Главные вкладки

    План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему:
    Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "О словарях энциклопедических и лингвистических."

    Кошлань Виктория Валентиновна

    Цель: познакомить учащихся со словарями нового вида.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Знать

    ·         предмет изучения лексики;

    Уметь

    ·         работать со словарями.

    Регулятивные:

    Обнаруживают и формулируют учебную проблему.

    Познавательные: объясняют языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования гласных и согласных звуков.

    Коммуникативные: организуют учебное взаимодействие в группе, распределяя роли и договариваясь друг с другом.

    Личностные: определение ближайших целей саморазвития, проблемных учебных зон и наиболее заметных достижений.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. О словарях энциклопедических и лингвистических.

    Цель: познакомить учащихся со словарями нового вида.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Знать

    • предмет изучения лексики;

    Уметь

    • работать со словарями.

    Регулятивные:

    Обнаруживают и формулируют учебную проблему.

    Познавательные: объясняют языковые явления и процессы, выявляемые в ходе исследования гласных и согласных звуков.

    Коммуникативные: организуют учебное взаимодействие в группе, распределяя роли и договариваясь друг с другом.

    Личностные: определение ближайших целей саморазвития, проблемных учебных зон и наиболее заметных достижений.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    2. Вступительное слово учителя

    На доске записана пословица. Запишите её и подумайте над её смыслом.

    «Хромое слово – кривая речь» - гласит русская пословица.

    Чтобы хорошо понять прочитанное, чтобы речь была не кривой, а красивой, надо знать много слов, уметь с ними обращаться.

    А вы не задумывались, сколько слов в русском языке?

    Так вот, учёные предполагают, что в русском языке более 500 000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который знал бы все эти слова. А сегодня мы с вами продолжим знакомство с самыми умными и  многознающими книгами. Они помогают нам правильно писать слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Без этих книг трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю.

    Это словари.

    3. Актуализация знаний

    - С какими словарями мы уже знакомились на уроках русского языка? (Орфографический, толковый).

    В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не краснеем, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки.

     «Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс

    Перед вами словари, которые есть в нашей школьной библиотеке. (Выставка словарей, прокомментировать).

    На ваших столах лежат словари уже известные вам и карточки с заданиями. Для начала мы должны угадать слово, которое нам поможет начать работу.

    Внимание, на доску!

    - Что это…….? (русский  алфавит)

    - Как вы думаете, почему алфавит поможет нам в  работе? (ответы учащихся)

    - Да вы, действительно, правы.

    4. Работа над новым материалом.

    К какому словарю надо обратиться для того, чтобы правильно написать слово «АЛФАВИТ»?

    - Вспомним («орфос»-правильный, «графос»- пишу )

    - Найдите это слово в словаре, прочитайте.

    - В орфографическом словаре мы проверяем правильность написания слова.

    - Исходя из того, что («орфос» - правильный, «эпос» -речь). Что мы будем проверять в орфоэпическом словаре?

    - Что значит правильно произнесённое слово? (

    - Это значит правильно поставленное ударение, правильно произнесённые звуки.

    Орфоэпический словарь помогает нам в этом.

    Так как же правильно АЛФАВИТ или АЛФАВИТ? –

    А для чего служит толковый словарь? (ответы) 

    Теперь давайте заглянем в толковый словарь (вылетает название «толковый словарь») и найдём  толкование слова АЛФАВИТ 

    Проверьте (вылетает толкование слова). Запишите.

    А как вы думаете можно ли подобрать синонимы к слову «Алфавит»? Если заглянуть в  словарь синонимов, выясняется, что это АЗБУКА

    Пользуясь словарём пословиц и поговорок, можно подобрать пословицы к слову алфавит и азбука.

    - Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки избавят нас от скуки.

    - Как вы понимаете смысл этой пословицы.

    Фразеологический словарь — словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.

    Запретный плод сладок. Составить предложение с фразеологизмом.

    6. Рефлексия.

    На каждой парте помимо словарей, есть карточки с названиями словарей (на карточках определённого цвета написаны названия словарей, это позволяет провести фронтальную проверку)

    Попробуйте правильно ответить на вопросы, посовещайтесь  

    Каким словарём будете пользоваться, если:

    Только затрудняетесь в написании какого-либо слова (орфографический словарь).

    Вам нужно узнать толкование, какого либо слова (толковый словарь).

    Вам нужно узнать, как правильно ставится ударение, произносится слово (орфоэпический словарь).

    Вам нужно объяснить смысл той или иной пословицы (словарь пословиц и поговорок).

    А теперь ещё раз давайте вспомним алфавит. Возьмите листок голубого цвета. Переверните его  (детям предлагается алфавит с пропущенной буквой).

     Среди 33 букв алфавита, помещённых в круг, одна пропущена. Какая? Впишите её в свободный фрагмент. Посовещайтесь. Проверьте.

    Вам предлагаются слова, пользуясь словарём,  нужно правильно записать, поставить ударение и произнести эти слова.

    Звонит, документ, жалюзи.

    -  ХVI век вошёл в историю как век мореплавателей, открытий, флибустьеров (выскакивает на слайде слово ФЛИБУСТЬЕР)

    А сейчас воспользуйтесь толковым словарём русского языка и объясните значение слова «Флибустьер»

    Дети зачитывают значение слова. Найдите в словаре синонимы слова.

     (Пират, разбойник, флибустьер)   

    8. Задание для любознательных.

    Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить 1 монету.

    Как называлась монета?

    И какому источнику информации она подарила своё название?

    Соберите слово. Детям выдаются карточки с буквами «Г», «А», «З», «Е», «Т», «А» (газета- название венецианской монеты)

    9. Работа в командах - Предлагаю выполнить следующее задание

    У вас в конверте находятся слова, из которых надо составить пословицу.

     Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь (с. 132).

     Лучше оступиться, чем оговориться (с.133).

    Умные речи приятно и слушать (с. 135).

    - Воспользуйтесь словарём пословиц и поговорок. Пролистайте его и подумайте, как можно найти значение той или иной пословицы. Каков смысл ваших пословиц?

    10. Итог занятия.

    - Что нового сегодня узнали на занятии?

    С чем познакомились?

     Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с некоторыми из них. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с С.Я.Маршаком

     Усердней каждый день смотрю в словарь:

    В его столбцах мерцают искры чувства.

     В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

    Держа в руке свой потайной фонарь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

    Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности педагога Евстафьевой И.С Тема: « Сувениры»

    Тема: « Сувениры» Целеполагание: Обучающий аспект: Историческая справка. Закрепить представление детей о сувенирах, знания о происхождении и изготовлении сувениров. Познакомить детей с технологией изг...

    Конспект занятия по хореографии "Организация сценического общения и взаимодействия учащихся разных возрастных групп в процессе постановки массового сюжетного танца"

    Конспект занятия по хореографии, в процессе которого решаются задачи нравственного воспитания учащихся и культуры поведения в жизни и на сцене путём организации сценического общения и взаимодейст...

    Конспект занятия кружка ОПК по теме: "Грех и покаяние царя Давида"

    Конспект занятия  кружка  ОПК по теме: "Грех и покаяние царя Давида"...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

    Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...