Учимся красиво писать.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Головина Оксана Анатольевна

Навык письма – один из сложнейших, которым овладевает человек. Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, добросовестное и уважительное отношение к людям, которые будут читать его работу, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.

Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык, требующий устойчивого выполнения необходимых действий. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека (характера, темперамента…), его психического и эмоционального состояния, а также от характера двигательных реакций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_krasivo_pisat.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся красиво писать!

Совсем недавно прозвенел первый школьный звонок, и вот наши первоклассники старательно выводят в прописях буквы, слоги, слова…

Навык письма – один из сложнейших, которым овладевает человек. Заботясь об аккуратности и чёткости письма школьников, учитель воспитывает в них опрятность, трудолюбие, добросовестное и уважительное отношение к людям, которые будут читать его работу, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.

Почерк – это система привычных движений или выработанная манера письма, в основе которой лежит письменно – двигательный навык, требующий устойчивого выполнения необходимых действий. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека (характера, темперамента…), его психического и эмоционального состояния, а также от характера двигательных реакций. 

Основные составляющие каллиграфического успеха.

  1. Развитая мелкая моторика.

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать до школы.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • аппликация, работа с ножницами, дети не умеют вырезать….;
  • шнурование, мозаика, пазлы, перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать. Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

  1. Крепкая спинка.

правильно-сидеть-за-столом

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надёжная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалившись на столешнице или согнувшись в «три погибели».

Так что, стараемся сидеть за партой правильно. И ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребёнка к красивому почерку.

  1. Правильная ручка.

Ручки бывают разные: гелевые и шариковые; тоненькие и толстенькие; гладенькие и шершавенькие; красивые и не очень. Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте её в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

  1. Правильный захват ручки и правильное положение прописи (под наклоном)

Если ребенок держит ручку вот так

ребенок-неправильно-держит-карандаш

или вот так

ребенок-неправильно-держит-ручку

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем  пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

как-правильно-держать-ручку

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только её не хватают.

Используйте  вполне конкретный способ исправить это положение. Например:

Способ «Пинцет»

способ-захвата-ручки-пинцет

Это упражнение поможет ребенку понять, как нужно правильно держать эту непослушную ручку. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно.

Не менее важно, как лежит пропись, тетрадь. От её положения зависит не только чёткость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребёнком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

  1. Тренировки.

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса (дома). 

прописи-для-1-класса

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. 

  1. Психологический настрой. Не стоит ругать малыша за некрасивые линии, ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с результатами других детей. Так можно полностью отбить желание учиться. Больше хвалите своего ребенка за то, что у него получается!

Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность. Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти после пятиминутного занятия каллиграфией. В этом случае руку необходимо обязательно размять (физминутки, пальчиковая гимнастика)

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Удачи…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме: "Красиво писать - красоту творить"

В практике школьного обучения письмозанимает до сих пор слишком малое местопо сравнению с той огромной ролью, какуюоно играет в процессе … развития ребёнка.Л.С.Выготский...

Как научить ребенка красиво писать

В статье дается несколько полезных советов как помочь ученику  научиться красиво писать....

Как научиться красиво писать?

Научиться писать красиво - дело нелегкое, особенно если вы уже сформировавшаяся самостоятельная личность. Но если вы решили узнать, как научиться писать красивым почерком и попробовать его измен...

Как помочь малышу научиться красиво писать?

Рекомендации родителям детей 5-7-лет....

Как научить первоклассника красиво писать (статья)

Первоклассники испытывают большие трудности в овладении техники написания букв.Эта проблема всегда была актуальной,ведь четкий и красивый почерк важен....

Как научить ребенка красиво писать

Советы родителям и учителям...

Как помочь первокласснику научиться красиво писать?

Как помочь первокласснику научиться красиво писать?...