Статья :Игра в обучении и воспитании младших школьников
статья

Игра занимает важное место в обучении и воспитании младшего школьника. Разберем функции игры и принципы использования игры в обучающем процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туманова В.С., учитель

 начальных классов, воспитатель ГПД

ГБОУ школа №302 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью…

Место и роль игровой технологии в учебном и воспитательном процессах, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

 Наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации человека в игре;
  • коммуникативная игра;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры.

Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую воспитатель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с воспитателем участниками одного процесса.

При организации игры необходимо соблюдать следующие принципы:

  • добровольность участия в игре (если дети не хотят или стесняются, а игра необходима, нужно тщательно продумать мотивировку и подобрать момент для повторной попытки);
  • принцип необходимости и достаточности (не «подстегивать» игру искусственно, если интерес к ней угасает, закончить на «самом интересном месте»);
  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для педагога важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей, но в то же время обязательно наличие игровых моментов необучающего характера для поддержания естественного настроения детей).

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке.

Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций.

Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворной учебной деятельности. Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также, улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности, минуя неблагоприятные тенденции школьного обучения.

Игровые технологии в методической литературе представлены в изобилии (Алябьева Е.А., Антонова Л.Г., Вагапова Д.Х., Введенская Л.А., Волина В.В., Грудцына Н.Г., Кукушин В.С., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Лопухина И.С., Мельникова И.И., Пилипко Н.В., Шварц М.Л. и др.). Учитель, творчески относящийся к работе с детьми, всегда найдет прием, способный вызвать у детей неподдельный интерес и высокий эмоциональный подъем. Важно только не забывать, что игра – не самоцель, а средство нестандартно преподнести учебную проблему, раскрепостить детей, дать им возможность проявить свои способности наиболее ярко, создать ситуацию успеха для каждого.

Литература:

  1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Цитадель, 2001 г. – 460 с.
  2. Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. 1 – 4 классы / Авт.-сост. Л.В. Мищенкова. – Изд. 3-е – Волгоград: Учитель, 2015 - 135 с.
  3. Пидкассистый П.И., Хайдаров Ж.С. "Технология игры в обучении и развитии", М: 1996
  4. Хвостова Е.В. Художественная игра во внеклассной деятельности младшего школьника как средство усвоения опыта общения. //Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и ВУЗе./Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,2006. – С. 163 – 182

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Значение игры в обучении и воспитании младших школьников.

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала радостной порой в жизни каждого? Да, это возможно.Многое зависит от учителя начальных к...

Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»

В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования...

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время ...

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Дети приходят в школу из детских садов, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение. Но игра продолжает играть большую роль в жизни детей младшего школьного ...