Рабочая программа "Русский язык 1-4 классы"
рабочая программа по русскому языку на тему

Ватутина Алла Николаевна

Рабочая программа "Русский язык 1-4 классы" к УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1-4.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Принято»

на педагогическом совете МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

Протокол №    от _________               2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

__________ / Грачева Т.И.

   ______________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

__________ / Даньшина Г.П.

Приказ __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 – 4 КЛАССЫ

                                                        Программу составили учителя начальных классов:

Межакова Н.П., высшая квалификационная категория,

                                                            Ватутина А.Н., первая квалификационная категория

с. Пристень

2017 год

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» 

1 класс

  К окончанию 1 класса обучающийся научится:

 основным сведениям о языке, изученных в 1 классе; о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения. Знать смысл понятий: речь устная и письменная. диалог; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.

 Обучающийся получит возможность научиться:

аудирование

  • понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

фонетика и графика

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги;
  • не смешивать звуки и буквы;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • выполнять звуко-буквенный разбор слов;

орфоэпия

  • правильно произносить гласные и согласные, их сочетания в составе слова;
  • использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;
  • работать с орфоэпическим словарём;

лексика

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
  • пользоваться толковым словарём;

морфология

  • квалифицировать слова как слова – названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов;
  • образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;

синтаксис

  • читать предложение, соблюдая интонацию в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

орфография

  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • правильно писать слова с непроверяемыми согласными;
  • пользоваться орфографическим словарём;

пунктуация

  • обосновывать выбор знаков препинания;

связная речь

  • определять тему и основную мысль текста;
  • составлять постой план текста.

 Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
  • получения знаний по другим учебным предметам.

2 класс

 К окончанию 2 класса обучающийся научится:

осознавать язык как основное средство человеческого общения; воспринимать русский язык как явление национальной культуры; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, называть буквы русского алфавита; признаки гласных и согласных звуков; определять гласные звуки, ударные и безударные; согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие; правила переноса.

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
  • умение проверять написанное;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы: язык, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.

 Каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35 – 45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам; обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком; писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных; писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; правильно обозначать парные звонкие и глухие согласные в конце слов и безударные гласные в двусложных словах; писать слова с удвоенными согласными буквами, с разделительным мягким знаком, с непроверяемыми написаниями по программе 2 класса; писать раздельно предлоги со словами; производить фонетический разбор: делить  слова на слоги, определять ударные гласные звуки в словах, а также последовательность звуков и букв; правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять, что эти слова обозначают: предмет, признак предмета или действие предмета; различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?; устанавливать связь слов в предложении, состоящем из 3 – 4 слов; выделять подлежащее и сказуемое; составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам; употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить знаки препинания в конце предложений; определять тему текста и озаглавливать его в зависимости от темы; делить сплошной текст на предложения (3 – 4 предложения); устанавливать смысловую связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей); составлять и записывать текст из 3 – 5 предложений на заданную или самостоятельно выбранную тему; при записи теста использовать красную строку.

3 класс

К окончанию 3 класса обучающийся научится:

делать представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

развивать чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

развивать чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознавать себя носителем этого языка;

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка; развивать интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; формировать мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

 Обучающийся получит возможность научиться:

определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. Осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника); пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.). Осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность использования слов в тексте; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; размышлять над этимологией некоторых слов-названий. Приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

различать изменяемые и неизменяемые слова; узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёти др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами. производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;наблюдать над словообразованием частей речи;замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. Устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; выделять в предложении основу и словосочетания; находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. применять правила правописания:

соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

запятая при обращении;

запятая между частями в сложном предложении;

безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

4 класс

В результате изучения курса «Русский язык» выпускник 4 класса научится:

Раздел  «Фонетика и графика»

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации

        Выпускник получит возможность научиться:

 проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов

Раздел «Орфоэпия»

            Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи

и оценивать соблюдение этих  норме речи собеседников;

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно или обращаться за помощью

Раздел «Состав слова ( Морфемика )»

            Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

             Выпускник получит возможность научиться:

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом; оценивать правильность поведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

                Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения ;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

                Выпускник получит возможность научиться:

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тесте слов в  прямом и переносном значении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

              Выпускник научится:

определять грамматические признаки имён существительных - род, число, падеж, склонение;

определять грамматические признаки имён прилагательных - род, число, падеж;

определять грамматические признаки глаголов - число, время, род( в прошедшем времени), лицо(в настоящем и будущем времени), спряжение.

            Выпускник получит возможность научиться:

Проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

 Раздел «Синтаксис»

                 Выпускник научится:   

 различать предложение,  словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные /вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

          Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения-определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения(по членам предложения, синтаксический),оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

                 Выпускник научится:  

применять правила правописания;

определять написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;

писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный тексты, находить и справлять орфографические и пунктуационные ошибки.  

               Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать

орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия « Развитие речи»

             Выпускник научится:  

оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

            Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями, и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным и с назначением, задачами, условиями общения;

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.

II. Содержание учебного предмета «Русский язык»

1 класс

Распределение учебного времени на различные виды программного материала для обучающихся 1 класса

Наша речь (2 ч)

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

Текст, предложение, диалог (3 ч)

Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.

Диалог.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Слова, слова, слова … (4 ч)

Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

Слово и слог. Ударение (6 ч)

Слово и слог (2 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).

Перенос слов (2 ч)

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.

Ударение (общее представление) (2 ч)

Способы выделения ударения.

Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (34 ч)

Звуки и буквы (2 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело.

 Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). Слова с удвоенными согласными

Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Согласные звонкие и глухие (5 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

 Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Шипящие согласные звуки (5 ч)

Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.

Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

 Слово с непроверяемым написанием: девочка.

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Слово с непроверяемым написанием: машина.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».

Заглавная буква в словах (3 ч)

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Повторение изученного (1 ч)

2 класс

Наша речь (3 ч.)

Виды речи

Диалог и монолог

Текст (4ч.)

Текст

Части текста

Предложение (12ч.)

Предложение

Члены предложения

Слова, слова, слова… (18ч.)

Слово и его значение

Синонимы и антонимы

Однокоренные слова

Слог. Ударение. Перенос слова.

Звуки и буквы (59ч.)

Звуки и буквы.

Русский алфавит, или Азбука.

Гласные звуки

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Согласные звуки (повторение и углубление представлений)

Согласный звук [й], и буква «и краткое»

Слова с удвоенными согласными

Твёрдые  мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Мягкий знак

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Звонкие и глухие согласные звуки

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Разделительный ь

Части речи (58ч.)

 Части речи-2ч.

Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Имя существительное (19ч.)

Имя существительное как часть речи

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Собственные и нарицательные имена существительные

Число имён существительных

Обобщение знаний об имени существительном

Глагол (12ч.)

Глагол как часть речи (общее представление)

Число глагола

Правописание частицы НЕ с глаголом

Обобщение знаний о глаголе

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Имя прилагательное (13ч)

Имя прилагательное как часть речи

Единственное и множественное число имён прилагательных

Обобщение знаний об имени прилагательном

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных

Местоимение (4ч)

Местоимение (личное) как часть речи

Текст – рассуждение

Предлоги (6ч.)(6ч.)

Предлоги

Повторение (16ч)

Повторение

3 класс

Язык и  речь (2ч.)

Наша  речь и наш язык. Виды речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку(1ч)

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения(1ч)

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.)

Текст (1ч)

Типы текстов(1ч)

Предложение(1ч)

Виды предложений по цели высказывания(2ч)

Виды предложений по интонации(1ч)

Предложения с обращением. Развитие речи. Обучающее изложение(1ч)

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения(2ч)

Простое и сложное предложения(2ч)

Словосочетание. Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» (2ч)

Проверочная работа(диктант) по теме «Предложение»(1ч)

Слово в языке и речи (19ч.)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова(1ч)

Синонимы и антонимы (1ч)

Омонимы(1ч)

Слово и словосочетание (1ч)

Фразеологизмы (1ч)

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста(1ч)

Части  речи Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т Хруцкого «Цветы и плоды»(1ч)

Имя существительное(1ч)

Имя прилагательное(1ч)

Глагол (1ч)

Имя числительное как часть речи. Проверочная работа(1ч)

Однокоренные слова(1ч)

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки(1ч)

Звуки и буквы. Согласные звуки(1ч)

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак(1ч)

Развитие речи. Изложение повествовательного  текста по вопросам или коллективно составленному плану(1ч)

Обобщение и закрепление изученного (1ч)

Проект «Рассказ о слове»(1ч)

Контрольная работа (проверочный диктант) по теме «Слово в языке и речи»(1ч)

Состав  слова (16ч.)

Что такое корень слова? (1ч)

Как найти в слове корень?(1ч)

Сложные слова(1ч)

Формы слова. Что такое окончание? (2ч)

Как найти в слове окончание?(1ч)

Приставка. Общее понятие(1ч)

Как найти в слове приставку?(1ч)

Значения приставок(1ч)

Что такое суффикс?(1ч)

Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов (1ч)

Развитие речи. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе» (1ч)

Основа слова. Обобщение знаний о составе слова (1ч)

Проверочная работа (диктант) по теме «Состав слова» (1ч)

Работа над ошибками.  Обобщение знаний о составе слова (1ч)

Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного характера. Проект «Семья слов» (1ч)

Правописание частей слова (29ч.)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне(4ч)

Правописание слов с парными по глухости-звонкости  согласными на конце слов и перед согласными  в корне(4 ч)

Развитие речи. Обучающее изложение (1ч)

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (3 ч)

Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч)

Развитие речи. Составление  текста по репродукции В.М.Васнецова «Снегурочка»(1 ч)

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» (1ч)

Правописание суффиксов и приставок(3 ч)

Правописание предлогов и приставок (2 ч)

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (1ч)

Разделительный твёрдый и мягкий знаки (3 ч)

Развитие речи. Обучающее изложение(1ч)

Контрольная работа  по теме «Правописание частей слова»(1ч)

Проект «Составляем орфографический словарь» (1ч)

        Части речи (76ч.)

Части речи (1ч)

Имя существительное (30ч.)

Имя существительное. Значение и употребление имен существительных в речи (1ч)

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные(1ч)

Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану(1ч)

Собственные и нарицательные имена существительные(1ч)

Проект «Тайна имени»(1ч)

Число имён существительных(2ч)

Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти(1 ч)

Род имён существительных( 2ч)

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (2ч)

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин (1ч.)

Падеж имён существительных. Изменение имён существительных по падежам (2ч)

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»(1ч)

Именительный падеж(1ч)

Родительный падеж(1ч)

Дательный падеж(1ч)

Винительный падеж(1ч)

Творительный падеж(1ч)

Предложный падеж(1ч)

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа (1ч)

Все падежи(2ч)

Обобщение знаний(1ч)

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»(1ч)

Проверочный диктант по теме «Имя существительное»(1ч)

Проект «Зимняя страничка»(1ч)

Имя прилагательное (19ч)

Повторение и углубление представлений об  имени прилагательном (2ч)

Роль прилагательных в тексте (1ч)

Текст-описание (2ч)

Развитие речи. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» (1ч)

Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных (2ч)

Изменение имен прилагательных по родам (2ч)

Число имен прилагательных (1ч)

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям (1ч)

Падеж имен прилагательных (1ч)

Изменение имен прилагательных по падежам (1ч)

Обобщение знаний об имени прилагательном (2ч)

Развитие речи. Отзыв по картине А.А.Серова  «Девочка с персиками» (1ч)

Контрольная работа (тестирование) по теме «Имя прилагательное» (1ч)

Проект «Имена прилагательные в загадках» (1ч)

Местоимение (5ч)

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, единственного и множественного числа (1ч)

Изменение личных местоимений по родам (1ч)

Морфологический разбор местоимений (1ч)

Контрольная работа по теме «Местоимение»(1ч)

Развитие речи. Составление письма (1ч)

Глагол (21ч.)

Значение и употребление глаголов в речи(3ч)

Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам (1ч)

Неопределенная (начальная)  форма глагола(2ч)

Число глаголов . Изменение глаголов по числам (1ч)

Развитие речи. Составление предложений ( с нарушенным порядком слов), их запись (1ч)

Времена глаголов (2ч)

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов(1ч)

Изменение глаголов по временам(1ч)

Развитие речи. Выборочное подробное  изложение повествовательного  текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану (1ч)

Род глаголов в прошлом времени(2ч)

Правописание частицы НЕ с глаголом(2ч)

Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Проверочная работа(1ч)

Контрольный диктант по теме «Глагол»(1ч)

Текст-повествование и роль в нём глаголов(1ч)

Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» (1ч)

Повторение (14ч)

Части речи (1ч)

Развитие речи. Обучающее изложение(1ч)

Обобщение изученного о слове, предложении (1ч)

Правописание окончаний имен прилагательных(1ч)

Правописание приставок и предлогов(1ч)

Правописание безударных гласных

Правописание значимых частей слов

Итоговый контрольный диктант по теме «Части речи»

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова

Развитие речи. Обучающее изложение

Текст. Развитие речи. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

Комплексная итоговая  контрольная работа  «Мои достижения»

КВН «Знатоки русского языка»

4 класс

Повторение 12ч

Язык и речь

Наша речь и наш язык.    

Формулы вежливости

Текст.

Текст. Признаки текста

Тема, основная мысль, заголовок. Связь между частями текста.

План. Типы текста(повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Построение текста.

Предложение  8ч

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Виды предложений по интонации ( восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.

Диалог. Предложения с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

 Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения. Предложение с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении.

 Простые и сложные предложения.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи 18ч

Лексическое значение слова.  Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы, омонимы.

Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов. Ознакомление со словарём иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.

Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Части речи.

Обобщение знаний о частях речи.

Наречие.

Роль наречий в предложении(второстепенный член предложения)

Состав слова

Состав слова.

Распознавание значимых частей слова.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе  

Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.

Упражнение в правописании приставок и суффиксов, раздельных твёрдого и мягкого знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава   

Имя существительное 44ч

Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имён существительных.

 1-е склонение имён существительных.

 2-е склонение имён существительных.

 3-е склонение имён существительных.

 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения в единственном числе.

 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения в единственном числе

 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения в единственном числе.

 Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных (общее представление)

 Обобщение знаний по теме:«Склонение имен прилагательных в мужском роде в единственном числе».

Склонение имен прилагательных в среднем роде в единственном числе.

Обобщение знаний по теме: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей».

Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом  в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте;).

Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных без предлога в речи.

Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи .

Склонение имен существительных во множественном числе.

 Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

 Форма именительного  падежа множественного числа (инженеры, учителя, директора)

Правильное употребление в речи формы именительного падежа множественного числа.

Форма родительного  падежа множественного числа

 Правильное употребление в речи формы родительного падежа множественного числа.

Обобщение знаний по теме: «Формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок)

Имя прилагательное 30ч

Имя прилагательное как часть речи.

 Связь имен прилагательных с именем существительным.

 Распознавание имен прилагательных по общему лексическому значению.

Изменение имен прилагательных по числам.

Изменение имен прилагательных  в единственном числе по родам.

Изменение имен прилагательных в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском роде в единственном числе

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского рода в единственном числе.

Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях

Употребление в речи прилагательных-синонимов.

Употребление в речи прилагательных-антонимов, паронимов.

 Местоимение 8ч

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

Правописание падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи

Глагол 36ч

Глагол как часть речи

Распознавание глаголов по общему лексическому значению.

Изменение глаголов по временам

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределённая форма глагола. Словарный диктант.

Образование временных форм от неопределённой формы глагола.

Возвратные глаголы(общее представление).

Закрепление навыка рациональных способов соединений букв в небольших текстах при несколько ускоренном письме.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении.

Употребление в речи глаголов - синонимов.

Употребление в речи глаголов - антонимов

Употребление при глаголах имён существительных в нужных падежах с предлогами и без предлогов

Связная речь

Изложение (сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изложение (подробное) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изложение по картине.

Сочинения (письменные) по сюжетному рисунку, серии рисунков, по заданной теме и собственному выбору.

Сочинения (устные) по сюжетному рисунку, серии рисунков, по заданной теме и собственному выбору.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности. Словарный диктант.

Повторение-14ч.

Текст. Виды текстов

Повторение по теме: «Предложение»

Повторение по теме: «Состав слова»

Части речи

Повторение по теме: «Имя существительное»

Повторение по теме: «Имя прилагательное»

Повторение по теме: «Местоимение»

Повторение по теме: «Глагол»

Повторение по теме: «Наречие»

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела

1 класс

Русский язык. Модуль «Обучение грамоте»

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Добукварный  период

17 часов

2

Букварный период

67 часов

3

Послебукварный период

20 часов

Резерв

11 часов

Итого:

115 часов

На обучение грамоте выделяются часы учебного времени по русскому языку 115 ч. Послебукварный период: уроки письма в послебукварный период – 20 ч. (планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.)

Русский язык (50 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Наша речь

2 часа

2

Текст, предложение. Диалог

3 часа

3

Слова, слова, слова…

4 часа

4

Слово и слог. Ударение

 6 часов

5

Звуки и буквы

34 часа

6

Повторение

1 час

Итого:

50 часов

2 класс

Русский язык (170 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Наша речь

3 часа

2

Текст

3 часа

3

Предложение

11 часов

4

Слова, слова, слова…

18 часов

5

Звуки и буквы

 60 часов

6

Части речи

57 часов

7

Повторение

18 часов

Итого:

170 часов

3 класс

Русский язык (170 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Язык и речь

 2 часа

2

Текст. Предложение. Словосочетание.

14 часов

3

Слово в языке и речи

17 часов

4

Состав слова

47 часов

5

Части речи

75 часов

6

Повторение

15 часов

Итого:

170 часов

4 класс

Русский язык (170 ч)

№ п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1

Повторение

 11 часов

2

Предложение

 9 часов

3

Слово в языке и речи

21 часов

4

Имя существительное

39 часов

5

Имя прилагательное

30 часов

6

Личные местоимения

8 часов

7

Глагол

34 часа

8

Повторение

18 часов

Итого:

170 часов

Список приложений к рабочей программе:

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

Приложение 2. Формы и средства контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса . УМК «Английский язык», 4 класс, С.Г Тер-Минасова

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса Срок реализации программы: 1 годУМК «Английский язык», 4 класс,авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной,Москва Ак...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК «Английский язык. Brilliant» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 3 класса общеобразовательных учреждений

Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики препо...