Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов» (по учебнику А. В. Поляковой)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Белоус Галина Леонидовна

Урок русского языка в 4 классе по теме «Личные окончания глаголов» (по учебнику А. В. Поляковой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по учебнику А. В. Поляковой.

Тема урока: Личные окончания глаголов

Форма урока – комбинированный урок.

Цели урока: 1) Формировать умение определять лицо и число глагола.

2) Показать зависимость безударного личного окончания глагола от спряжения.

3) Закрепить знание о глаголе, как части речи.

Оборудование: учебник А.В.Полякова «Русский язык -  4 класс», авторская презентация по теме «Личные окончания глаголов», ноутбук, мультимедийный проектор, экран, дидактические карточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 2. Объяснение темы и цели урока.

- Учитель читает отрывок из стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

                       (В. Кондрашов)

- О какой части речи говорится здесь?

Дети: о глаголе.

- Учитель: вы правы. Речь идет о глаголе.

- Значит, тема нашего урока ГЛАГОЛ.

- Какую цель можно поставить? Что мы можем узнать на уроке? Чему научиться?

Что такое глагол?

Как определить лицо и число глагола?

Как правильно писать личные окончания глаголов?

- Сегодня на уроке мы с вами повторим, что такое глагол, как определять лицо и число глагола, как правильно писать личные окончания глаголов.

3. Актуализация знаний уч-ся.

  1. Актуализация знаний о глаголе.

- Дайте определение глагола. Что такое глагол?

Дети:

- Глагол обозначает действие предмета.

- В начальной форме отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

- Изменяется по числам,

- по временам,

- в настоящем и будущем времени изменяются по лицам,

- в прошедшем времени - по родам.

2) Игра «Найди четвёртое лишнее»

- Найдите «четвертое лишнее», объясните (устно)

1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог.

Д - Сказуемое. Это главный член предложения, остальные - части речи.

2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог.

Д - Предлог - это служебная часть речи, остальные - самостоятельные).

3. Играть, дружить, рисует, танцевать.

Д - Рисует - это глагол настоящего времени, остальные-глаголы неопределенной формы.

4. Упражнение в чистописании.

- Какие окончания может иметь глагол 3 лица множественного числа в настоящем времени?

Дети: - ут, -ют, -ат, - ят .

- Напишите эти окончания с дополнительным элементом.

5. Словарная работа.

- Помните ли вы, какие глаголы есть в нашем «Словаре»?

СЛАЙД 8.

- Прочитайте толкование словарных слов - глаголов, замените одним словарным словом.

- Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать).

- Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать).

- Испытывать желание, хотеть (желать).

- Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать).

- Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать).

- Что объединяет все эти слова? (Они словарные, это глаголы в неопределенной форме).

-Запишите эти глаголы в тетрадь.

- Составьте предложение со словом сверкать в 3 л мн ч

В ночном небе ярко сверкают звёзды.

Разбор предложения по членам и по частям речи.

6. Физминутка.

Физкультурой мы, друзья, любим заниматься.

Спорт, подвижная игра - нужное занятие.

Упрись в землю ногами,

Потянись к небу руками,

Воздуха чистого вдохни

И мысленно болезни отгони!

7. Изучение нового материала.

1) Знакомство с личными окончаниями глаголов.

С. 49, упр. 65 коллективная работа

Идёт запись окончаний на доске.

  1. Работа с фразеологическими оборотами.

Работа по слайду.

Запись на доске и в тетради глаголов 2 лица ед.ч.

Медлишь, грустишь, покоишься, помнишь, бездельничаешь.

8. Гимнастика для глаз.

9. Повторение и закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику.

С. 50, упр. 66

1-ое предложение – коллективная работа, дальше сам-но в парах

1 ряд: 2-3 предложения

2 ряд: 4-5 предложения

3 ряд: 6-7 предложения

2) Проверь себя!

На слайде.

10. Подведение итогов.

Какие учебные цели мы поставили на урок? Выполнили мы их

11. Домашнее задание.

  1. С. 50, упр. 69


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады и рожь в полях растёт. (В. Кондрашов) О какой части речи говорится здесь? Речь идет о ГЛАГОЛЕ .

Слайд 3

Что вы знаете о глаголе? Глагол Что делать? Что сделать? Единственное число Множественное число Настоящее время Будущее время Прошедшее время Изменяются по лицам 1л. 2 л. 3 л. Изменяются по родам М.р. – что делал ? Ж.р. – что делала ? ед.ч. С.р. – что делало ? - что делали ? - мн.ч.

Слайд 4

Найдите "четвёртое лишнее" 1. Существительное, глагол, сказуемое, предлог. 2. Прилагательное, наречие, местоимение, предлог. 3. Играть, дружить, рисует, танцевать.

Слайд 5

Минутка чистописания

Слайд 6

Замените одним словарным словом ж е лат ь б е сед о ват ь ше ф ств о ват ь св е ркат ь шеств о ват ь Разговаривать, обмениваться мнениями. Идти, двигаться торжественно, важно. Испытывать желание, хотеть. Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то.

Слайд 7

Физкультурой мы, друзья, любим заниматься. Спорт, подвижная игра – нужное занятие. Упрись в землю ногами, Потянись к небу руками, Воздуха чистого вдохни И мысленно болезни отгони!

Слайд 8

Личные окончания глаголов

Слайд 9

Фразеологические обороты зарубить на носу веснушки на носу повесить нос вымыть руки взять себя в руки бить баклуши тянуть кота за хвост медлить загрустить успокоиться запомнить бездельничать Поставь глаголы в форму наст. вр.,2л., ед.ч.

Слайд 10

Ребята, берегите зрение!

Слайд 11

С.50, упр. 66

Слайд 12

П р о в е р ь с е б я Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду . С.А.Есенин Выпиши глаголы наст. вр., расскажи о них всё, что знаешь. Л е т и т – глагол наст. вр., 3 лица, ед.ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола" по УМК "Начальная школа XIX века"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...