Урок русского языка в 1 классе по УМК "Планета знаний" "Парные и непарные звонкие и глухие согласные"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Шикова Ольга Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnye_i_neparnye_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1  КЛАССЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Учитель: Шикова Ольга Николаевна

Тема: « Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки».

Цели: развивать умения распознавать глухие (звонкие) парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и  буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки, уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие - всегда глухие; учить называть в словах глухие (звонкие) парные согласные звуки; подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки; дополнять предложения подходящими по смыслу словами; подбирать близкие по значению слова; объяснять правописание слов с парными согласными на конце слова; подбирать противоположные слова по образцу; совершенствовать умение правильно писать слова (народ, народный артист).

Задачи:  

1. формировать учебно – познавательную компетенцию через
• определение признаков звонких и глухих согласных звуков;
• отработку умений подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки;
• дополнение предложений
 подходящими по смыслу словами;
• подбор слов, близких и противоположных по значению (по образцу);
2. Формировать коммуникативную компетенцию, через
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху;
• воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

Формируемые УУД:

Предметные: 

Распознавать глухие и звонкие парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и  буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.

Уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие - всегда глухие.

Называть в словах глухие и звонкие парные согласные звуки.

Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Определять признаки звонких и глухих согласных звуков, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Уметь проверять правильность написания слов и предложений.

Воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, CD диск «Электронный учебник», интерактивные задания, карточки с текстом.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный этап

 Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Будем думать, размышлять,
Будем грамотно писать.

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать  много нового и интересного.

- Присаживайтесь.

Эмоциональный настрой на урок.

Встают ровно. Приветствуют учителя.

Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке.

Личностные УУД:

формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Самоопределение к деятельности

 (Презентация к уроку)

(Слайд №1)

- Открываем ваши рабочие тетради.

- Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа».

- Как можно назвать то, что мы записали?

- Верно, а что мы должны поставить в  конце предложения?

Минутка чистописания.

- Посмотрите на следующую строчку. (Слайд №2)

- Что здесь записано?

- Какие слова мы пишем с заглавной буквы?

- Какие элементы этих букв пишутся одинаково?

 - Запишите эту группу букв в тетрадь аккуратным и каллиграфическим почерком.

- Обведите ту букву, которую у вас получилось написать очень красиво.

Знакомство со словарным словом.

-(Слайд № 3). Из данных букв : Н, Р, А, О, Д- составьте слово, близкое по значению к словам: люди, население, нация.

- Что означает это слово? (Слайд № 4).

Народ - население государства, жители страны.

- Как образовалось это слово?

(Слайд № 5).

Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина -место рождения, родители - отец и мать, урожай - то, что уро-

дилось на земле, родной, родня, родственник - близкие по рождению люди.

Народ - «те, кто родился, народился». (Из  «Этимологического словаря»).

- Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму.

- Назовите однокоренное слово к слову народ, отвечающее на вопрос какой? (Слайд № 6)

Слушают, участвуют в беседе.

Записывают в тетради:

14 апреля. Классная работа.

Предложение. В конце предложения ставится точка.

-Заглавные буквы.

-Имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, озер, морей, гор и т. п.

-Наклонная линия, хвостик рыбки (рыбка).

Записывают в тетрадь заглавные буквы:

К, Б, Н, Ю, В, Д.

Обводят самую красивую букву.

- Это слово «народ».

- Народ - население государства, жители страны.

Учащиеся записывают словарное слово народ и подчеркивают орфограмму.

- Называют: народный (артист), записывают.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

формировать умение

писать слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).

Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока

- Назовите согласные звуки в слове «народный». Какие они, что общего? (Слайд № 7)

- Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили на 2 группы?

- Это тема нашего урока «Парные и непарные звонкие и глухие  согласные звуки». (Слайд № 8)

- Cформулируйте задачи урока.

- Что надо знать? (Непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки)

- Что надо уметь? (Различать непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 9)

Учащиеся называют. Звуки [н], [р], [д], [н], [й'] - согласные, звонкие.

- Парные [д], и непарные[н], [р], [й']   звонкие согласные звуки.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Первичное усвоение новых знаний

- Давайте посмотрим. Что мы уже знаем.

Интерактивная доска: упражнение 1 с. 42 («Электронный учебник») Постановка проблемы.

- Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки (упражнение 1).

дата

[д], [т]

лама

сазан

[с], [з]

рой

- Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й'].)

- Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? 

(Слайд № 10)

Интерактивная доска: упражнение 2 с. 42 («Электронный учебник»)

- Стёпка, хочешь щец?

-  Фи!

- Назовите в словах парные глухие согласные звуки. ([С], [т], [п], [к],[ш],[ф])

-Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ'].

-  Что интересного Вы заметили в этом диалоге? (Работа в парах)

- Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? 

(Слайд № 11)

- Парные звонкие звуки [д], [з], парные глухие [т], [с].

- Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й'].

- Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными.

- [С], [т], [п], [к],[ш],[ф]- парные глухие согласные звуки

- Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ'].

- Все согласные звуки в словах этого стихотворения – глухие.

- Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

уметь

определять признаки звонких и глухих согласных,  уметь выделять звуки в словах,

уметь извлекать необходимую информацию из учебника.

Коммуникативные УУД:

работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Интерактивная доска: упражнение 3 с. 42 («Электронный учебник»)

- Спишите стихотворение А. Тараскина из упражнения 3.

Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюёшь?

- Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

- Что Вы знаете о воробьях?

- Поработайте в группах. Пофантазируйте, что мог ответить воробей.

Учащиеся  списывают стихотворение.

Один ученик подчеркивает буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, на интерактивной  доске.

(Ответы учащихся)

Познавательные УУД:

уметь

определять признаки звонких и глухих согласных,  уметь выделять звуки в словах,

уметь извлекать необходимую информацию из учебника.

Коммуникативные УУД:

работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.

Физминутка 

Физминутка (видеоролик « Друзья»)

Учащиеся выполняют упражнения

Первичная проверка понимания

1) Самостоятельная работа  в парах.

- Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Обсудите, пожалуйста, в паре Задание «Лента букв». (раздаточный материал)

- Какие буквы пропущены? (Буквы й, с.)

- Какие это буквы? (Согласные буквы.)

- Какие звуки они обозначают? (Буква й обозначает звонкий согласный звук [й']; буква с - глухие согласные звуки [с], [с'].)

2)  - Отгадайте  загадку.

Пёстрый, но не луг,

В красной шапочке, но не гриб,

С крепким клювом, но не клёст,

Лечит деревья, но не божья коровка.

- Какие слова, помогают догадаться, о каком предмете идёт речь.

- Выпиши из слова-отгадки буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Рядом напиши пару - букву глухого согласного, если она есть.

- Что Вы  знаете о дятле?

Учащиеся работают в парах.

- Пропущены буквы й, с.

- Это согласные буквы.

- Буква й обозначает звонкий согласный звук [й']; буква с - глухие согласные звуки [с], [с'].)

– Дятел.

- Пёстрый, в красной шапочке, с крепким клювом, лечит деревья.

- Дятел-[д'] - [т']; [л].

Учащиеся рассказывают о дятле.

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в собственных записях  и корректировать их.

Коммуникативные УУД:

умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях.

Гимнастика для пальчиков

- А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

- Заведем мотор машины.

(вращение кулаков)

- Покажите, как работает наше сердце.

(сжимание и разжимание рук)

- Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз.

(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

- Раз, два, три, четыре, пять,

(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

и  сразу:

все пальчики ушли спать.

(наклон кулачков)

-Вдруг проснулись, потянулись.

- Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

Вращение кулаков.

Сжимание и разжимание рук.

Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.

Сгибаются пальцы по порядку в кулак.

Наклон кулачков

Первичное закрепление

1) Работа в группах. (У учащихся на партах раздаточный материал № 2)

Интерактивная доска: упражнение 4 с. 43 («Электронный учебник»)

  • Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
  • Спишите первые два предложения. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.

...Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.

2) -        Прочитайте стихотворение И. Бунина в упражнении 5 с.43.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

                     Бьёт из камней родник студёный.

  • Подберите к подчеркнутым словам другие слова, близкие по значению.

-Выпишите из стихотворения трёхсложные слова. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.

Проверка на интерактивной доске:

…Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей да козявок из – за коры выпугивает.

Учащиеся читают стихотворение.

- родник студеный - ручей холодный

- Учащиеся записывают в тетрадях: Зеленой, тенистой, овраге, студёный.

Регулятивные УУД: умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания;   выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Подведение итогов урока

- Наш урок подошёл к концу.

-Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки)

(Что надо уметь? Различать непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 12)

-Что знаем?

-Что умеем?

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

- Знаем: - Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными.

Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными.

- Умеем: Различать непарные и парные звонкие и глухие  согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки.

Личностные УУД:

уметь  выражать свое отношение к теме, свои эмоции.

Рефлексия

 (Слайд № 13)

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-  Что было труднее всего?

Расскажите по схеме:        узнал

                                     Я     запомню

                                             смог

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый.

 - Нарисуйте на полях в тетради  зеленый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, желтый - могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

- Ребята, оцените свою работу на уроке по данной теме с помощью шкал. Посмотрите на доску. На полях начертите шкалы правильности (П), аккуратности (А) и оформления (О).

- Ребята, мне понравилось с вами работать!

- Спасибо за урок! Вы молодцы!

Ученики проводят рефлексию.

П    А      О

Игра «Послушай звук»

Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начинается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.

Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.

Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?

Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.

Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.

Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 2 классе. Тема: парные и непарные, звонкие и глухие согласные.

Задачи урока: 1 Уточнение и конкретизация знаний учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных 2 Умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные познания детей. 3 Способствовать раз...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

«Парные и непарные звонкие и глухие согласные»

Это 1 урок из 3х уроков по теме: «Парные и непарные звонкие и глухие согласные» 2 класс. Программа «Школа  России»Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова....

"Произношение парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова,их правописание." 2 класс

Урок русского языка, проведённый во 2 "В" классеГБОУ  СОШ №88.Учитель: Червоноокая Людмила Александровна "Произношение парных и непарных звонких иглухих согласных в конце слова,их правописан...

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знанийЦель урока: Повторен...