Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

1.Пояснительная записка.

2.Планируемые результаты.

3.Содержание .

4.Тематическое планирование.

5.Календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя общеобразовательная школа села  Бахтыбаево

муниципального района Бирский район

Республики Башкортостан

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ М.М. Шамшиева

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с. Бахтыбаево

_______________ С. П. Андриянов

Рабочая программа

по речевой практике

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

на 2017-2018 учебный год

2 класс

Составила учитель начальных классов

Ванюшкина Нэлли Янчиевна

                                                                                     Рассмотрено

                                                                                                            на заседании ШМО

                                                                                                            учителей начальных классов

МБОУ СОШ с. Бахтыбаево

Протокол №1 от 28 августа 2017г.

Руководитель ШМО

__________ Калимьянова Э.М.

2017

                                                          1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:

- Учебный план МБОУ СОШ с.Бахтыбаево на 2017-2018 учебный год по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью;

- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с.Бахтыбаево  на 2017-2018 уч. год;

- Расписание учебных занятий на 2017-2018 учебный год,

на основании учебно-методических документов:

  • адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ с.Бахтыбаево 
  •  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 г.
  • учебника для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Устная речь 2 класс ФГОС ОВЗ / Комарова С.В. - М.: «Просвещение», 2016 г.

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.

Задачи курса предмета «Речевая практика»:

  1. Расширение представлений об окружающей действительности.
  2. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
  3. Развитие навыков связной устной речи.
  4. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
  5. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
  6. Коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
  7. Воспитание культуры речевого общения. 

Адаптированная программа «Речевая практика» рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Список литературы

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 г.
  2. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2011.
  3. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  4. Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
  5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностные результаты

1) сформированность уважительного отношения к иному мнению;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося.

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

10) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

 Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
  • понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
  • составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения. 

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

1.

Школьная жизнь

4

2.

Игры и игрушки

3

3.

Играем в сказку

3

4.

Я дома

2

5.

Мои товарищи в школе

2

6

Готовим новогодний праздник

2

7

Зимняя прогулка

2

8

Мойдодыр

5

9

Я за порогом дома

6

10

Мир природы

5

 

Всего

34 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы на 2017/2018 учебный год

Планируе

мая дата проведения

Фактичес

кая дата

проведения

Тема урока

Примечание

Школьная жизнь  4 ч

1

7.09

Добро пожаловать!

2

14.09

Кто нас лечит и кормит

3

21.09

Правила для школьника.

4

28.09

Ура! Перемена!

Игры и игрушки  

5

5.10

Игрушки

6

12.10

Магазин игрушек

7

19.10

Уложим куклу спать

Играем в сказку  3 ч

8

26.10

Знакомство со сказкой «Три медведя»и инсценирование

9

9.11

Знакомство со сказкой «Три поросенка» и инсценирование

10

16.11

Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»и инсценирование

Я дома  2 ч

Знакомство со сказкой «Три поросенка»

11

23.11

В воскресенье все дома

12

30.11

Я звоню себе домой

Мои товарищи в школе - 2 ч

13

7.12

Играем во дворе

14

14.12

Не надо больше ссориться

Готовим новогодний праздник-2 ч

15

21.12

Готовимся к празднику

16

28.12

Новогодние чудеса

Зимняя прогулка  2 ч

17

18.01

Зимняя одежда

18

25.01

Зимние забавы

Мойдодыр  5 ч

19

1.02

Я умываюсь

20

8.02

Я чищу зубы

21

15.02

Режим дня школьника

22

22.02

Я правильно одеваюсь и обуваюсь

23

1.03

Я иду на прогулку

Я за порогом дома-6ч

 24

15.03

Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

25

22.03

Мы не знаем, как пройти. Как быть?

26

5.04

Моя дорога в школу

27

12.04

За покупками в магазин

28

19.04

Мы в гостях на день рождении

29

26.04

День рождения ! Накрываем на стол

Мир природы  5 ч

30

3.05

«К нам весна шагает…»

31

10.05

Первоцветы

32

17.05

Весенняя прогулка.

33

24.05

Здравствуй, лето!

34

31.05

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 1)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих нормативных документов:·...

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП, вариант 2)

Адаптированная рабочая программа «Коррекционно-развивающие занятия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) составлена...

Адаптированная рабочая программа по Речевой практике для обучающихся с ОВЗ

Пояснительная записка.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая  программа обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рече...

Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...