Технологическая карта урока русского языка "Правописание ЧК, ЧН" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Тавченкова Ольга Николаевна

Данный материал может быть полезен учителям 1 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_15.02.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 1 

МАОУ СОШ № 5

Тип урока: ОНЗ

              Тема:        Орфограммы ЧК, ЧН

Цель: формировать у учащихся представление о правописании сочетаний ЧК, ЧН.

Планируемый результат

Предметные: 

  • Уточнить представление учащихся о звуке [ч’] как всегда мягком;
  •  Познакомить с правилом правописания ЧК, ЧН;
  • Формировать умение правильно писать сочетание ЧК, ЧН;
  • Продолжить работу по формированию умения оформлять предложение на письме;
  • Развивать словарный запас учащихся.  

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Метапредметные: 

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме
  • слушать и понимать речь других

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 

Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции.

Минута чистописания.

Записываем число, классная работа.

Сегодня на минутке чистописания мы с вами пишем букву….. (ч, чч, ччч, ….)

Какие орфограммы может образовать эта буква? (ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у)

Охарактеризуйте звук, который дает буква Ч (согласный, мягкий, глухой)

А теперь на секунду прошу вас перенестись в старинную школу на урок русского языка. И тогда бы мы, чтобы выполнить предыдущее задание воспользовались….. (пером). А кто вспомнит пословицу, связанную с пером и письмом? (Пишут не пером, а умом). Объясните, что она означает.

Но прошли годы, и перо заменили на более удобный инструмент для письма. Это…. (ручка)

Из предложенных букв соберите слово РУЧКА

У одних получилось РУЧКА, а у других - РУЧЬКА

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

2.Регулятивные: 

контроль, коррекция.

3.Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявление из предметной области необходимых компетенций

Какой возникает вопрос? (нужен ли после буквы Ч мягкий знак?)

Аналогичное задание: составить из букв слова, было предложено Знайке и Незнайке. Посмотрите, что у них получилось:

птички                         птичьки

сказочный                   сказочьный

сочный                        сочьный

печка                           печька

Чем отличаются слова Знайки от слов Незнайки? (Незнайка после буквы Ч написал Ь).

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для согласования темы и цели урока

Как мы называем опасное место в слове, где можно сделать ошибку? (орфограмма)

Над какой же орфограммой мы сегодня будем работать? (ЧК, ЧН)

Итак, составим с вами план нашей работы:

Какие задачи мы должны с вами решить, что мы будем делать?

1. сформулировать правило правописания орфограммы ЧК и ЧН

2. потренироваться в написании слов с орфограммой ЧК и ЧН

Регулятивные: целеполагание как поста-новка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

5.  Реализация построенного проекта.

Цель:

Познакомиться с особенностью звука Ш.

Начнем мы с вами с наблюдения. Прочтите несколько слов и скажите, а зачем в этих словах есть буква Ь? (Ь смягчает предыдущие согласные). Предлагаю вам внимательно посмотреть на составленное вами слово РУЧКА. Давайте еще раз дадим характеристику этого звука, который дает буква Ч (согласный, мягкий, глухой). В чем особенность звука [ч’]? (этот звук  всегда мягкий). Нужно ли его дополнительно смягчать? (нет). Сделайте вывод, нужен ли Ь после буквы Ч? (Ь после буквы Ч не нужен, т.к. звук [ч‘] – и так всегда мягкий).

Сформулируйте правило: как пишется орфограмма ЧК и ЧН

Орфограмма ЧК, ЧН пишется без Ь.

ФИЗМИНУТКА С ФИКСИКАМИ

 

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

6.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Закрепить умения

На доске слова: елка, река, карта. Запишите их, пожалуйста, в тетрадь. Подумайте, какое слово может быть лишним и почему (елка – букв меньше чем звуков, река – ударение на 2 слог, карта – 5 букв, в остальных 4).

Назовем наши слова ласково (елочка, речка, карточка). Какое сочетание букв нам встретилось в этих словах (ЧК). Запишите эти слова во второй столбик, подчеркнем орфограмму. А для третьего столбика образуйте от этих слов слова, которые бы отвечали на вопрос: какой? (елочный, речной, карточный). Какое сочетание нам встретилось в этих словах? (ЧН)

Молодцы! Вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо вы усвоили новое знание. Положите перед собой листочки. Давайте прочитаем то, что написано на этих листочках.

По небу плывет тучка громко чирикают птички пищат птенцы лисичка спешит в нору у неё отличная нора под ёлочкой

Что мы прочитали? (текст)

Что вам показалось странным в этом тексте? (нет границ предложений). Давайте исправим эту ошибку, как мы должны показать, что перед нами предложение? (заглавная буква и точка в конце). Расставим границы предложений, приготовьте простой карандаш и прямо на листочке будем делать исправления.

Посчитайте, сколько предложений у вас получилось? (5)

А теперь найдите в этом тексте слова с нашей сегодняшней орфограммой. Выпишем эти слова в тетрадь, орфограмму подчеркнем.

тучка, птички, лисичка, отличная, елочкой

Игра «Третий лишний» (слово ОТЛИЧНАЯ  - потому что отвечает на вопрос какой?)

Познавательные УУД  Составлять алгоритм действия.  

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1)проверить навык усвоения новых знаний

А теперь я попрошу вас самостоятельно прочитать следующий текст с вашей карточки. При чтении вам необходимо вставить на пропущенные места нужные буквы и орфограммы подчеркнуть.

Работу выполняем прямо на карточке, в тетрадь писать ничего не надо.

Прилетела к нам сини…..а,

Села прямо за окном.

Эту маленькую пти…..у

С нетерпением мы ждём.

И полегче чтоб ей стало,

Ведь исчезли червяки.

Для неё кусо…..и сала

Мы повесим на су…..и.

Какая орфограмма вам встретилась в этом тексте? О чем был этот текст, т.е. какова тема текста? Чему этот текст вас научил, т.е. главная мысль этого текста?

ФИЗМИНУТКА

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8.  Рефлексия.

Цели:

оценить результаты учебной деятельности

Ребята, вернемся к нашему плану. Все задачи, которые вы ставили перед собой, нам  удалось решить?

Молодцы!

Что узнали нового на уроке?

Что понравилось?

Какое задание для вас было трудно выполнять?

Как бы вы оценили себя, нарисуйте на листочках солнышко, звездочку или тучку в зависимости от вашей работы. В каких из этих трех слов есть орфограмма ЧК, ЧН? (звездочка, тучка)

 Ну и напоследок давайте разгадаем кроссворд.

Д\З

Спиши текст, вставляя пропущенные буквы там, где нужно. Подчеркни орфограммы в тех словах, где вставлял буквы.

У нас ж…вет крошеч…ный лисенок Рыж…к. На голове торч…т два острых уха. У него пуш…стый хвостик и круглые, как пугович…ки, глаза. Сам он желтен…кий, а шейка и ж…вот белен…кие. Лапки, словно одеты в темные ч…лочки.

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет:  русский языкКласс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...