Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс (для детей с у/о) на дому
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащегося 4-го класса (у/о), обучающегося на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska_i_programma_po_russkomu_4_klass.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03

                                                                                                      «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                            директор школы_____________Чечётина Н.П.

                                                                                                             

                                                                             «_____»__________________________2013г.

Рабочая программа по

русскому (родному) языку

грамматике, правописанию и развитию речи

на 2013-2014 учебный год

для 4 класса

(VIII вид надомное обучение)

Учитель: Варченко Е.В.

 Рассмотрено на заседании ШМО                                            «СОГЛАСОВАНО»

протокол №____ от «___»______2013г.        зам.директора по УВР_____________________

Руководитель ШМО_______________          «____»_____________________________2013г.      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 (класс 4)

(VIII вид надомное обучение)

Образовательная область, предмет – русский (родной) язык

       Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на  основе  программы Воронковой В.В. программы для  подготовительных 1-4 классов  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение  предмета грамматика, правописание и развитие речи в классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год), на дому – 2 часа в неделю (68 часов в год).                                                                                                            

По  учебному плану школы  в 4 классе (на дому)  отведено  2 часа в неделю (68 часов в год).                                                                                                            

      Содержание учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, , а ее прохождение связано с уплотнением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки,  использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса,  учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обучение русскому языку  носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учащегося и осуществляется в 4 классе в течение всего года. Учитывая психологические особенности и возможности мальчика, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались возможности Сергея по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта (ДЦП, осложнённая форма)    

Используемый учебно-методический комплект: программы для  подготовительных 1-4 классов  специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией  В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.,  Русский язык: учеб. для 4  кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/   А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова.– 5-е изд., испр. –М.: Просвещение, 2007., А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. «Читай, Думай, Пиши» Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. М. 2006.

      Материалом для  обучения  предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; задания графического и тестового характера, практические упражнения творческого;  дидактические игры и др.

Программа адресована

обучающемуся на дому ученику 4 класса К. Сергею.

Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов  образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы ребёнка, его потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для  самоопределения мальчика как личности.  Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен  обучающемуся. Учитывая степень выраженности и структуры дефекта (ДЦП, осложнённая форма) необходимо отметить, что данный предмет сложен для изучения мальчику. В то же время данный учебный предмет для Сергея является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию умения  общаться с окружающими людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков  психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия, программа предусматривает использование иллюстраций к упражнениям, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку такого ребёнка. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в её устной и письменной (по возможности) форме. Программа  обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной в программе теме на последующих годах обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.

 

Цели и задачи, решаемые при реализации программы:

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков по предмету;
  • получить достаточно прочные навыки грамотной речи на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • выработать элементарные навыки письма отдельных слов и предложений способом «рука в руке»;
  • повысить уровень общего и речевого развития мальчика;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме и письменно («печатание», письмо способом «рука в руке», выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение чужой письменной речи и пр. ) с помощью учителя и других участников образовательного процесса;
  • развитие умения пользоваться речью как средством общения;
  • формирование практически значимых орфографических  навыков (обучение навыку грамотного «написания» слов на слух, умению контролировать свою и чужую устную и письменную речь, находить ошибки и исправлять их с помощью и самостоятельно);
  • воспитание интереса к родному языку;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • коррекция речи и мышления.

Интеграция с другими предметами:

Чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла (ИЗО, ручной труд), окружающий мир, внеклассные мероприятия широкого профиля.

Формы контроля:

контрольные задания, отдельные письменные работы (со специально разработанными заданиями), опросы, беседы по изученному материалу.

Планируемые результаты:  Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На  всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия.  Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся.  Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе:  благодаря этой работе повышается работоспособность,  увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия,  улучшается  пространственное  восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы  - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года мальчик должен получить достаточно прочные навыки грамотного «письма» на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом его потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме с помощью педагога и самостоятельно (по возможности). Владеть навыками контроля и самоконтроля при выполнении устных и письменных работ.  Быть социально адаптированными.

Исходя из потенциальных возможностей мальчика основные требования к ЗУН будут несколько видоизменены и ослаблены, по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
  • ставить знаки препинания в конце предложения;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
  • читать  рукописный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • печатать под диктовку слова и отдельные предложения.

Обучающийся должен знать:

алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Содержание рабочей программы

п.п

Тема

Кол-во учебных часов (по авторской программе)

Кол-во учебных часов (в рабочей программе)

1

Повторение.

0

5

2

Звуки и буквы

0

32

3

Слово

0

17

4

Предложение.

0

9

5

Повторение

0

5

итого

5 тем

0

68 часов

В связи с тем, что в авторской программе В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, а также потенциальных возможностей детей.        

Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с  их расположением в учебнике «Русский язык»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)

Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса (обучение на дому).

Программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 классы/ под ред. И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 170 часов. Прилагается календарно- т...