МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)

-МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)

Изучаем части речи

Весёлая грамматика

Существительное — «школа»,

«Просыпается» — глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

Встали «мы» — местоименье

Бьёт числительное «семь»

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» — у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

Имена существительные собственные

 ИМЕНА: Андрей, Иван,

дядя Коля, дед Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров,

Николаев, Снегирёв.

КЛИЧКИ: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

ГОРОДА: Москва, Казань,

Тула, Харьков и Рязань,

Вашингтон, Париж, Ханой —

ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!

Несклоняемые имена существительные

Колибри, кенгуру, шоссе,

фламинго, пони, шимпанзе,

какао, кофе, домино,

алоэ, радио, кино,

такси, метро, купе, пальто,

кашне, кафе, трюмо, манто,

и какаду, драже, пари,

и интервью, рагу, жюри,

и пианино, и фойе,

пюре, бюро и ателье —

 ты все слова запоминай,

но никогда их не склоняй!

МЕСТОИМЕНИЕ

Как названье дать словам:

Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,

КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,

ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ и СТОЛЬКО,

НАШ и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,

ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ? —

Это, без сомнения,

Всё МЕСТОИМЕНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)

Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...

«Дифференциация изученных орфограмм».

систематизировать,  закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчиво...

Презентация к уроку «Дифференциация изученных орфограмм».

систематизировать,  закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчивость и ...

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...

ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ

Вспоминаем изученные орфограммы.отработка орфографических правил,изученных во 2–3 классах...

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....