Конспект урока по обучению грамоте "Буква Ц"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Хорошавина Людмила Викторовна

 

Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.

Дидактическая цель: создание условий для открытия детьми новых знаний –

знакомство с буквой Ц, ц

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Средства обучения:

учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О., пенал с фишками для моделирования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 класс, "буква Ц"21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 а классе

Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.

Дидактическая цель: создание условий для открытия детьми новых знаний –

знакомство с буквой Ц, ц

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

предметные: знают букву Ц, ц, особенности звука [ц]; различают гласные и согласные звуки; умеют использовать модели звукового состава слова для выполнения анализа слов; осуществляют действия контроля и самоконтроля: сравнивают построенную модель с образцом;

метапредметные: используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеют логическими действиями анализа, обобщения, классификации; умеют взаимодействовать с учителем, сверстниками;

личностные: высказывают свое мнение; умеют слушать и слышать одноклассников; проявляют любознательность, активность и заинтересованность

Методы обучения: проблемный, практический

Формы обучения: парная, коллективная, индивидуальная.

Средства обучения:

учебник «Букварь» Журова Л.Е., Евдокимова А.О., пенал с фишками для моделирования.

Наглядность: карточки с буквами; буква Ц; картинка синички; кормушка;

буквы и звуки – ц, и, р, к, [ц] [ц] [и] [ы] [р] [к]; словарь Ожегова; цукаты;

карточки с текстом каждому обучающемуся; рисунок вазы, цветы красного, желтого, зеленого цветов; цветные полоски для моделирования буквы.

Таблички: гласный - согласный, звонкий - глухой, твердый - мягкий;

«У нас все получится»


Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностном уровне.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Внимание!

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

В жизни нам надо учиться быть стойкими, умными, готовыми отвечать за свои поступки. На уроке мы будем искать верные решения.  Я желаю, чтобы во время работы в своих познаниях поднялись на ступеньку выше.

Девизом нашего урока будут слова: У нас все получится.

2. Мотивация к деятельности. Постановка учебной задачи.

 Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; возникновение проблемной ситуации.

а) На какие группы можно разбить изученные буквы алфавита?

- Чем гласные отличаются от согласных?

- Что такое буква? Звук?

(на доске буквы, нужно разбить их на заданные группы)

б) Найти гласные, которые пишутся после твердых согласных. Какая из них может быть лишняя?

- Найти гласные, которые пишутся после мягких согласных. Чем интересна буква и?

в) По какому признаку можно объединить данные буквы б в г д з ж?

- Найдите для них парные глухие согласные.

- Чем интересны буквы ж – ш?

г) Найти буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные. Какая из них может быть лишней?

д) Осталась одна буква. Как она называется? Почему мы не определили ее ни в одну из групп?

Какая тема нашего урока? Знакомство с буквой Ц.

- Что же мы должны узнать про эту букву?  (Из каких элементов состоит, и какой звук обозначает.)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где ц - в начале,

В середине и в конце.

Физкультминутка

А сейчас все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покружились, наклонились

И за парты приземлились.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем: один, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем        

И работать продолжаем.

3. Открытие нового знания.

Цель: решение учебной задачи и обсуждение ее решения

а) У вас на партах лежат цветные полоски. Постройте из них модель Хозяйки нашего урока, буквы Ц. Работаем в паре. Кто закончит, поднимаем дружно руки.

б) Для чего нам нужна буква Ц? Назовите слова, в которых эта буква встречается.

- А для чего нам нужен звук? При произношении данного звука верхние и нижние зубы не соединяются, кончик языка упирается в нижние зубы. Произнесите звук [ц].

в) Как вы думаете, какой звук он обозначает: гласный или согласный? Почему?

г) Буквы могут обозначать звонкий или глухой согласный звук. Давайте проверим наш звук (рука на горлышко и ушки). Это глухой звук.

д) Кто в окошко к нам стучит –

За еду благодарит?

Желтогрудая пичужка,

И веселая подружка.

Нас нисколько не боится

И на форточку садится.

Очень маленькая птичка.

А зовут ее (синичка).

Синичка - очень подвижная и ловкая. Почему мы говорим, что это птица?

 На зиму они не улетают в теплые края, а перелетают с места на место в поисках корма. Синицы приносят большую пользу, поедают вредных насекомых. К какой группе по способу питания относятся эти птицы? 

А как мы можем помочь птицам зимой?

Работа в парах: составить звуковую модель к этому слову.

(Проверка у доски - разделить на слоги, поставить ударение)

- Какая буква стоит после буквы ц? Мягко или твердо произносится звук?

е) Вот шатер, в середине – волшебство.

Там чудак зайчишку вынул из кармана своего.

Там под купол танцовщица улетела, как синица.

Там собачки танцевали.

Вы, конечно, там бывали. (цирк)

Игра Живые буквы

У некоторых из вас на партах буквы. Составьте слово цирк у доски. Найдите буквам звуковую пару [ц] [ц] [и] [ы] [р] [к]

Почему остались два звука [ц] [и]?

 [ц]  - всегда твердый.

Итог: буква ц обозначает звук [ц] – согласный, глухой, твердый.


4. Закрепление.

Цель: проговаривание нового знания

 Букварь, страница 138-139.

а) загадка про огурец

б) чтение чистоговорок: (дети начало и конец чистоговорки, учитель- середину)

Цы-цы-цы – вот поспели огурцы

Ца-ца-ца – захотелось огурца

Ец-ец-ец – мы сорвали огурец

Цу-цу-цу- дети рады огурцу

Рцы-рцы-рцы- дети любят огурцы.

Вы ребята молодцы!

Физкультминутка

в) с 138, прочитать слова парами

колодцы – колодец (укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды)

дворцы – дворец (большое и красивое здание, выделяющееся своим строением)

овцы – овца (домашнее животное)

цукаты – цукат (сваренный в сахарном сиропе и подсушенный плод или его корка)

Значение какого слова вам незнакомо? Где можно это узнать?

5. Рефлексия

Цель: вывод о том, чему уже научились

С какой новой буквой мы познакомились? Какую цель мы ставили? Удалось ли нам ее достичь?

Закончите предложение: Я теперь знаю, что буква Ц обозначает…

Самооценка

Подарим нашим гостям букет цветов, состоящий из наших знаний.

Зеленый – я доволен собой, я все запомнил

Желтый – я работал хорошо, но надо еще потрудиться

Красный – у меня не все получалось, но я старался

Дополнительное задание

Работа с текстом

“Цыплята и капуста”.

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей-гусениц в банку. Вдруг она видит: идёт Виталик и несёт корзинку. А в корзинке были цыплята. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята начали клевать гусениц. Вот, Виталик, молодец – похвалила мама.

Валентина Чаплина

Кто автор произведения? Как оно называется? Не читая произведение, можете сказать, о ком пойдет речь?

- прочитать произведение, подчеркнуть слова с изученной буквой

- Сколько нашли слов? (6). Прочитайте их.

- Почему мама похвалила Виталика?  Каким был мальчик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте Тема урока: Буквы С с. Закрепление.

Конспект урока по обучению грамотеТема урока: Буквы С с. Закрепление....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема урока: «Семейное чтение. Из старинных книг для чтения» УМК "Перспектива"...