Урок русского языка в 3 классе "по теме Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Еникеева Венера Ряшитьевна

Урок систематизации и обобщения знаний по теме " Имя существительное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                  План урока

                   

Тема урока

Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки.

Цель урока

Повторение и закрепление знаний  по теме «Имя существительное».

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  обобщить  знания об имени существительном, как  части  речи , уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Основные понятия

Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные  признаки.

Трудовые действия

  1. Планирование и проведение учебного занятия;
  2. формирование универсальных учебных действий;
  3. формирование мотивации к обучению.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя

1.Интерактивная доска;

2. план урока;

Для обучающихся

1.мультимедийный экран;

2.карточка с инд. заданиями

3.сигнальные карточки

4. на доске «корзина знаний»

5. учебник

6.памятка  «Закончи предложение» (итог урока)

7.карточка «Мое настроение»

8.части речи ( карточки с названием)

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые трудовые действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивирование на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?

Прозвенел долгожданный  звонок,

Начинается урок! (Слайд №1)

- Будьте внимательными, работайте активно и я думаю,  в конце урока многие из вас за свою хорошую работу на уроке получат положительную оценку!  Запишите:  число и  классная  работа.) (Слайд №2)

- Для того, чтобы получать знания.

 Записывают  число ,  классная  работа. 

1. Настраивает учеников

на успешную работу

1.Создание благожелательной атмосферы урока,

нацеленности на работу

- Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?

Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые победы» (Слайд №3)

-С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.

II.Минутка чистописания.

 (Слайд №4)

Записываем правильно и красиво,

обращаем внимание на соединения букв.

( на доске)

Твт                 Та   от
тр    ор              птица
 .

III. . Актуализация знаний о частях речи

1. Повторяем части речи. (устно)

-Прочитайте  и разделите слова на  группы. (Слова записаны на карточке:

 лежать, вечерний, трава, в, лететь, светает, а, зеленые, лиса, и, поля, спортивная, но, читаем, по, осеннее, второй)

- По какому признаку

вы разделили слова?

1) -Какие слова отнесли к первой группе?  

- К какой части речи относятся эти слова?

 - На какие вопросы отвечают существительные?

2)- Какие слова вы записали во второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова со второй группы?

3)- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

4)-Какие слова отнесли к след группе?

-К какой части речи относятся?

5)-Какие слова отнесли к след. группе?

-К какой части речи относятся?

6)-Какие слова отнесли к последней группе?

-К какой части речи относятся?

- На какие вопросы отвечают имена числительные?

-Итак, мы вспомнили знакомые нам части речи.

Работа в парах.

-По частям речи.

-Трава, лиса, поля

-Существительные.

- Кто? Что?

-Вечерний, зеленые, спортивная.

-Прилагательные.

-Какой? Какие? Какая?

-Лежать, лететь, светает, читаем.

-Глаголы.

Что делать? Что делает?

в,,по

предлоги

и, а,но

союзы

-второй

-имя числительное

-сколько. который

  IV. Cамоопределение к деятельности

- Прочитайте слова.

(на карточках )

Снегопад, книга, осень, листва,   книжный, луг.

- Какое слово лишнее? Почему?

- К какой части речи относятся остальные слова?

- Что вы знаете об имени существительном?

-Прочитайте на экране. Слайд №5

-Книжный – это имя прилагательное

-Имена существительные.

(рассказывают правило, приводят примеры)

Имя существительное-это…

V.Формулирование темы и целей урока

Сформулируйте тему урока. Слайд №6

-Имя существительное.

-Определите задачи урока

Слайд №7

-Вспомним! Что вы еще знаете об имени существительном? Слайд №8

VI. Работа по теме урока

1. Словарная работа:

-Отгадайте загадку:

Богатырь идёт железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной. Слайд№9

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. Запомните написание этого слова.  

-Подберите однокоренные слова:

-Выделите корень Эталон. Слайд№10

2. Работа по учебнику

Упр. 93 (с. 55).

-Прочитайте текст. Как можно его озаглавить?

 Какое новое словарное слово в тексте  вы увидели?

-Прочитайте задание. Найдите предложение.

-Сегодня мы повторим все об имени существительном.

-Будем учиться распознавать постоянные и непостоянные

           признаки

 -Тренироваться в нахождении имен существительных

-Трактор

На экране: Словарная работа: трактор 

-тракторист, тракторный

-коллективная работа

-Трактор

-А управляет трактором тракторист.

-Запишите  предложение с комментированием.

-Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения, дайте характеристику.

-Запись   предложения с комментированием.

-(прост., повеств., невоскл., распростр., двусостав.)

3. Упражнение в написании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

- Назовите одушевлённое имя существительное.                                                    

 -На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные?                      

-Назовите неодушевлённое имя существительное.                                                          

-На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные?                                    

-Выписать из предложения в 1 столбик одушевл. имя существ, во 2 неодушевлен.:

 (Слайд№11)

№3 (на карточках) 

-Распределите данные слова на две группы: 1) слова, обозначающие одушевленные предметы; 2) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

берёза, петух, плакат, мышь, чашка, щука, море, ученик, самолёт, сова.

Взаимопроверка по эталону (на экране) Слайд№12

Вывод: -Какой признак имени сущест. мы рассмотрели?

- Какие слова называются одушевлёнными? неодушевлёнными?

Это постоянный признак или непостоянный? Почему?

 (Опускаем яблочко в корзину)

4.Число имён существительных.

-Что вы знаете о таком признаке, как ед.ч?  и  мн.ч?

Рассказывают правило:

Работа в парах

-Задание на экране: Слайд№13

Образуйте родственные слова к данным существительным во множественном числе. Запишите их .

Утёнок –

звено –

поросёнок –

перо –

лесоруб -

Выделите в словах корень.

Взаимопроверка в парах. (По эталону) Слайд№14

-Значит существительные изменяются по числам?

Вывод: Значит это признак постоянный или непостоянный! (Опускаем яблочко в корзину)

-Тракторист.

-Кто?

-Трактор.

-Что?

тракторист                          трактор

-одушевленность, неодушевл.

(правило)

-постоянный

-если существительное отвечает на вопрос КТО? – оно уже не может отвечать на вопрос ЧТО?)

-Имена существит  изменяются по числам, ед.ч. – если существительное обозначает 1 предмет, мн.ч. - если существительное обозначает 2 или более предметов.

-изменяются

непостоянный.

Игра: «Один –много» 

(я называю предмет в ед.ч, а вы  во мн.ч)

Тетрадь, ручка, стаканчик, ножницы, очки .

Проблемный вопрос:

А почему вы называете одно и тоже слово?

Приведите примеры. (Слайд№15) 

в русском языке есть слова, обозначающие один предмет, а относятся ко мн.ч.. Употребляются только во мн.ч.

-сани, ножницы, весы, брюки…

VII. Физминутка

5.Упражнения в написании собственных и нарицательных слов.

-Какие существительные называются собственными? нарицательными?

Задание №4 (на карточках) 

-Запишите предложение  : (самостоятельно),

-Подчеркните имена собственные.

Назовите имена собственные. Проверка(сигн.карточки)

Вывод: - Что значит существительные собственные и нарицательные?

Это постоянный или непостоянный признак существительных? (Опускаем яблочко в корзину)

-рассказывают правило

Мой друг Петя любит гулять с овчаркой Стрелкой по берегу реки   Невы.

- постоянный признак

6.Род имён существительных. (коллективная работа).

-Сколько родов имеет имя существительное? Какие?

Задание №5 (на карточках) 

Задание по рядам: -Распределить существительные в 3 столбика соответственно:

Весна, хлеб, пальто, земля, мама, язык, метро, платье.

Проверка по эталону. Слайд№17

-Какие слова-помощники вам помогали в выполнении задания?

-Существительные не изменяются по родам?

- Род существительных- это постоянный признак или непостоянный?

Вывод: Все существит. имеют свой род. Значит род существительных – это постоянный признак. (Опускаем яблочко в корзину)

-рассказывают правило

ж.р. (1ряд)                м.р.(2ряд)                    ср.р.(3ряд)

-она моя                   он мой        оно мое

-не изменяются

-постоянный

VIII. Итог урока

Давайте обобщим наши знания.

-Какие постоянные признаки имеют имена существ? непостоянные признаки?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(ответы детей)

IX. Рефлексия (памятка)

«Закончи предложение»

А теперь покажите свое настроение к концу урока. (Слайд№18)

Дети делятся своим мнением.

-Я  сегодня узнал…

-Я научился….

-Мне было…

X. Дом.задан.

Дифференцированное на инд. карточках.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Конспект урока русского языка. Обобщение по теме "Язык - средство общения" Перспектива 4 класс

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме "Язык -средство общения" Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...