русского языка по теме "Словосочетание" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маевская Ирина Александровна

Урок разработан с использованием элементов технологии ТРИЗ 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От весёлого звона капели природа радостно пробуждается. 1) сущ.+сущ. 2) прил.+сущ. 3) глаг.+нареч. природа пробуждается пробуждается от звона звона капели звона весёлого пробуждается радос тно

Слайд 2

Тема урока

Слайд 3

1) сущ.+сущ. 2) прил.+сущ. 3) глаг.+нареч. ЗВОНА КАПЕЛИ ЗВОНА ВЕСЁЛОГО ПРОБУЖДАЕТСЯ РАДОСТНО ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ ВОЗДУХ СВЕЖ МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

Слайд 4

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ НЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ соединения пар слов с подчинительной связью однородные члены грамматические основы фразеологизмы П. С . УП. однородные грам . фразеол . члены основа

Слайд 5

пары слов словосочетания не словосочетания виды связи в словосочетаниях виды не словосочетаний

Слайд 6

Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И. Северянин



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углублённым изучением отдельных предметов г. Калининграда

Урок русского языка

4 класс

Учебник «Русский язык» 4 класс часть 2

Автор учебника: С. В. Иванов                                                                                 Учитель Маевская И. А.

Технология: ТРИЗ

Раздел: Синтаксис.

Тема: Словосочетание.

Познавательная цель: формировать умения различать словосочетания и не  словосочетания.

Творческая цель: систематизировать изученный материал, изобразив его в виде схемы,

                               модели

Ход урока

  1. Физический вход.

Выполнить указанное действия 2 раза, если говорю число 2. если говорю другое число, то выполнить другое движение.

  • Хлопнуть 2 раза, топнуть 2 раза, взмахнуть 3 раза, подпрыгнуть 1 раз, моргнуть 2 раза. (число 2 имеет непосредственное отношение к нашему уроку, какое – скажете позже).

  1.  Интеллектуальная разминка.

Слайд 1

Из предложения выбрать и назвать все пары слов как-то связанные друг с другом.

           От веселого звона капели природа радостно пробуждается.

-природа пробуждается                                     - звона веселого

-пробуждается от звона                                     - пробуждается радостно

-звона капели

    Необходимо найти лишние пары, основанием будет служить название темы урока.

  1. «Таинственный» вход.

Пропущенное слово и является названием темы урока. Слайд 2

Слово,      …   ,  предложение, текст.

   (словосочетание)

Почему вы так решили?

  1. 1. Познание темы.

а) Какие пары слов лишние? Почему? Слайд 1

           природа пробуждается – это грамматическая основа, не является словосочетанием,

                                                                              т.к. нет главного слова.

б) Запишите в тетрадь оставшиеся словосочетания согласно моделям:

1)сущ.+сущ.                                        2)прил.+сущ.                        3)глаг.+нареч.

звона капели                                      звона веселого                    пробуждается радостно

Слайд 3

б) Допишите в каждую группу по одному своему словосочетанию. Мы с Катей тоже выполнили такое задание. Верно ли у нас получилось?

1)цветы и листья                        2)воздух свеж                      3)морочить голову

  1. – нет, это однородные члены, нет главного слова.

                                        (прочитаем правило в учебнике на с.81)

  1. – нет, это грамматическая основа
  2.  - ?

Как называется такая пара слов? (фразеологизм)

(Работа по учебнику с.82 «Давай подумаем»)

Фразеологизмы словосочетанием не являются.

Вывод     Слайд 4

         

словосочетания                                                                      не словосочетания

- соединения слов с                                                                - однородные члены

подчинительной связью                                                    - грамматические основы

                                                                                            - фразеологизмы

в) Знакомство с видами связи в словосочетаниях. (групповая работа)

Проанализировать, как изменяется зависимое слово в словосочетании при изменении главного.

1гр. Главное и зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже. Такая связь называется – согласование (прил.+сущ.)

2гр. Главное слово изменяется, зависимое – нет. Такая связь называется – управление (сущ.+сущ.)

3гр. Главное слово изменяется, зависимое вообще не изменяется. Такая связь называется – примыкание (глаг.+нареч.)

 

Подпиши в тетрадях вид связи.

Подвижная игра и закрепление

 с.82, упражнение 2

В какую бы группу вы отнесли пары слов:

  • если словосочетания – поздоровайтесь с соседом;
  • если грамматическая основа – покажите как подчеркнуть;

  • если однородные члены – присядьте.

Запишите в тетрадь только словосочетания, укажите вид связи.

 

  1. 2. Познание темы (обобщение и систематизация новых знаний)

- Какими понятиями мы оперировали на уроке? Слайд 4

Попробуйте показать взаимосвязь между этими понятиями в виде схемы, модели.

     Словосочетание                                                              Не словосочетание

- примыкание                                                                - однородные члены

- согласование                                                               - грамматическая основа

- управление                                                                   - фразеологизмы

Какие понятия обозначают геометрические фигуры.

                     Слайд 5                                 

                                                                                                    - пары слов

                                                                                                         

                                                                                                    - словосочетание

                                                                                                - не словосочетание

                                                                                                - виды связи в словосочетании

                                                                                               

                                                                                                - виды не словосочетаний

  1. Д/з по выбору                                                                                                                                        -с.83 №4                                                                                                                                               -составить и записать текст со словосочетаниями, выписанными  на уроке из предложения.

  1. Экспресс-опрос

Что новое узнали?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Какие есть пожелания, вопросы.

  1. Эмоциональный выход.

Какое отношение число 2 имеет к нашему уроку. (Две самостоятельные части речи составляют словосочетание)

  1. Резерв.      

 Слайд 6

О весне у И.Северянина есть такие строки:

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

Сравните это стихотворение и предложение, которым мы начинали урок. Что общее и какие различия вы можете назвать? Как бы вы назвали стихотворение? А у И. Северянина – «Капель».

Приложение

1 ГРУППА

Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.

ЗВОНКОГО   РУЧЬЯ

  1. Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.

  1. Определите род, число и падеж главного и зависимого слов.

главное  __________________________________________

зависимое  ________________________________________

  1. Измените число главного слова. Изменится ли зависимое? Как?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измените падеж главного слова. Изменится ли зависимое? Как?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. ВЫВОД.

Изменяется ли форма зависимого слова при изменении формы главного слова.

2   ГРУППА

Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.

БЕРЕГ   РЕКИ

  1. Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.

  1. Поставьте главное слово во множественное число. Изменится ли зависимое?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поставьте главное слово в Т.п. Изменится ли зависимое.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ВЫВОД.

Изменяется ли форма зависимого слова при изменении формы главного слова.

 

3   ГРУППА

Проанализируйте словосочетание и сделайте вывод.

ВЕСЕЛО   ШУМИТ

  1. Укажите главное слово и поставьте вопрос к зависимому.

  1. Измените число главного слова. Изменится ли зависимое?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Измените  время главного слова. Изменится ли зависимое?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой частью речи является зависимое слово?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. ВЫВОД.

Связаны ли слова в этом словосочетании при помощи грамматических форм или только по смыслу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс

Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.

2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...