Рабочая программа по русскому языку 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Волошина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации /. – М.:Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года  №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 22.09.2011 года №2357 «О внесении изменений в  федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373».
  • Приказ Минобрнауки России  от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ    № 39 поселка Дальнее Поле
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48;
  • приказ Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: член-корреспондент РАО А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, действительный член РАН  В. А. Тишков
  • Авторская программа С.В.Иванова, М.В.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Л.В.Петленко, В.Ю.Романовой.

Цели и задачи курса:

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально – целостного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранение его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

     

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс русского языка занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

 познавательная цель – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 социокультурная цель – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

 овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

 воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с  основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде  списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу  языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование курса позволяет:

успешно реализовать цели развития логического и абстрактного  мышления;

решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить  с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

Ценностные ориентиры содержания курса русский язык.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В  процессе  изучения  русского  языка  у  учащихся  начальной  школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (общеобразовательному) плану общеобразовательных  учреждений РФ всего на изучение русского языка в 4 классе выделяется  177 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель), запланировано -171 ч., в связи с тем, что в 3-4 четверти выпали праздничные дни (23.02., 08.03., 09.03., 01.05., 02.05., 09.05.)

Список учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.

Русский язык: учебник для 4 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2014.

Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 4 кл. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Кузнецова М. И.

Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок»  – М.: Вентана-Граф, 2016.

Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г.

Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2014.

В. А. Шукейло Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2014.

Беседы с учителем. Методика обучения: 4 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2012

Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2012.

CD – диск. Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику С. В. Иванова. / О. В. Зеленихина.  – Волгоград: «Учитель» 2014.

Дополнительная литература:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
  2. Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005.

Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.

  1. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Авторы: В. В. Волина.

  1. Русский язык. Грамматический разбор. Справочник. Начальная школа.- 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Лицей, 2007.

Таблицы

  • Таблица «Звуки и буквы».
  • Карточки «Словарные слова».
  • Схема-алгоритм  «Фонетический разбор слова».
  • Таблица «Типы текстов».
  • Схема-алгоритм «Разбор слова по составу».
  • Схема-алгоритм «Правописание безударных гласных в корне слова».
  • Схема-алгоритм «Правописание согласных в коне слова».
  • Таблица «Словообразование».
  • Схема-алгоритм «Правописание непроизносимых согласных».
  • Сема-алгоритм «Правописание суффиксов».
  • Схемы-алгоритмы «Правописание приставок».
  • Таблица «Виды предложений».
  • Таблица «Главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти главные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Как найти в предложении словосочетания».
  • Таблица «Обстоятельство».
  • Таблица «Определение».
  • Таблица «Слова с двумя корнями».
  • Таблица «Дополнение».
  • Схема-алгоритм «Буквы о, ё после шипящих в коне слова».
  • Таблица «Однородные члены предложения».
  • Схема-алгоритм «Звук [ы] после звука [ц]».
  • Таблица «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
  • Таблица «Части речи».
  • Таблица «Самостоятельные и служебные части речи».
  • Схема «Имя существительное».
  • Таблица «Род имён существительных».
  • Таблица «Число имён существительных».
  • Схема «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных!.
  • Таблица «Падежи имён существительных».
  • Таблица «Склонение имён существительных».
  • Схема-алгоритм «Суффиксы –ец- и –иц-  в сочетаниях –ичк- и –ечк-«.
  • Схема-алгоритм «Сочетания –инк- и –енк-«.
  • Схема-алгоритм «Безударные окончания имён существительных».
  • Таблица «Одуш. и неодуш. Имена существительные».
  • Таблица «Имена существительные собственные и нарицательные».
  • Схема-алгоритм «гласные в окончаниях им. сущ. после шипящих и «ц».
  • Таблица «Имя прилагательное».
  • Схема-алгоритм «Существительные на –ий,-ия, -ие».
  • Таблица «Качественные имена прилагательные».
  • Таблица «Степени сравнения качественных прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Правописание окончаний имён прилагательных».
  • Таблица «Относительные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание относительных имён прилагательных».
  • Таблица «Притяжательные имена прилагательные».
  • Схема-алгоритм «Правописание притяжательных имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «Написание букв о, е в окончаниях имён прилагательных».
  • Схема-алгоритм «правописание краткой формы качественных имён прилагательных».
  • Таблица «Местоимение».
  • Схема-алгоритм «Личные местоимения».
  • Таблица «Склонение местоимений».
  • Схема-алгоритм «Правописание местоимений с предлогами»

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийная установка.
  3. Интерактивная доска.
  4. Фотоаппарат.
  5. Диски для начальной школы.

Интернет- ресурсы             

 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». –: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- : http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». –: http://nachalka.info/about/193

5. Детские электронные презентации. –: http://www.viki.rdf.ru

6. Азбука для малышей с картинками. –: http://bomoonlight.ru/azbuka/index.html

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Результаты освоения учебного курса русский язык

Ученик научится:

РАЗЛИЧАТЬ, СРАВНИВАТЬ, КРАТКО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ

  • изученные части речи;
  • значимые части слова;
  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
  • слово, словосочетание, предложение;

ВЫДЕЛЯТЬ, НАХОДИТЬ:

  •  начальную форму глагола;
  • Глаголы в разных временных формах;
  • Глаголы в формах 1, 2, 3 лица;

РЕШАТЬ  УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • Определять спряжение глагола;
  • разбирать по членам предложения простое двусоставное предложение
  • подбирать примеры с определенной орфограммой;
  • Задавать падежные вопросы и определять падеж существительного;
  •  безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов
  • Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ:

  • Не с глаголами
  •  словарных слов, определяемых программой;
  • Мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • Мягкий знак в глаголах в сочетании -ться
  • Безударные личные окончания глаголов

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному алгоритму морфологический анализ имени существительного, прилагательного, глагола и наречия;
  • проводить по предложенному алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения
  • определять вид глагола
  • находить наречие и числительное в тексте
  • применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • применять правило правописания ь на конце наречий
  • применять правило правописания ь в именах числительных
  • применять правило  постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
  • письменно пересказывать текст подробно, выборочно,  от другого лица
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

Содержание курса русского языка в 4 классе

I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (54 ч) 

1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)

1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)

1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)

Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (5 ч)

Имя числительное: общее значение. (3 ч)

1.5. Синтаксис

Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 ч)

Различение простых и сложных предложений. (5 ч)

II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (52 ч)

Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[1];
  • не с глаголами;
  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
  • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

III. «Развитие речи» (29 ч)

3.1. Устная речь

Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

3.2. Письменная речь

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

IV. Резервные уроки (47 ч)

Резервные уроки использованы для проведения контрольно-оценочной деятельности и повторения изученного материала

Тематическое планирование

Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Диктант

Контрольное списывание

Изложение

Словарный диктант

Контрольные работы

1

Повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного

28

1

1

1

2

Глагол как часть речи

54

4

2

3

3

Наречие

10

1

4

Числительное

9

1

1

5

Синтаксис

31

1

1

1

1

6

Развитие речи

33

1

7

Повторение

12

1

1

Итого

177

9

2

1

4

6

п/п

Количество часов

Общая тема

(блок)

Тема

урока

Характеристика

основной деятельности ученика

1

1

Повторение «Развитие речи»

Пишем письма..

Применять умения составлять текст письма

2

1

Фонетика и словообразование «Как устроен наш язык»

Повторяем фонетику и словообразование

Применять знания и умения анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук

3

1

Повторение орфографии          «Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы

Произносить и обозначать на письме ударные и безударные гласные в корне   слова, разными способами проверять правописание слов (изменяя формы слова, подбирая однокоренные слова, используя орфографический словарь), соблюдать изученные нормы орфографии

4

1

Повторение орфографии          «Правописание»

Вспоминаем изученные орфограммы

 Произносить и обозначать на письме парные согласные в корне  слова; соотносить звуки и буквы в словах с двойными и непроизносимыми согласными

5

1

Повторение

«Развитие речи»        

Повторение. Пишем письма

 Создавать текст письма

6

1

Морфология.

Имя существительное

«Как устроен наш язык»

Повторяем  признаки имени существительного.

 Различать имена существительные мужского, женского, среднего рода; 1, 2, 3 склонения

7

1

 Окончания имен существительных.

«Правописание»

Повторяем

правописание окончаний имен существительных 1 склонения.

Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 1-го склонения

8

1

Окончания имен существительных.

«Правописание»

Повторяем

правописание окончаний имен существительных 2 склонения.

Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 2-го склонения

9

1

Окончания имен существительных.

«Правописание»

Повторяем

правописание окончаний имен существительных 3 склонения.

Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения

10

1

Письмо «Развитие речи»

Пишем письма. Постскриптум и его роль в письме

Выявлять особенности письма.

Уметь писать и редактировать письма.

11-12

2

Морфология.

Имя существительное

«Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени существительного

Выполнять морфологический разбор имени существительного

13

1

Окончания имен существительных

«Правописание»

Правописание      безударных падежных  окончаний имен существительных Словарный диктант №1

Применять изученные правила правописания окончаний имён существительных 3-го склонения

14

1

Текст

«Развитие речи»

Работа над ошибками.  Виды текстов. Текс–рассуждение.

Выявлять в тексте тему, основную мысль; распознавать текст - рассуждение, описание, повествование

15

1

Морфология.

Имя прилагательное

«Как устроен наш    

 язык»            

Повторяем признаки имени прилагательного

Определять род, число и падеж имен прилагательных

16-17

2

Проверка «Правописание»

Диктант (текущий). Тема: повторение изученных в 3 – м классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имён существительных и прилагательных

Применять умения писать под диктовку текст объемом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами

18

1

Окончания имен    прилагательных «Правописание».

Орфограммы в окончаниях имен    прилагательных

Применять изученные правила правописания имен прилагательных

19

1

Морфология. Имя прилагательное «Как устроен наш язык»

Морфологический разбор имени прилагательного

Применять порядок морфологического разбора имени прилагательного.

20

1

 «Правописание»

Списывание. Орфограммы в окончаниях имён прилагательных

Применять изученные правила правописания окончаний имен прилагательных

21

1

Текст

«Развитие речи»

Типы текста

Различать тип текста, выделять основную мысль текста, подбирать заголовок

22

1

Орфограммы в  словах «Правописание»

Буквы О – Ё   после шипящих и Ц

Выявлять особенности правописания о-ё после шипящих и ц

23

1

Орфограммы в  словах «Правописание»

Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов

после    шипящих»

Применять правило правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

24

1

Морфология.  

Местоимение

 «Как устроен наш  язык»

Повторяем местоимение

Различать местоимение как часть речи

25

1

Приставка   «Правописание»

Орфограммы приставок

Применять правила правописания приставок

26

1

Твердый и мягкий знак «Правописание»

Разделительный  твердый и разделительный   мягкий знаки

 

Применять правила правописания разделительного мягкого и твердого знаков

27

1

Работа над изложением «Развитие речи»

Обучающее

изложение

Анализировать, пересказывать текст

28

1

Фонетика, морфология и словообразование «Как устроен наш язык»

Повторение  фонетики, словообразования, морфологии

Применять знания и умения анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук

29

1

 Синтаксис.

Простое предложение

«Как устроен наш            язык»

Разбор по членам    предложения

Различать и выделять главные и второстепенные члены простого предложения

30-31

2

 Синтаксис.

Простое предложение

«Как устроен наш   язык»

Синтаксический анализ предложения

Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов

32-33

2

Предложение с одно-

родными членами «Правописание»)

Знаки  препинания при однородных членах предложения

Применять правила постановки запятой между однородными членами предложения

34

1

Синтаксис.

Простое  предложение. «Как устроен наш  язык»

Синтаксический анализ предложения

Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре

35

1

 Текст      «Развитие речи»

Деление текста на абзацы

Выделять основную мысль текста, подбирать к нему заголовок

36

1

Морфология.           Глагол            «Как устроен наш     язык»      

 Глагол

Характеризовать глагол как часть речи

37

1

Морфология.           Глагол «Как устроен наш           язык»      

Глагол как часть речи

Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида

38

1

Правописание          глаголов                      

«Правописание»

Правописание приставок в глаголах

Применять правила правописания приставок в глаголах

39

1

Правописание          глаголов

«Правописание»

 Правописание не с глаголам

Применять правила правописания не с глаголами

40-41

2

   Проверка

«Как устроен наш    язык»

Итоговая контрольная работа № 1

Тема: «Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; синтаксический разбор и анализ предложения»

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

42

1

   Работа над изложением «Развитие речи»      

 Изложение (обучающее)

Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать

43-44

2

Морфология и синтаксис.  «Как устроен наш язык»      

Морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимения; разбор по членам предложения; синтаксический анализ предложения

Применять порядок морфологического разбора, имени существительного, имени прилагательного, местоимения.

 Характеризовать предложения по цели высказывания, по интонации и структуре

45

1

Морфология. Глагол           «Как устроен наш  язык»

Несовершенный и совершенный виды глаголов

Сравнивать  вид глагола

46

1

Морфология. Глагол «Как устроен наш           язык»

Начальная форма глагола; вопросы что делать? и что сделать?

Сравнивать начальную форму глагола

47

1

Морфология. Глагол «Как устроен наш           язык»        

Личные формы глагола

Выявлять личные формы глагола

48

1

Морфология. Глагол «Как устроен наш           язык»        

Лицо и число глаголов

Образовывать личные формы глаголов, определять лицо и число глаголов

49

1

Проверка «Как устроен наш    язык»

Текущая контрольная работа.

Тема: глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число)

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  

50-51

2

Правописание глаголов

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Применять правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах

52

1

Текст  «Развитие речи»  

Текст-описание

Создавать текст-описание

53-54

2

Правописание глаголов

Правописания
-
ться и
-
тся в глаголах

Применять правила правописания
-
ться и
-
тся в глаголах

55

1

Текст «Развитие речи»  

Связь абзацев в тексте

Составлять план, озаглавливать и письменно пересказывать текст

56-57

2

Проверка «Правописание»

Диктант (текущий) Тема:

ь после шипящих в глаголах, тся и ться в глаголах

Применять умения писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными нормами

58 -60

3

Морфология.  Глагол «Как устроен наш язык»        

Спряжение глаголов

Овладеть практическим способом определения спряжения глаголов

61

1

Правописание глаголов «Правописание»

Правописание глаголов

Применять правила написания букв о и ё в окончаниях глаголов после шипящих

62

1

Текст.
«Развитие речи»

 

Приём противопоставления в тексте

Создавать небольшой текст по заданной тематике

63- 64

2

Правописание глаголов «Правописание»

Безударные окончания глаголов

Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

65

1

   Работа над изложением «Развитие речи»      

 Изложение (обучающее)

Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать

66-67

2

Правописание глаголов «Правописание»

Безударные окончания глаголов

Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

68

1

Текст

 «Развитие речи»

Роль слов в тексте

Находить языковые средства, делающие текст выразительным

69-70

2

Правописание глаголов «Правописание»

Безударные окончания глаголов

Применять правила правописания безударных личных окончаний глаголов (1 и 2 спряжения)

71

1

Правописание глаголов «Правописание»

Правописание глаголов.

 Словарный диктант №2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

72

1

Морфология. Глагол

 «Как устроен наш    язык»      

Глагольное время.

Настоящее время

Изменять глаголы по временам

73

1

Проверка «Как устроен наш    язык»

Итоговая контрольная работа за первое полугодие Тема: повторение изученного в I и II четвертях

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  

74

1

Правописание глаголов. «Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

Применять правила правописания суффиксов глаголов

75,78

2

Морфология.

Глагол.
«Как устроен наш язык»

Прошедшее время глаголов

Изменять глаголы по временам

76-77

2

Проверка. «Правописание»

Итоговый диктант

Тема: повторение изученных орфограмм.

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами

79

1

Работа над изложением    

 «Развитие речи»

Обучающее изложение с элементами сочинения

Получить навыки и  умения письменно пересказывать текст

80

1

Правописание глаголов

«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

Сопоставлять правописание  безударных суффиксов глаголов

81

1

Морфология. Глагол «Как устроен наш          язык»    

Будущее время

Распознавать простую и составную форму  будущего времени глагола

82

1

Правописание глаголов.
«Правописание»

Правописание суффиксов глаголов

Определять спряжение глаголов

83

1

Морфология.

Глагол.

«Как устроен наш язык»

Время глагола, изменение глаголов по временам

Различать время глагола, изменять глаголы по времена

84

1

Проверка Морфология. Глагол. «Как устроен наш язык»    

Текущая контрольная работа

Тема: время глагола

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  

85

1

Текст.
«Развитие речи»

Изложение с элементами сочинения

Выявлять умения письменно пересказывать текст с элементами сочинения (обучающее изложение)

86

1

Морфология.

Глагол.
«Как устроен наш язы»

Изъявительное наклонение

Понимать наклонение глагола, изъявительное наклонение

87

1

Морфология.

Глагол.
«Как устроен наш язык»

Условное наклонение

Понимать наклонение глагола, условное наклонение

88-89

2

Правописание глаголов «Правописание»

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени

Словарный диктант №3

Применять правила правописания

окончаний глаголов в прошедшем времени

90

1

Текст

Уметь создавать текст

Различать  признаки текста

91

1

Текст.
«Развитие речи»

Работа с текстом. Обучающее изложение

Получить навыки и  умения письменно пересказывать текст

92-93

2

Морфология. Глагол

«Как устроен наш    язык»          

Повелительное наклонение

Выявлять образование форм  повелительного наклонения глагола

94

1

 Глагол

«Как устроен наш          язык»          

Словообразование глаголов

Различать способы образования глаголов

95

1

Текст

«Развитие речи»  

 

 Работа с текстом

Редактировать текст. Практически овладеть диалогической речью.

96-97

2

Глагол             «Как устроен наш  язык»      

Глагол в предложении

Определять значение глагола в предложении

98-99

2

Правописание глаголов. «Правописание»

Правописание глаголов.

Применять правила правописания глаголов

100

1

Проверка «Правописание»

Диктант (текущий)

Тема: окончание глаголов в прошедшем времени, суффиксы глаголов, безударные личные окончания глаголов.

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

98

1

Морфология.

Глагол

«Как устроен наш    язык»      

Морфологический разбор глагола

Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки)

99

1

Повторение пройденного
«Как устроен наш язык»

Повторение (проверь себя)

Анализировать и характеризовать звуки речи, различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, парные – непарные; делить слова на слоги, выделять ударный звук

100

1

 Проверка «Как устроен наш            язык»

Текущая контрольная работа.

Тема: времена глагола

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  

101

1

Текст    

 «Развитие речи»

Учимся писать краткое изложение

Практически овладеть диалогической и монологической формами речи, уметь выделять основной смысл текста

102

1

Морфология. Глагол. «Как устроен наш язык»  

Морфологический разбор глагола

Характеризовать глагол как часть речи (значение и морфологические признаки)

103

1

Повторение

Повторение (проверь себя)

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  

104

1

Развитие речи

Текст

Редактировать текст.

105 –

107

3

 Морфология.            Наречие

«Как устроен наш          язык»          

Наречие

Различать наречие как часть речи

108

1

 Морфология.            

  Наречие

«Как устроен наш          язык»          

Как образуется наречия

Различать способы образования наречий

109-110

2

Правописание  наречий «Правописание»  

Правописание

гласных на конце наречий

Применять правила правописания гласных на конце наречий

111

1

Текст.
«Развитие речи»

Учимся писать сочинения

Создавать текст (сочинение) на заданную тему

112

1

Морфология.

Наречие

«Как устроен наш          язык»          

Морфологический разбор наречий

Характеризовать наречие как часть речи

113

1

Правописание наречий.

«Правописание»

Учимся писать наречия на шипящую

Применять правила правописания наречий на шипящую

114-115

2

Мягкий знак после шипящих.
«Правописание»

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Применять правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих

116

1

Проверка «Правописание»

Диктант (текущий)

Тема: гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

117

1

Текст.
«Развитие речи»

Учимся писать сочинения

Создавать окончание текста

118-119

2

Морфология. Имя числительное. «Как устроен наш язык»

Имя числительное

Различать имя числительное как часть речи

120

1

Текст.

«Развитие речи»

Работа с текстом

Использовать средства языка в речи в соответствии с условиями общения

121

1

Морфология. Имя числительное. «Как устроен наш язык»

Изменение имён числительных

Изменять имена числительные по падежа

122

1

Правописание числительных.
«Правописание»

Слитное и раздельное написание числительных

Применять правила слитного и раздельного написания числительного

123

1

Проверка

«Как устроен наш          язык»

Итоговая контрольная работа. Тема: глагол, наречие, имя числительное

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

124

1

Правописание числительных.

«Правописание»

Правописание мягкого знака в именах числительных

Применять правила правописания мягкого знака в именах числительных

125

1

Правописание числительных.
«Правописание»

Правописание числительных.

Применять правила правописания падежных окончаний количественных  и порядковых числительных

126

1

Проверка «Правописание»

Итоговый диктант

Тема: орфограммы,

изученные в III четверти

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

127

1

Текст.

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Создавать текст на заданную тему

128

1

Правописание мягкого знака.
«Правописание»

Повторяем правила правописания мягкого знака в словах

Применять правила правописания мягкого знака в словах

129

1

Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

Связь слов в предложении. Словосочетание

Различать словосочетания

130

1

Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

Словосочетание

Различать словосочетания

131

1

Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

Слово. Словосочетание. Предложение.

Различать слово, словосочетание и предложение

132

1

Текст.
«Развитие речи»

Учимся писать

сочинение-рассуждение

Создавать текст-рассуждение на заданную тему

133

1

Правописание словосочетаний «Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях

Применять правила  правописания словосочетаний

134

1

Синтаксис. Словосочетание. «Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Согласование

Находить словосочетания с   согласованием

135

1

Правописание словосочетаний

Правописание слов в словосочетаниях

Применять правила  правописания словосочетаний

136

1

Синтаксис. Словосочетание.

«Как устроен наш язык»

Связь слов в словосочетании. Управление

Находить словосочетания с управлением

137

1

Правописание словосочетаний. «Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Применять правила  правописания словосочетаний

138

1

Текст
«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Создавать текст на заданную тему

139

1

Синтаксис Словосочетание. «Как устроен наш          язык»  

Связь слов в словосочетании; тип связи – примыкание

Находить словосочетания с типом связи – примыкание

140

1

Правописание словосочетаний. Проверка. «Правописание»

Правописание слов в словосочетаниях.

Словарный диктант №4

Составлять и писать словосочетания

141-142

2

Проверка «Правописание»

Диктант (текущий) Тема: правописание слов в словосочетаниях

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

143

1

Словосочетание «Как устроен наш язык»

Словосочетание в предложении

Выявлять роль словосочетаний в предложении

144-145

2

  Проверка

«Как устроен наш   язык»

Текущая контрольная работа.

Тема: словосочетание, слово, предложение; связь слов в словосочетании

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

146

1

Текст.
«Развитие речи»

Учимся писать текст-рассуждение

Создавать текст-рассуждение на заданную тему

147

1

Синтаксис. Сложное предложение «Как устроен наш язык»

Сложное предложение

Выделять грамматические основы в предложении

148

1

Синтаксис  Сложное предложение

«Как устроен наш    язык»    

Как связаны части сложносочинённого предложения

Различать сложносочинённое предложение

149

1

Знаки препинания в сложном предложении.

«Правописание»

Знаки препинания в сложном предложении

Применять правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

150

1

Знаки препинания в сложном предложении.

«Правописание»

Учимся ставить запятые между частями  сложного предложения

Применять правила в практической деятельности

151

1

Проверка «Правописание»

Списывание Тема: правописание слов в словосочетаниях

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

152

1

Текст.
«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Создавать текст на заданную тему.

153

1

Синтаксис. Сложное предложение.
«Как устроен наш язык»

Как связанны части сложноподчинённого предложения

Различать связь частей сложноподчинённого предложения

154

1

Проверка

 «Развитие речи»

Итоговое изложение

Подбирать заголовок к тексту, составлять его план и письменно пересказывать

155

1

Синтаксис. Сложное предложение
«Как устроен наш язык»

Сложносочинённое, сложноподчинённое предложения

Различать  сложносочинённое и  сложноподчинённое предложения

156-157

2

Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

158

1

Текст

«Развитие речи»

Учимся писать сочинение

Создавать начало и конец к заданному тексту (истории)

159-160

2

Проверка. «Правописание»

Итоговый контрольный  диктант Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

161

1

Правописание

Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 классах.

Применять изученные правила правописания

162

152

1

Синтаксис.

Сложное предложение «Как устроен наш          язык»    

Сложное предложение.

Различать сложное предложение

153

1

154

1

Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

155

1

Текст «Развитие речи»

Работа с текстом

Составлять начало и концовку заданного текста

156

1

Проверка «Правописание»

Итоговый диктант          Тема: орфограммы и пунктуационные правила  изученные во 2 – 4 классах

Выявлять умения писать под диктовку текст объёмом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами

157

1

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

«Правописание»

Знаки препинания в сложном

предложении

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

158

1

Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

Знаки препинания в сложном

предложении

Ставить запятые между частями сложного предложения

159

1

Текст

«Развитие речи»

Закрепление. Работа с текстом.

Воспринимать и понимать звучащую речь, находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста

160

1

Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»  

Повторение изученного в 4 классе.

Обобщающие уроки

Применять правила расстановки запятых между частями сложного предложения

161

1

Текст

«Развитие речи»

Учимся писать

 сочинение

 Применять изученные знания

162

1

Проверка. Синтаксис.  Сложное предложение «Как устроен наш язык»

Итоговая контрольная работа Тема: сложное предложение; повторение изученного в 4 классе

Выявлять умения применять изученные знания

163

1

Синтаксис.

Сложное предложение «Как устроен наш          язык»    

Сложное предложение.

Различать сложное предложение

164

1

Знаки препинания в сложном предложении «Правописание»

Знаки препинания в сложном

предложении

Ставить запятые между частями сложного предложения

165

1

Повторение

Имя существительное и имя прилагательное

Применять изученные орфограммы при письме

166

1

Повторение

Имя существительное и имя прилагательное

Применять изученные орфограммы при письме

167

1

Повторение

Местоимение

Применять изученные орфограммы при письме

168

1

Повторение

Наречие

Применять изученные орфограммы при письме

169

1

Повторение

Числительное

Применять изученные орфограммы при письме

170-171

1

Обобщение

Урок обобщения

Применять изученные орфограммы при письме

172-177

6

Резерв

Урок обобщения

Применять изученные орфограммы при письме

Контрольные работы

14.09.17

28.09.17

26.10.17

15.11.17

24.11.17

19.12.17

22.12.17

15.01.17

06.02.17

01.03.17

14.03.17

19.03.17

16.04.17

19.04.17

30.04.17

07.05.17

15.05.17

22.05.17

Административная контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольный диктант

Контрольная работа

Контрольный диктант

Контрольная работа

Административная контрольная работа

Контрольная работа

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Контрольная работа

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Контрольная работа

Контрольное списывание

Контрольное изложение

Административная контрольная работа

Контрольная работа

Система оценки достижений обучающихся

Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.

Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык»

Текущие и итоговые контрольные работы

Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач.

Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.

Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:

«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;

«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий;

«2» - если ученик не справился с большинством заданий.

Возможны различные формы проведения текущих и итоговых контрольных работ.

Тестирование

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»).

На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках- карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает О баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.

Отметки за выполнение теста:

«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;

«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;

«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;

«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Контрольные работы к урокам блока «Правописание»

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому- нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.

После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.

Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка:

Оценивание диктанта:

«5» - если в диктанте нет ошибок;

«4» - если допущено не более двух ошибок;

«3» - если допущено не более четырёх ошибок;

«2» - если допущено пять и более ошибок.

Ошибкой считается:

  1. нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;
  3. отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и).

Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).

Оценивание орфографического задания:

«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;

«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;

«2» - за невыполненное задание.

За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.

Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями

Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготое всего класса.

Оценивание списывания:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две-три ошибки:

«2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.

Словарный диктант

В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников.

Количество слов в словарном диктанте не должно превышать в 3 классе 12 слов.

Оценивание словарного диктанта:

«5» - за работу без ошибок;

«4» - за работу, в которой одна ошибка;

«3» - за работу, в которой две ошибки;

«2» - за работу, в которой три-пять ошибок.

Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»

Изложение

Изложения вводятся только со второго полугодия класса в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.

             Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.

К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложны, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила.

Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания.

В изложении оцениваются:

  1. полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).

Оценивание изложения

Отметка «5»:

• правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; ® нет фактических ошибок;

 правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

Отметка «4»:

  • содержание передано правильно и достаточно точно;
  • в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
  • имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
  • имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содёржании и построении текста).

Отметка «3»:

  • допущено существенное отклонение от авторского текста;
  • допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;

- есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).

Отметка «2»:

  • допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
  • много фактических неточностей;
  • нарушена последовательность изложения мыслей;
  • имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
  • допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.

Самостоятельная работа

Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.

Комплексная итоговая работа

В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:

о задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;

  • задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
  • задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько слов, либо написать небольшой текст.

На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям.

За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.

Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:

«5» - если ученик набрал 15-16 баллов;

«4» - если ученик набрал 12-14 баллов;

«3» - если ученик набрал 8-11 баллов;

«2» - если ученик набрал менее 8 баллов.

Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; орфографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в рамках ФГОС НОО для 2 класса к учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик.

Данная рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по учебно-методическому комплексу "Гармония", автор учебника М.С. Соловейчик. Программа составлена в соответствии с тр...

Учебная рабочая программа по русскому языку для 3 класса. По учебнику А.В.Поляковой

Учебная рабочая программа  по русскому языку для 3 класса составлена по учебнику А.В.Поляковой. Программа включает пояснительную записку и развёрнутое тематическое планирование.Пояснительная запи...

Рабочая программа курса «Русский язык» 3-А класса на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по русскому языку...

Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса к УМК "Школа России" (ФГОС)

Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...

Рабочая программа По Русскому языку 1 классе УМК «Школа России» на ____2013-2014__ учебный год по ФГОС с УУД

Тип программы:  программа начального общего образования.Статус программы: рабочая программа учебного предмета.Назначение программы:- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализа...