Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Пикичева Ольга Станиславовна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_4.odt14.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Глагол. Неопределенная форма глагола.

Цели :

  • формирование представлений о глаголах неопределенного вида и умений находить их в устной и письменной речи;
  • определить особенности глаголов неопределенной формы;
  • формировать учение правильно ставить вопросы что делать?, что сделать?;
  • развивать орфографическую зоркость;

 Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать  цели урока;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • контролировать свои действия и оценивать их.

Познавательные УУД:

  •  развивать познавательную активность учащихся;
  • формировать интерес к изучению русского языка;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать друг друга;
  • уметь доносить свою позицию до других;

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Технологии: информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к уроку, классная доска, учебник, клей-карандаш.

Ход урока.

1 Орг. момент.

 Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

 Возможно, есть классы и лучше и краше.

 Но пусть в нашем классе вам будет светло,

 Пусть будет уютно и очень легко!

 Поручено нам вас сегодня встречать,

 Но, начнем же урок, не будем  зря время терять.

2. Словарная работа.

Наш урок мы начнем как всегда со словарной работы.

Задание: из данных слов образовать глаголы н.ф., записать столбиком. ( на доске слова: Д...журный, изв...ните, ...бед, р...бота ,учит...ль, уж...н.)

Проверяем себя. Слайд №1.

Что заметили интересного? ( Все глаголы неопределенной формы и отвечают на вопрос что делать?)

Измените глаголы, чтобы они отвечали на вопрос что сделать? Запишите во второй столбик.

Проверим себя слайд №2.

Дежурить — подежурить,

извинять — извинить

обедать — пообедать,

работать — переработать,

ужинать — поужинать,

учить — доучить.

3.Определение темы урока.

- Какова тема нашего урока?( Глагол. Неопределенная форма глагола.)

Какие цели поставим перед собой? ( Повторить имеющиеся знания о глаголе, узнать новое о неопределенной форме глагола, развивать орфографическую зоркость, учиться дружить и т. д.)

Слайд № 3. Посмотрите на слайд, здесь отражены тема урока и основные задачи, которые стоят перед нами.

4. Актуализация знаний.

Перед тем, как изучать новую тему, нам необходимо повторить имеющиеся у нас знания по теме глагол. Прочитайте, пожалуйста, слова, написанные на доске, это девиз нашего урока :  « Глагол — самая огнедышащая, самая живая часть речи».

А. Югов

Как вы понимаете их смысл?( глагол может выражать бесчисленное количество действий, которые сопровождают человека всю жизнь. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных).

Я приготовила блиц-опрос по теме глагол. (учащиеся вытаскивают билеты с вопросами и отвечают на них: глагол — это; времена глагола; вид глагола; изменение глагола по числам и т. д.)

5. Составление плана урока.

- Составим план нашего урока.

1.Исследую, наблюдаю.

2.Открываю новые знания.

3.Упражнение  в применении нового.

4.Проверяю правильность.

5. Оцениваю свою работу.

6. Работа по теме урока.

6.1- Что вы уже можете сказать про глаголы неопределенной формы? В этом помогут слова, которые вы записали. ( Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать?, что сделать? ; бывают совершенного и несовершенного вида).

- Как образуются глаголы совершенного вида? Выделите приставку, где возможно.

Физминутка.

Как поступить, если хочется драться,
Плакать, кричать и щипать, и бодаться?
Хочется очень толкать и брыкаться,
Прыгать скакать и юлой извиваться…

6.2 Следующее задание. Будем исследовать и наблюдать.  Конверт №1. Собрать пословицы. Вставить пропущенные орфограммы.  Объяснить их смысл. Подчеркнуть глаголы. Работаем группами. Напомните правила работы в группах.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Не понял — переспроси.

6. Береги время.

Кто ищет, тот всегда найдет.

Что с возу упало, то пропало.

Чем зря кричать, лучше молчать.

Проверяем слайд №4

Определите время глаголов. Запишите в три колонки. Какие глаголы вызвали трудности?

Проверяем слайд №5

Какой вывод можно сделать?( глаголы неопределенной формы не имеют форм времени).

6.3- Определите число глаголов. В чем затруднение? Сделайте вывод. ( Глаголы неопределенной формы не изменяются по числам).

6.4. Почему глаголы неопределенной формы так назвали?

Игра: «Собери слово». Работаем в группах. Собрать слово . Определить часть речи. Разобрать по составу. Работаем на отдельных карточках.

Рассказать, донести, беречь.

После выполнения задания карточки вывешиваются на доску. У всех получилось по- разному. Кто же прав?

Проверим себя позже. Послушайте сказку о глаголе неопределенного времени.

Что нового узнали?

Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в зелёной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
– Во-первых , у меня не бывает окончания, хоть многие суффикс ть принимают за окончание. Ещё у меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Да, вид у вас совершенно замечательный, даже когда он несовершенный.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили целое правило.

В. Агафонов

6.5 Закрепление изученного.

Обратимся к плану нашего урока. Какой пункт будем выполнять?

- Заменить фразеологизмы инфинитивом. Выделить часть слова, которая сигнализирует, что  перед нами инфинитив.

Зарубить на  носу; - запомнить

Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

Проверим себя. Слайд №6

От данных глаголов образовать инфинитив. Выделить орфограмму.

Стригут, испек, жгут, стрижешь.

ПроверкаПрочитать. Вставить орфограммы. Определить части речи.

Пос...дила мама в печ(?)

П...роги с к...пустой печ(?).

В...дро д...ло теч(?).

И в...да стала теч(?).

Что интересного заметили? Как называются слова одинаковые по написанию и произношению? (Омонимы).

7. Итог урока.

 Подведем итог нашего урока, заполнив кластер. Работаем в группах.

Расскажите, что знаем об инфинитиве, используя кластер.

8. Обратимся к следующему пункту плана нашего урока. Слайд №7

Дополните предложения : Сегодня на уроке

Я узнал(а)

Я повторил(а)

Меня удивило

Было интересно

Теперь я умею

9. Домашнее задание.

Вспомним физминутку. Выписать из этого стишка глаголы. Определить род, число, лицо, форму времени глаголов. Разобрать по составу. Правильность написания проверить по орфографическому словарю . Открою тайну: в домашнем задании спряталась еще одна тайна глагола.

Составить  3 вопроса по теме инфинитив.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...