Главные вкладки

    "Дорогою добра"- урок русского языка в 4 классе.
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Кузнецова Ольга Хабибулловна

    Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

    Л. Н. Толстой

    Пословицы и поговорки о добре и зле учат делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их.

    Урок русского языка в 4 классе

    Название урока: «Дорогою добра»

    Тема урока: Три типа склонения  имен существительных. 

    Тип урока:закрепление пройденного

    Цель урока:

    Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моделированию знаний о добре и зле в рамках темы «Три типа склонения  имен существительных»и использованию данного знания в собственной деятельности

    Планируемые результаты:

    Метапредметные:

    Формирование умения ставить учебную задачу;

    Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Формирование умения управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку его действий;

    Формирование умения работать в группах

    Предметные:

    совершенствовать навыки безошибочного и осознанного распознавать типы склонения имен существительных.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    - развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

    Коммуникативные УУД:

    - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

    - уметь взаимодействовать в парах, в группах

    Регулятивные УУД:

    - уметь планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность

    Методы:словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

    Форма работы:коллективная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах

    Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, приемы технологии развития критического мышления

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе

    Название урока: «Дорогою добра»

    Тема урока: Три типа склонения  имен существительных.  

    Тип урока:закрепление пройденного

    Цель урока:

    Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моделированию знаний о добре и зле в рамках темы «Три типа склонения  имен существительных»и использованию данного знания в собственной деятельности

    Планируемые результаты:

    Метапредметные:

    Формирование умения ставить учебную задачу;

    Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Формирование умения управлять поведением партнера через контроль, коррекцию и оценку его действий;

    Формирование умения работать в группах

    Предметные:

    совершенствовать навыки безошибочного и осознанного распознавать типы склонения имен существительных.

    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

    - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    - развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

    Познавательные УУД:

    - ориентироваться в своей системе знаний;

    - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

    Коммуникативные УУД:

    - уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других

    - уметь взаимодействовать в парах, в группах

    Регулятивные УУД:

    - уметь планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность

    Методы:словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

    Форма работы:коллективная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах

    Технологии: личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, приемы технологии развития критического мышления

    Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

    Л. Н. Толстой

    Пословицы и поговорки о добре и зле учат делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их.

    Ход урока

    1.Организационный момент   Психологический настрой

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожмите руки, передайте частичку своего тепла другому и пожелайте хорошего рабочего настроения на весь учебный день. Я тоже желаю всем успехов  в работе.

                                            Слайд №1

    2. Эмоциональный настрой учащихся.                           Слайд №2

    Сегодняшний урок мы начнем с притчи.

    Притча о двух волках

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

    — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

    Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

    А какой волк в конце побеждает?

    - ???(Дети высказывают свои предположения)

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

    — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    - Как вы считаете, о чём эта притча?

    Пед: В каждом человеке в  какой-то мере присутствует и добро и зло, и какое из этих качеств человек  будет воспитывать в себе, таким он и будет. Сегодня на уроке мы пойдем к знаниям дорогою добра.

                                                       Слайд №3

     В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

    3. Минутка чистописания.        Слайд №4

    - Ребята, откройте тетради и напишите число, классная работа.

    -Сегодня мы отрабатываем высоту буквы Дд и правильное соединение буквы д  с буквой о. Какое это соединение? (нижнее)

    В древней азбуке буква «Д» означала «Добро». Еще с древности к словам вежливости и доброты народ всегда относился по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». И поэтому уже много лет люди собирают и хранят народную мудрость пословицы и поговорки о добре в русском народном фольклоре

    4. Проверка д\з. Прочитайте пословицы, которые вы подобрали дома, называя имена существительные с указанием падежа.

    5. Постановка темы и целей урока.            Слайд №5

    Мы уже многое знаем об имени существительном. На прошлом уроке мы сделали еще одно открытие? (Научились определять склонение)

    Какова цель нашего урока? Цель: Сегодня мы продолжим определять падежи имен существительных и тип их склонений, будем развивать орфографическую зоркость, внимание, нашу речь, а также.

                                               Слайд №6

    Повторим все признаки существительных, с которыми мы знакомы. Назовите постоянные признаки имен сущ-ных! (Имена существительные имеют род, склонение, бывают неодушевленные, одушевленные.

    Назовите непостоянные признаки имен сущ-ных!  (изменяются по падежам и числам)

    Сколько падежей в русском языке? Назовите их! Что нужно сделать, чтоб определить склонение существительного? (таблица) Сколько типов склонения имеет существительное? Расскажите об их особенностях.

         6. Словарная работа.                                       Слайд №7

    - Вот эти слова принес Дед Буквоед. Но что с ними случилось? (съел буквы)

    Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

    Что интересного вы заметили при списывании. Какие слова являются однокоренными?

    Какое слово среди всех слов лишнее

    Слайд №8

    Спишите слова. Выделите корень.

    1. Письмо по памяти . Слайд №9. Прочитайте стихотворение.

    Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Запишите по памяти.

     Прикоснись ко мне добротой,

    И болезни смоет волной,

    И печаль обойдёт стороной,

    Озарится душа красотой…

                       Слайд №10

    1. Игра «Магнит»

    Как известно магнит имеет свойство притягивать металлические предметы. А наш магнит может притягивать слова.

    1- вариант выписывает положительные качества

    2 -вариант – отрицательные.

    Определить склонение.

    Взаимопроверка в парах . Слайд11.

    1. .Физминутка.

    Кто к нам пришел? Слайд №12 .

    Доктор Айболит. Физминутка.

    а) дыхательная гимнастика

    б) гимнастика для глаз

    в) гимнастика для рук.

    10. Работа в группах.

    1)Решение проблемы. Слайд №13 

    2)» Работа у доски. Игра «Собери цветок  доброты!»

    Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка?  на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие  добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить  эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

    1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота

    2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество

    3.скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, Любовь!

    Молодцы! Все сделали верно!  У нас получился букет из цветов доброты!  Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д.   И любить все живое вокруг!  Вспомните, нас окружает красота, и надо  ее беречь!

    3) Синквейн на выбор

    (склонение, добро, урок)

    11. Знакомство с алгоритмом. Слайд №14

    12.  Подведение итога. Слайд №15.

    14. Рефлексия

    15. Просмотр видеоролика о воде.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Слайд 2

    Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Л. Н. Толстой

    Слайд 3

    Слайд 4

    Сергей Иванович Ожегов

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    определять падежи имен существительных и тип их склонений, развивать орфографическую зоркость, внимание

    Слайд 8

    Постоянные Непостоянные одушевлённые или неодушевленные собственные или нарицательные род склонение число падеж

    Слайд 9

    Слайд 10

    Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? ?чего

    Слайд 11

    Любовь, ненависть, злость, вежливость, доброта, грубость, сострадание, человеколюбие, щедрость, жадность. 1в- положительные качества. 2в – отрицательные качества.

    Слайд 12

    Любовь 3скл ненависть 3скл вежливость 3скл грубость 3скл щедрость 3скл жадность 3скл доброта 1скл злость 3скл человеколюбие 2скл сострадание 2скл

    Слайд 13

    Прикоснись ко мне добротой , И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной , Озарится душа красотой …

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Поставить слово в именительный падеж, единственное число. Определить род имени существительного. Посмотреть на окончание имени существительного. Определить склонение.

    Слайд 19

    Определите часть речи. Определите падеж. Книги учат нас смелост и ( им.сущ., Д.п.) и дружб е (им.сущ., Д.п.). Почему же в словах разные окончания?

    Слайд 20

    Слайд 21


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

    " 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

    Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

    Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

    Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

    Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

    Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

    Технологическая карта к комбинированному уроку русского языка 2 класс "Дорога к мудрецам"

    Эта технологическая карта урока русского языка, на котором  "мудрецы" Ломоносов , Ибн Сина, Аристотель помогают ребятам понять  тему  "Синонимы и антонимы". Мудрецы готовятся  зара...

    Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

    Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...