Состав слова
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ирина Константинова

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константинова И.Н. МОУ Пановская СОШ Пестречинского р-на Республики Татарстан kinkin.63@bk.ru

Слайд 2

Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунку Именно с заданий этого типа лучше всего начинать работу с словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача: корневые пустоты заполняются рисунком, который даёт информацию о значении этой морфемы в слове. Употребление графического обозначения приставок, суффиксов и окончаний имеет на этом этапе принципиальное значение, так как приучает ребёнка к зрительному восприятию слова как системы морфем. Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка идёт накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв, это смыслы , значения , которые передают информацию о слове. Кроме того, пропедевтически вводится представление о нулевом окончании: обращается внимание на то, что существительные мужского и женского рода имеют такие необычные окончания.

Слайд 3

содержание -винт- -гитар- -глаз- -гриб- -дом- -ёж- -книг- -лев- -лимон- -лист- -рыб- -слон- -шляп- Стрелка возврата на этот слайд

Слайд 4

-винт- ик , ов ой при и и , , . ть ть за

Слайд 5

-гитар- а , к а н ист , , . ый ист

Слайд 6

-глаз- ик , ищ н е ой по ок е ть , , , .

Слайд 7

-гриб- , ок н ой ник , , .

Слайд 8

-дом- ик , ищ н е ый без ишк о ашн ий , , , .

Слайд 9

-ёж- , ик их а онок ов ый , , , . а , ат

Слайд 10

-книг- (-книж-) а , к н а ый онк а ечк а , , , . ищ а ,

Слайд 11

-лев- , ёнок иц ин ый , , . а

Слайд 12

-лимон- , чик н ый ник н ый , , , . ад ад ,

Слайд 13

-лист- ик , ок в а без н ый , , .

Слайд 14

-рыб- , ак ёшк а а ин а н ый , , , .

Слайд 15

-слон- , ёнок их ов ый , , . а ик ,

Слайд 16

-шляп- , к ник , . н , а а ый

Слайд 17

Использованная литература С.И. Львова . Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва. «Русское слово». 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова Часть 2 Константинова И.Н. МОУ Пановская СОШ Пестречинского р-на Республики Татарстан

Слайд 2

Образование слов, соответствующих одной словообразующей модели На основе этого вида заданий у учащихся формируется способность к проведению элементарного словообразовательного анализа, когда по заданной модели нужно образовать целый ряд слов. Формулировка заданий к таким упражнениям может звучать так: от слов … образуйте имена существительные(прилагательные, глаголы) по указанной модели; напишите слова, которые образуются по данной модели; разберите их по составу. Выполнение подобного анализа способствует обогащению словарного запаса учащихся начальных классов, так как при образовании слов по моделям не только узнают новые для них слова, но и уточняют значение (а значит, и написание, строение) слов известных. Структурный разбор слов на основе словообразовательной модели предполагают не только движение анализа от модели к отдельному слову, соответствующему этой модели, но и обратный ход: от конкретных слов к графическому обозначению словообразовательной модели.

Слайд 3

Перечень слайдов с упражнениями Слайд № 5 Слайд № 4 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 Слайд № 20 - Возврат на этот слайд

Слайд 4

орех осина сено ник

Слайд 5

берёза ива дуб известь няк

Слайд 6

жёлтый белый голубой кривой новый крутой изн а

Слайд 7

лифт билет контроль бокс ёр

Слайд 8

грач мышь кот тигр медведь лиса барсук ат а (ят)

Слайд 9

чистый чёрный глухой густой добрый острый слепой тёплый тесный от а

Слайд 10

сестра тигр верблюд лев волк дева орёл лиса иц а

Слайд 11

аист ворон лев олень слон кот лис ёнок

Слайд 12

лист гриб снег пух друг жук котёл сын ок

Слайд 13

дочь Коля Вася Оля Юля еньк а

Слайд 14

слон сад сосна кедр керосин тигр малина ов ый

Слайд 15

счастье крик дождь стыд талант трус забота лив ый

Слайд 16

лень червь игра лесть фальш ив ый

Слайд 17

река лес боль овощ гриб глаза дверь область степь н ой

Слайд 18

пятно зерно гора голос серебро смола ребро ист ый

Слайд 19

звучать кричать читать молчать стучать играть а ть про

Слайд 20

лепить лечить учить и ть вы

Слайд 21

Использованная литература С.И. Львова . Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва. «Русское слово». 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав слова Часть 3 Константинова И.Н. МОУ Пановская СОШ Пестречинского р-на Республики Татарстан kinkin.63@bk.ru

Слайд 2

Поиск загаданного слова по модели-отгадке Загадка как специфический вид дидактического материала часто используется на уроках русского языка. При этом ученикам предлагается подсказка в виде схемы, в которой указано количество букв, а иногда и названы несколько букв. В качестве подсказки может служить и словообразовательная модель . При этом привычная работа с загадками приобретает новый обучающий смысл, так как нацеливает не только на поиски загаданного слова, но и даёт при этом смысловые ориентиры, то есть грамматические и словообразовательные значения. Работа может сопровождаться дополнительными заданиями типа: рассмотрите словообразовательную модель, как вы думаете, какой частью речи будет загаданное слово. используя словообразовательную модель, расскажите, существительным какого рода и какого склонения должно быть загаданное слово. - Назовите два слова той же модели, что и слово-отгадка. Что общего во всех этих словах? Назовите, какой значимой частью слова они отличаются.

Слайд 3

Содержание (список слов-отгадок) градусник подорожник - Возврат на этот слайд ежиха земляника львица лыжник муравейник орешник пылесос подосиновик подснежник расчёска самовар снежинка теплица чайник

Слайд 4

Я под мышкой посижу – И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. ник

Слайд 5

их а Что же это за девица? Не швея, ни мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год.

Слайд 6

ян а Растёт в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто ни пройдёт. Всяк поклон отдаёт. ик

Слайд 7

а Уж очень вид у них чудной: У папы локоны волной, А мама ходит стриженой. На что она обижена? иц

Слайд 8

Один человек На двух лошадях Разом идёт. ник

Слайд 9

Костерок под деревцом Не горит, Котелок – не греется, А кипит. Кипит, кипит, не выкипает, Рукою тронешь – припекает. ник

Слайд 10

Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке. Берегите дети зубки! ник

Слайд 11

Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым, Как загудит его мотор, Глотает он и пыль и сор. е

Слайд 12

ник по Весь в пыли, Хоть сил немного, У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметен он на вид.

Слайд 13

овик под Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту – Зовусь я …

Слайд 14

ник под Первым вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький.

Слайд 15

к рас Зубов много, А ничего не ест. а

Слайд 16

Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. о

Слайд 17

а Покружилась звёздочка В воздухе немножко. Села и растаяла На моей ладошке. инк

Слайд 18

а Это что за огород? Огород с секретом. Во дворе у нас мороз – В огороде лето! иц

Слайд 19

Закипит – исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня,- кричит. ник

Слайд 20

Использованная литература С.И. Львова . Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва. «Русское слово». 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константинова И.Н. МОУ Пановская СОШ Пестречинского р-на Республики Татарстан kinkin.63@bk.ru

Слайд 2

Поиск слов одной словообразовательной модели в тексте. Упражнения этого типа являются более сложными для выполнения, так как опознание одноструктурных слов происходит на уровне текста, что осложняет работу учащихся, поскольку требует чтения и смысловой обработки текста. Графическое изображение словообразовательных моделей в этом перечне текстов отражает начальную форму «спрятанных» слов, в то время как они могут быть использованы в этих текстах в разных формах.

Слайд 3

Перечень слайдов с упражнениями Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 - Возврат на этот слайд

Слайд 4

Окраской сероватая, Походкой мешковатая, Повадкой вороватая Крикунья хриповатая. (ворона) оват ый

Слайд 5

Там котик усатый По садику бродит, А козлик рогатый За котиком ходит. ат ый , ик

Слайд 6

Она весну встречает – Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаёшь берёзку? к а

Слайд 7

л а Одеяло убежало, Улетела простыня, И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. (К.Чуковский)

Слайд 8

о Через рельсы – переход, А на рельсах – пароход. Через речку – перевоз А на речке паровоз. Поменяли всё местами. Что теперь мы видим с вами? Вот на речке – пароход, Через речку – переход. Вот на рельсах – паровоз Через рельсы – перевоз. (Г. Сапгир). пере ,

Слайд 9

ок а Взял Тимошка утюжок: Ну-ка, грейся, мой дружок, Выглажу братишке Куртку и штанишки. ишк

Слайд 10

ов Разбросало краски лето: Сливы – сливового цвета, А полянка необычного Цвета спело-земляничного. Малиновая малина, Рябиновая рябина, Черничка чернобровая, А вишенка вишнёвая (М. Садовский). ый

Слайд 11

ёнок Урок А теперь скажите, дети, Что вкусней всего на свете? – Говорит лисёнок: Лапки петушиные… Говорит котёнок: Хвостики мышиные… А мышонок слушал В страхе чуть живой, И на всякий случай Спрятал хвостик свой… ( А. Шалыгин) (онок) ин ый ,

Слайд 12

ёнок Цаплин сын Никакой я не цыплёнок. Мама – цапля, Я – цаплёнок. ( А. Шалыгин).

Слайд 13

ист Из хвойного леса несло тяжёлым смолистым запахом, кружившим голову. Над кривой линией гор ярко блистала гряда пушистых облаков. Дорога вилась по холмистой местности, огибая гряды лесистых горок, которые тянулись к востоку, где неправильный глыбой синел Рассыпной Камень. (Д. Мамин-Сибиряк) ый

Слайд 14

Использованная литература С.И. Львова . Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва. «Русское слово». 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...