Статья «Народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников»
статья по теме

Юшкевич Галина Ильинична

 

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства произведений устного творчества русского народа – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народное творчество

 как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников» 

Юшкевич Г.И., учитель начальных классов,

ГБОУ ООШ №12 пос.Шмидта г.о. Новокуйбышевск

Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, весёлый юмор большинства произведений устного творчества русского народа – всё это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил А.М. Горький.- Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего»

Самарская область по своему фольклору одна из интереснейших областей России, одна из немногих, сохранивших богатейший песенный материал. Фольклор Самарской области отличается большой многожанровостью, в нем нашли свое отражение история и природа нашего края; Волжская вольница и образы исторических героев Степана Разина и Емельяна Пугачева; чувства, чаяния и мудрость народа. Среди жанров устного народного творчества наиболее распространены: сказания, легенды, народные песни, сказки, исторические песни, частушки.   

Издавна  смена времён года отмечалось народным праздником. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник – завивание берёзки (семик), праздник урожая осенью – дожинки (осенины)

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь  к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шелковой травушкой – муравушкой, птиц – пташечками, жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра даю детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина – земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Многие изученные на уроках чтения песни звучали на наших праздниках.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся. Пословицы я использую на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, технологии.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств  у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: Век живи, век учись; Жить – Родине служить; Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы Труд кормит, а лень портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто хорошо трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека».

Одним из видов работы с пословицами, который мы проводим на уроках,  - это распределение пословиц по темам. Дети перечитывают пословицы и отвечают на вопрос: «Что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе?» Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знания о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, добрым, надо любить своих мать и отца.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и др.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.

Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому ученикам предлагаю задания, которые раскрывают особенности языка сказки, например:

1.Как начинается сказка?

2.Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните, что означают выражения: ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир (обильное весёлое угощение)

3.Найдите повторы близких по смыслу слов (жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

4. Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава …(шелковая), лес … (дремучий), народ …(честной), молодец … (добрый), ведьма …(злая).

5. Замените выражения оборотами из сказок: быстро – (во весь дух), никуда не отходит – (ни на шаг).

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Дети работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки.  Во  внеурочной деятельности  разучиваем русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник» и др. И здесь без считалок не обойтись!

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно находили загадки, пословицы, поговорки в Интернете, узнавали у родителей, бабушек, дедушек. В конце изучения раздела я провожу обобщающие уроки – уроки праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования.

Мы провели  следующие фольклорные праздники: Святочные посиделки, Масленица (проводы русской зимы),   праздник Пасхи, Троица.

Святочные посиделки - древняя традиция русского народа. На них приходили отдохнуть, повеселиться. На святках может случиться разное - это известно всем, мало-мальски знакомым со святочными традициями - тут и колядки, тут и посиделки, и веселые игры и угощение.

Начинались святки 7 января в день Рождества Христова, а заканчивались 19 января в День Крещения Господня. На Руси принято было все святочные дни ходить в гости и приглашать гостей к себе. Девушки в это время гадали, а ряженые ходили по домам, пели колядки и получали различное угощение. Если добрый был хозяин – ему пели величальную песню, где желали ему в новом году достатка и здоровья, а если скупился с угощением – ему пелись другие песни, в которых ему желали наоборот, только самого дурного.

Мы провели этот праздник в виде развлечения – деревенских посиделок.

Масленица - один из русских календарных праздников. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Пришёл он к нам из языческой Руси. Масленица - это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке.

Исстари сложилось убеждение, что "не потешишь на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". Поэтому Масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными... На Масленицу было принято "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду". Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые разные, застолья, сжигание соломенного чучела Масленицы - всё это развлечения, происходившие на праздновании Масленицы.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно " на горке" - на какой - нибудь возвышенности.

Празднование Масленицы проходило на свежем воздухе в виде театрализовано -спортивного мероприятия. Проводились  шуточные конкурсы, эстафеты, игры

Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень (см. Троицкая зелень).

В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может «обидеться». Часто Троицкая березка становилась центром народного гулянья Троицкого дня.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки. Зеленые венки венчали обычно головы людей, а местами и животных. В ряде мест в этот день запрещалось рубить и ломать деревья и ветви; разрешалось срубать только обрядовое деревце - выбранную заранее березку. Поэтому крестьяне часто говорили, что в Троицу лес - именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

К празднику Троицы дети готовились очень серьёзно. Праздник получился весёлым – с  хороводами, песнями, играми, конкурсами.

Фольклорные праздники стали  большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

Литература:

  1. Куприянова Л.Л  Русский фольклор: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- М: Мнемозина, 2002
  2. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса начальной школы. – М.: «Мнемозина»., 2003
  3. Хрестоматия  «Русский фольклор» – М.: изд. Дрофа, 2008
  4. Имена. Штрихи к портретам. 150-летию Самарской губернии посвящается / Ред.- сост. Малько А., Малько В.- изд-во «НИКА», 1997

Интернет – ресурсы: http://russia.rin.ru/guides/6879.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

 В статье представлен материал выступления на  III всероссийских аксиологических чтениях по теме "Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников."В статье рассказ...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

В данной статье раскрываются пути нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...