Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»

Игра на начальном этапе обучения детей имеет особую роль. Игра, как модель реальной жизни, даёт детям первый социальный опыт. Воспитание детей младшего школьного возраста через правильные игры способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.

Отказ от игры в младшем школьном возрасте не позволяет решить проблему преемственности между дошкольным и школьным образованием, ведь использование игры в обучении младших школьников помогает выстроить единую линию обучения и развития в детском онтогенезе.

Младший школьник не перестает играть, начав посещать школу. Он с удовольствием играет на перемене и во дворе, дома и даже иногда на уроках. У младших школьников на первый план выступают правила игры. Однако все эти замечания касаются досуга (свободного времени) учащихся начальной школы. Для того чтобы разобраться в проблеме взаимодействия игры с обучением в младшем школьном возрасте, обратимся к анализу их игровой деятельности.

К младшему школьному возрасту ребенок уже должен владеть всеми основными видами игровой деятельности. Правило у младших школьников оказывается ведущим в играх. Это означает, что для учащихся начальных классов при реализации их игр нет необходимости ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в специфическом игровом пространстве. В то же время это предполагает, что за любыми правилами в игре у младших школьников присутствует воображаемая ситуация, которая при необходимости может быть развернута и реализована.

В развитии любого вида игры можно выделить несколько этапов. Так, на самом первом этапе ребенок оказывается способным принять извне воображаемую ситуацию. На втором этапе он уже самостоятельно умеет конструировать и удерживать один из важнейших компонентов игры – воображаемую ситуацию. На третьем этапе ребенок оказывается способным реализовать игру без развернутой воображаемой ситуации. Игра способствует созданию мотивации в обучении и дружеской атмосферы в классе. Именно игра заставляет творчески мыслить, выражать личное мнение, работать в команде и искать решение поставленных задач. Она создает ситуацию, при которой ребенок сам хочет научиться, ведь он находит применение своим знаниям на практике, что является важнейшим условием обучения. Преподаватель в этом случае выступает в роли наставника и помощника.

Игра, состоящая из различных действий и операций, является многофункциональной деятельностью. Функции игры заключены в ее разносторонней полезности и значимости для педагогического процесса. Выделяют следующие функции игр: познавательная, обучающая, воспитательная, развивающая, коммуникативная и диагностическая.

Познавательная функция

И познание, и игру можно охарактеризовать, как активную творческую деятельность, которая направлена на восприятие окружающего мира. В игре дети, расширяя свой кругозор, получают новую информацию о мире. Игра является ареной развития сознательной активности, самостоятельности, настойчивости. Игра формирует интерес к познанию, определяет мотивы деятельности, вырабатывает склонность к постижению нового.

Обучающая функция

Игра, как отмечалось ранее, способствует целостному развитию личности. В процессе игры ребенок формирует умения, накапливает знания, творчески мыслит. Игра при этом способствует усвоению знаний. Многократно была доказана педагогическая эффективность игр, так как они способствуют созданию сильного интереса к науке, помогают обобщить пройденный материал, активизировать мыслительные процессы учащихся. Игра как метод обучения имеет большой потенциал.

Воспитательная функция

В игре дети вырабатывают свои нравственные качества: умение строить взаимоотношения, уважение друг к другу. Игра помогает преодолевать внутреннюю неуверенность, закомплексованность. Происходит формирования трудовых навыков, взаимоотношений и взаимопомощи. Игра дает нам возможность формирования личности ребенка.

Развивающая функция

Развивающая функция игры заключается в формировании и совершенствовании психических процессов человека. Игра способна развить рaзличные стороны личности: нравственные, интеллектуaльные, физические, эстетические.

Коммуникативная функция

Игра подразумевает общение и контакт с другими играющими и потому развивает коммуникативные способности. Общение происходит как между сверстникaми, так и между взрослыми и детьми, таким образом, игра вырабатывает умение подчиняться и подчинять. Содержание игр должно предусматривать воспитaния хороших манер, учить детей культуре общения, в котором вырабатывается позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать.

Диагностическая функция

Диaгностика – это способ изучения, познания внутреннего мира человека. Диагностическая функция игры заключается в том, что она помогает играющему познать себя и свои потенциальные возможности. В процессе игры у педагога есть возможность узнать ребенка поближе, судить о наличии у него фантазии, его коммуникабельности и развитии психических процессов. Игрa раскрывает различные грани личности ребенка, что дает педагогу возможность изучить его и сформировать гуманную направленность детской личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность имеет важнейшую роль в обучении и воспитании младших школьников, так как она способствует личностному развитию учащихся и создает мотивацию к использованию полученных знаний,  а также интерес к изучению нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства...

Статья "Приёмы и методы театральной педагогики как средство развития и воспитания младших школьников"

В статье рассказывается об использовании приёмов и методов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности....

Музейная педагогика как средство обучения и воспитания младших школьников.

Опыт работы  учителя начальных классов ГОУ СОШ № 258 с углублённым изучением физики и химииКолпинского района Санкт - Петербурга  ДАММИ ЕЛЕНЫ ЭЙНОВНЫ...

Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"

Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"....

Статья по теме "Подвижная игра как средство развития выносливости у младших школьников"

В статье затронута проблема развития выносливости у младших школьников и ее решение посредством использования подвижных игр в образовательном процессе...

Статья :Игра в обучении и воспитании младших школьников

Игра занимает важное место в обучении и воспитании младшего школьника. Разберем функции игры и принципы использования игры в обучающем процессе....