Внеурочная деятельность "Развитие речи"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Присяжненко Наталья Ильинична

Рабочая программа

по Русскому языку

2 класс

2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list_razvitie_rechi.docx70.16 КБ
Файл rabochaya_programma_razvitie_rechi.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебной работе

_____________________И.О.Ф.

(подпись)

           «___»______________ 20__ г.

РЕКОМЕНДОВАТЬ

 К УТВЕРЖДЕНИЮ

методическим объединением учителей

____________________________

(наименование методического объединения)

____________________________

____________________________

____________________________

Протокол № ___

           «___»___________ 20__ г.

Председатель методического объединения

_____________________И.О.Ф.

(подпись)

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБОУ Гимназии № 295

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

от «___» __________ 20___ г.

№_______

Директор ГБОУ Гимназии № 295

_________________________

(подпись)

      А.С.Кураченков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Развитие речи»

для обучающихся 2 классов

на 2017– 2018 учебный год

Составитель: учителя начальных классов

Балобанова Татьяна Алексеевна

Максимова Наталья Валерьевна

Присяжненко Наталья Ильинична

Санкт-Петербург



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая  программа  «Развитие  речи» составлена на основе авторской программы Г.С. Щёголевой по развитию связной письменной речи в четырёхлетней начальной школе как одной из важнейших задач в формировании  личности  младшего  школьника,  в  воспитании  его  мировоззрения  и  культуры, и рассчитана на 4 года обучения.

Рабочая программа реализует новые цели и ценности образования, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе системно-деятельностного подхода.

Цели, задачи и структура курса

В системе обучения предусматривается анализ конкретных речевых ситуаций, знакомящих учащихся с тем, что письменная речь, как и устная, служит общению и может быть адресована как одному человеку, так и многим людям; акцентируется внимание на ситуациях, в которых люди обращаются к письменной речи.

Овладение связной письменной речью предполагает умение воспринимать, воспроизводить и создавать текст. В системе обучения предусматривается постепенное, целенаправленное ознакомление учащихся с текстом как речевой единицей, осознание его признаков. На начальном этапе обучения объектом практических наблюдений учащихся становятся такие признаки текста, как тематическое единство предложений, основная мысль и средства ее выражения, связь заголовка с темой и основной мыслью текста, последовательность и связь предложений, наличие в тексте смысловых частей.

Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

1) информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении;

2) структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;

3) умения,   связанные   с   использованием   языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;

4) умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Все речевые умения тесно между собой связаны.  Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.

В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.

В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.

В системе обучения связной письменной речи осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и к процессу ее формирования. Это находит отражение в том, что речевая деятельность учащихся на уроке организуется с учетом таких ее структурных компонентов, как мотивационный, исполнительный и контрольный. Цели создания мотива деятельности служит анализ речевых ситуаций, раскрывающих роль и значение письменной речи в общении людей, а также постановка на уроке учебной задачи, позволяющей выделить формируемые умения из общей работы с текстом, показать их значение для овладения письменной речью. Овладение каждым умением требует осознания учеником операционной стороны своей работы. Поэтому внимание учеников постоянно акцентируется на анализе осуществляемых действий. В ходе урока учащимся предлагается рассказывать о том, как они выполнили или будут выполнять то или иное задание.

Спецификой письменной речи является возможность ее совершенствования. Особое значение в связи с этим приобретает обучение школьников контролю в процессе работы над текстом и способам проверки и совершенствования написанного. Соответственно, в содержании каждого занятия предусматривается поэтапная проверка текста с точным указанием ее цели и способов выявления ошибок. Кроме того, вводится памятка работы над ошибками, позволяющая по условному обозначению определить характер допущенных ошибок или недочетов и способ их устранения. Для работы над ошибками и редактирования текстов выделяются специальные занятия.

Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Организация  образовательного  процесса

Одним из существенных моментов в организации работы на уроке является направленность на становление ученика как субъекта учебной деятельности. Реализация этой направленности связана с предоставлением ученику возможности выбора при выполнении учебных задач. В предлагаемой системе на отдельных этапах урока учащиеся могут выбирать тот уровень самостоятельности, который они считают для себя возможным и желаемым.

Особенностью данной системы занятий является использование учебной тетради на печатной основе «Моя письменная речь». Работа с тетрадью будет способствовать успешному овладению комплексом текстовых умений и выполнению требований программы, согласно которым к концу обучения в начальной школе учащиеся должны уметь самостоятельно излагать текст объемом 90—100 слов и составлять свой собственный текст о событии из своей жизни, по картине, по наблюдениям и т. д.

Первоначальный этап овладения письменной речью требует тщательного анализа текста, который может быть проведен только в случае его зрительного восприятия. Такую возможность дает учебная тетрадь, в которой представлены все тексты, предлагаемые для изложений.

Использование тетради позволяет с меньшими затратами времени и в то же время с включением каждого ученика в работу проводить орфографическую подготовку к изложению. Ученикам предлагается вставить пропущенные буквы в трудных для написания словах, выписать такие слова из текста, подчеркнуть орфограммы в словах вопросов или опорных словах. Важно, чтобы в процессе записи текста ученик обращался к этим словам, а во время проверки сумел по ним исправить допущенные ошибки.

Учебная тетрадь предназначена для целенаправленной и осознанной подготовки к творческой работе. Задания в рубрике «Попробуй написать сам» предназначены для самостоятельной работы по желанию учащихся.

Все уроки обучения связной письменной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи.

Содержание  курса

Первоначальное представление о тексте  как речевом произведении.  Выделение в тексте  предложений.  Объединение  предложений  в  текст.  Понимание  прочитанного  текста  при  самостоятельном  чтении  вслух  и  при  его  прослушивании.

Первоначальное  представление  о  речи  с помощью  наглядно-образных  моделей.  Деление  речи  на  смысловые  части (предложения)  с  помощью  рисунков  и  схем.  Составление  из  предложений  связного  текста,  его  запись.

Составление  небольших  рассказов  повествовательного  характера  по  серии  сюжетных  картинок,  по  материалам  собственных  игр,  занятий,  наблюдений.

Культура  речевого  общения.  Освоение  позитивной  модели  речевого  общения, основанной  на доброжелательности,  миролюбии  и  уважении  к  собеседнику.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания русского языка,  обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

  • наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
  • развивать внимание к устной и письменной речи;
  • формировать умения организовывать свое познавательную деятельность, искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
  • составлять

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства юрдости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти-вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз-пых социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации и соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление) текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: в

сравнение;

• анализ;

• синтез;

• классификация и обобщение по родовидовым признакам;

• установление аналогий и причинно-следственных связей;

• построение рассуждений;

• отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересе! сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление  национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственной! языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции!

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)  и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для  успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной  речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение  использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Методическое обеспечение.

Комплект для учителя:

Щёголева Г.С., Система обучения связной письменной речи в начальной школе. Санкт-Петербург, Специальная Литература, 2009.

Дидактическое обеспечение.

Комплект для учащихся:

1. Щёголева Г.С. ,  Учебная  тетрадь  «Моя  письменная  речь» 1 класс.  Санкт-Петербург.

     Специальная   Литература, 2013.

2. Щёголева Г.С. ,  Учебная  тетрадь  «Моя  письменная  речь» 2 класс.  Санкт-Петербург.  

     Специальная Литература, 2013.

3. Щёголева Г.С. ,  Учебная  тетрадь  «Моя  письменная  речь» 3 класс.  Санкт-Петербург.

    Специальная Литература, 2013.

4. Щёголева Г.С. ,  Учебная  тетрадь  «Моя  письменная  речь» 4 класс.  Санкт-Петербург.

    Специальная Литература, 2013.

Календарно-тематическое планирование

Развитие речи 2 класс

№п/п

Дата

Тема

1

Деление текста на предложения.

2

Составление текста из предложений.

3

Объединение предложений в текст в соответствии с темой.

4

Изложение текста по вопросам к каждому предложению.

5

Изложение текста по вопросам к каждому предложению.

6

Изложение текста по картинке и  по вопросам.

7

Изложение текста по картинке и  по вопросам.

8

Составление текста из группы слов.

9

Составление текста из группы слов.

10

Восстановление деформированного текста.

11

Изложение текста по вопросам.

12

Изложение текста по вопросам.

13

Составление текста по опорным словам.

14

Составление текста по опорным словам.

15

Деление текста на части.

16

Изложение текста по составленным вопросам.

17

Изложение текста по составленным вопросам.

18

Изложение текста по опорным словам.

19

Изложение текста по опорным словам.

20

Составление текста по картинкам и плану.

21

Составление текста по картинкам и плану.

22

Изложение по вопросам к частям текста.

23

Изложение по вопросам к частям текста.

24

Работа над ошибками в изложении.

25

Сочинение по картинкам.

26

Сочинение по картинкам.

27

Подробное изложение по плану.

28

Подробное изложение по плану.

29

Подробное изложение по плану.

30

Продолжение текста-повествования.

31

Сочинение по серии картинок.

32

Сочинение по серии картинок.

33

Составление текста из предложений.

34

Составление текста по началу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической  и монологической речи у младших школьников на уроках...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"

Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"

Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Речь и культура общения" 3 класс...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...