Урок русского языка в 4 классе "Окончания прилагательных мужского рода в И.п и В.п"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Сокиркина Елена Николаевна
познакомить учащихся с окончаниями прилагательных м.р. в И .п. и В .п., с тем, что они имеют одинаковый набор окончаний: под ударением – -ой, без ударения – -ый, -ий; научить пользоваться таблицей на с. 104–105 при написании падежных окончаний прилагательных разных родов; совершенствовать умения находить в тексте словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять род, число, падеж прилагательных, правильно писать их окончания и различать И.п. и В.п. И умения разбирать слова по составу; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость,память, умение находить логическую закономерность, правописание парных согласных по звонкости/глухости на конце слова , ≪безударный гласный в корне слова≫; воспитывать чувство коллективизма, доброго отношения к товарищам и к окружающему миру, прививать любовь к природе, животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._russkiy_yazyk_4_klass.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ — средняя общеобразовательная школа 15 им. М.В.Гордеева г.Орла

УРОК   

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« Окончания прилагательных мужского  рода в И.п. и В.п.»

ПНШ

4 «Б» КЛАСС

     

Учитель: Е.Н.Сокиркина

Тема: Окончания прилагательных мужского  рода в И.п. и В.п.

Цель:  познакомить учащихся с окончаниями прилагательных м.р.  в И .п. и В .п., с тем, что они  имеют одинаковый набор окончаний: под ударением – -ой, без ударения – -ый, -ий;  научить пользоваться таблицей на с. 104–105 при написании падежных окончаний прилагательных разных родов; совершенствовать умения  находить в тексте словосочетания сущ. + прил., определять род, число, падеж прилагательных, правильно писать их окончания и различать И.п. и В.п. И умения разбирать слова по составу; развивать  речь учащихся, орфографическую зоркость,память, умение находить логическую закономерность, правописание парных согласных по звонкости/глухости  на конце слова , безударный гласный в корне слова;  воспитывать чувство коллективизма, доброго отношения к товарищам и к окружающему миру, прививать любовь к природе, животным.

Ход урока:

- Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас  чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие.... При этом вам надо быть очень внимательными.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

-А сейчас работа в группах «Мозговой штурм»- всё ли верно?:

  1-я группа: И.п.-кто?что?

                     Р.п.-кого? чего?

                     Д.п.-кому?чему?

                     В.п.-кого?  чего?     (что?)

                     Т.п.-кем?чем?

                     П.п.-о ком?о чём?

Что лишнее?

2-я группа: облако, дерево, яблоко, цветочек, окно, повидло.

3-я группа: помидор, облако, месяц, хвост, звонок, журнал.

Индивидуальная работа  у доски. (слова написаны на доске)

- Вставьте пропущенные буквы.

Н.чной, в .сенний, цв.ток, з.лёный .

(В словах пропущены безударные гласные).

- Как проверить безударную гласную?


-Прочитайте слова, которые записаны на доске. (Ночной,весенний, цветок, зеленый).

- Что вы заметили?

- Что вы можете сказать об этих словах?

(Это имена прилагательные м.р., ед.ч., а одно слово «лишнее» -цветок это им. существительное). (Стереть слово цветок.)

-Какое слово подойдёт к данной схеме? (схема вывешивается на доску)    Зелёный.

-Как называются части этого слова? (корень и окончание)

-Что такое окончание? (изменяемая часть слова)

- Давайте вспомним все, что знаем об имени прилагательном. ( Имя прилагательное часть речи, которое обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?)

Минутка чистописания.

- Я тетрадь сейчас открою, И как надо, положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.


-
Напишите каллиграфическим почерком окончание слов: Ночной,весенний, зеленый. Написать всю строку. ( ой, ий, ый )

-Составьте предложение с одним из прилагательных.  (Несколько учеников отвечают)

-Давайте запишем предложение Димы. -Дима, а ты запиши своё предложение на доске. (Весенний ветер дул в окно)

-А теперь...- «Молчанка». Определите род имён существительных (учитель показывает указкой слово -сущ., а ученики поднимают карточки с родом).ветер-м.р., окно-ср.р.

- А теперь определите падеж сущ. (ветер -И.п., в окно- В.п.)

-А какие окончания имеют им.сущ.И.п.   м.р.? (-а,-я, нулевое); ср.р.? (-о,-е).

-                                                         В.п. м.р.? (-у,-ю,-я, нулевое);ср.р.? (-о,-е)

-А можем ли мы определить, какие окончания пишутся у имён прилагательных м.р. и ср.р. в И.п. и В.п.? (Да ...Нет)

-А как ты это определил?

-Что тебе помогло? (Что, кто нам поможет? Учебник, друг, учитель)

-Какая тема урока? (Окончания прилагательных мужского  рода в И.п. и В.п.)

-Проверьте себя по учебнику, правы ли вы?

-Какую цель поставим перед собой на уроке?

-Ребята, но сегодня мы познакомимся только с окончаниями прилагательных м.р. в И.п. и В.п.

Работа над новым материалом

  1. Учитель читает слова Маши. (стр.108)  
  2. Проверка по таблице.
  3. Чтение учащимися правила. (сначала знакомятся самостоятельно, а затем читает ученик вслух)

Физминутка.

-Я называю СС. Если у им. прилагательного окончание ударное, то вы хлопаете в ладоши. Если безударное, то вы топаете ногами.

Молодой дубок
высокий забор
широкий двор
больной зуб
лесной городок
умный ребёнок
дружный класс

Работа по учебнику.

Стр.110, 123.

Самостоятельно выполняют  в тетрадях.

Проверка.(ученик объясняет с места, остальные проверяют у себя в тетрадях)

Закрепление.

На доске записаны слова:

Руч.ёк, лё., сне., (под)снежник.

-Задания будете выполнять на выбор:

1-я группа: списать слова, вставив пропущенные буквы, обосновать свой выбор.

2-я группа: записать словосочетания с данными словами состоящие из им.сущ.+им.прилаг.

Проверка.

-Итак, дети, встаньте те, кто выполнял 1-е задание. А вы, 2-я группа, проверяйте, правильно ли вы записали данные слова.

-Какую букву написали?

-Почему?

-Найдите её в классе.

- А теперь послушаем 2-ю группу. Прочитайте свои СС.

-Давайте составим предложение, чтоб им.прилагательное из составленных СС стояло в И.п. (запись на доске и в тетрадях)

Бежит по дороге говорливый ручеёк.

Звучит музыка. -Прислушайтесь...... Закройте глаза...... Постарайтесь услышать как бежит ручеёк....

-Назовите им.прилаг. в предложении. Какое окончание написали?-ый. Почему?(У прилаг. м.р. в И.п. без ударения пишется окончание -ый).

-А теперь составим предложение, чтоб им.прилаг. стояло в В.п. (запись на доске и в тетрадях)

Я видел в лесу голубой подснежник.

Звучит музыка.

-Назовите им.прилаг. в предложении. Какое окончание написали?-ой. Почему?(У прилаг. м.р. в В.п. под  ударением пишется окончание -ой).

-Давайте устно составим такое предложение, чтоб у им.прилаг. было окончание -ий. -Какое СС подойдёт?

Тонкий лёд плывёт по реке.

-А теперь измените предложение, чтоб прилагательное тонкий было в В.п.

Ребята видели тонкий лёд.

-Продолжите мои фразы:

На уроке я узнал …
Я понял …
Затрудняюсь …
Мне понравилось …
Я хотел бы…

Итог урока.


-
Поработали отлично,
Завершается урок.
И, конечно, без сомненья,
Подвести пора итог.

-На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные м. р. в форме ед.ч. в И.п. и В.п.? ( какой? Под ударением пишется окончание -ой, без ударения -ый, -ий )

Дома вы ещё раз прочитаете на стр.108 правило, которое держит Летучая мышь.

- Молодцы, ребята! Сегодня все работали очень хорошо. …..за работу на уроке получают........

 

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Урок русского языка."Склонение имён прилагательных женского рода

Презентация к уроку русского языка "Склонение имён прилагательных женского рода" 4 класс с использованием регионального компонента...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...

Конспект урока русского языка "Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

Цель деятельности учителя: формирование умения распознавать падежи имён прилагательных и навыка правописания окончаний прилагательных в родительном падеже; совершенствование умения правильно писать бе...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж"

Короч лучше док скачайте, так рил проще хдЯ даже презенташку добавил  Мне хочется еще чего-нибудь написать ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°) ( ͡° ͜ʖ ͡°)...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода" 3 класс

Цели деятельности учителя:- развитие умения выделять окончания и определять их родочисловую принадлежность;-формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.  Планируемые результат...

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование умения определять  окончания имён прилаг...