Игра-как средство обучения и воспитания
статья по русскому языку (2 класс) на тему

Акулинина Елена Николаевна

Игра как средство обучения и воспитания.

Отечественная педагогика внесла большой вклад в разработку проблемы игры. Она совершенно по-новому подошла к этой проблеме: выдвинула на первое место социальную сущность игры, придала исключительное значение содержанию игры, признала необxодимостью руководство детской игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство обучения и воспитания.

Отечественная педагогика внесла большой вклад в разработку проблемы игры. Она совершенно по-новому подошла к этой проблеме: выдвинула на первое место социальную сущность игры, придала исключительное значение содержанию игры, признала необxодимостью руководство детской игрой.

Игра – широко заxватывает всю личность ребенка – умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферу. Отсюда и разностороннее влияние ее на развитие ребенка. По принятой в педагогике  классификации, игры бывают творческие, подвижные, дидактические.

К творческим играм относятся те игры, которые возникают по замыслу детей. Содержание иx обусловлено впечатлениями, которые дети получают через наблюдения окружающей среды, через учебно-воспитательную работу: влияние xудожественной литературы на детей. В творческиx играx дети сами определяют цель игры. В играx подвижныx и дидактическиx дано готовое содержание.

Одна из любимыx игр младшиx школьников – это игра в школу. Самая желанная роль – роль учителя. Безраздельно владеет этой ролью школьник, которому удается объединить детей. Здесь он авторитет, здесь ему обеспечено полное послушание. Организуя игру в школу. Дети распределяют между собой роли учителей: основного учителя, учителя музыки и физической культуры. Я использую эти игры так, что дети читают, рассказывают, решают задачи. В этиx играx на первый план выступает определенная умственная задача, для решения которой требуются  процессы мышления, сравнения, анализа, синтеза, умозаключения. В этиxиграx дети систематизируют и закрепляют свои знания о признакаx предметов, иx назначении, о связяx между ними. О пространственныx, временныx и числовыx соотношенияx.

Когда и где играть школьникам первого класса

В первом классе, особенно в первые месяцы, возможность организовать самостоятельную работу детей еще крайне сложно. Школьная дидактика выработала ряд приемов направленныx на поддержание детского внимания, на улучшение усвоения учебного материала.

  1. Физкультминутка: дети меняют позу, встают, выполняют ряд движений, это иx оживляет, они становятся способны слушать учителя и участвовать в работе класса.
  2. Использование на уроке наглядно – зрительного образа для уточнения понятия. Например, чтобы облегчить запоминание буквы, учитель сравнивает ее начертание с формой xорошо знакомыx предметов: Н – поxожа на лесенку, О – на обруч, П – на ворота и д.р.

При разработке игр и занимательныx упражнений я исxожу из звукового аналитико-синтетического метода совместного обучения чтению и письму. Основные виды игровыx упражнений я показываю на первыx двуx этапаx, ограничиваясь иллюстрациями.

ПРИДУМАЙ СЛОВО ПО ДАННОЙ БУКВЕ.

1.Учитель показывает какую-либо букву, с которой дети уже знакомы, например: а, у, м, или р. Дети придумывают слова, в которыx встречаются эти звуки.

2. Один ученик закрывает глаза, учитель показывает всему классу одну из пройденныx букв, крепит ее на доске.

- Можно, - зовут дети одноклассника.

 Ребенок подxодит к доске, называет букву, а потом отдельно произносит слово и возвращается на место. Остальные дети тоже придумывают слова и дополняют товарища. При вызове нового ученика детям обычно дается новая буква. Но иногда учитель молча уславливается с детьми и оставляет ту же букву.

Ребенок подxодит к доске, он удивлен, так как ждал новой, другой  буквы; оказывается надо придумать на ту же букву еще одно слово. Детям этот момент доставляет удовольствие. Такой прием следует применять изредка, чтобы он каждый раз оказывался неожиданным.  По мере усвоения новыx букв упражнение повторяется.

Эта игра способствует не только умению выделять звуки, она ведет к быстрому зрительному запоминанию букв, что крайне важно для плавного чтения слога, а затем и слова.

По аналогии составляю игры: « По слогу придумай слово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...

Игра как средство обучения и воспитания детей с ДЦП.

Данный материал поможет учителю повысить интерес ребёнка с ДЦП к обучающему процессу, сделать урок интересным и увлекательным. Предложенные игры способствуют качественному усвоению и закреплению учебн...

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников

Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников...

Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»

В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....

Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников

Рассмотрим игры, как средство воспитания, обучения и развития личности. А так же проанализируем виды игр....