Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников
статья (1 класс)

Дети приходят в школу из детских садов, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение. Но игра продолжает играть большую роль в жизни детей младшего школьного возраста.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Дети приходят в школу из детских садов, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение. Но игра продолжает играть большую роль в жизни детей младшего школьного возраста.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми  их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики школьного воспитания и обучения. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль педагога в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Часто ставится вопрос; может ли и должен ли педагог вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В творческой игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Обучение в школе интенсивно обогащает внутренний мир ребёнка. Рассказы учителя, чтение книг о смелых и мужественных людях вызывают у детей желание быть похожими на них. Невозможность приблизиться как-то к притягательному миру взрослых в обычной школьной обстановке компенсируется игрой. Кроме того, у младших школьников сохранилась ещё свойственная дошкольникам склонность к подражанию, которая часто становится мотивом игровой деятельности. Дети играют в то, что видят в окружающей жизни, и активно воспроизводят мир и взаимоотношения взрослых. Часто они копируют поведение родителей и соседей (в играх на бытовые сюжеты), подражают интонациям учителей и воспитателей (в играх в школу). Эта адекватность изображения психологически легко объяснима: старшие являются для детей 7-8 лет своеобразным эталоном взрослости, которому дети, не умеющие ещё критически воспринимать поступки окружающих, охотно подражают.

Младшие школьники эмоциональны и импульсивны. В творческой игре они получают большое удовлетворение от эмоциональных переживаний, связанных с развёртыванием роли, от коллективных игровых cопереживаний.

 Все творческие игры, типичные для младшего школьного возраста, можно подразделить на несколько групп:

  • Игры на бытовые сюжеты – в семью, в гости, в день рождения, в столовую и т.д – характерны для детей 7-9 лет, особенно часто их затевают девочки.
  • Игры на сюжеты из жизни детей – в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку и т.д. – специфичны также для учащихся 1-2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия.
  • Профессиональные сюжеты – в шофёров, врачей, пожарных, строителей, учителей и т.д. Выбор сюжетов этой группы зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей и от впечатлений, которые они получают из жизни, а также из книг и кинофильмов.
  • Игры на героико-романтические сюжеты, самые любимые и интересные для младших школьников. Дети 10-11 лет много читают и у них возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Вместе со своими героями они отважно штурмуют космос, ведут расследования, преследуют преступников… Они мечтают о подвиге и именно творческая игра даёт им возможность пережить и перечувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Отсюда непреходящая и превалирующая увлечённость младших школьников играми на героико-романтические сюжеты: в лётчиков, пограничников, космонавтов, разведчиков, моряков…
  • Игры на сюжеты из книг, кинофильмов и телепередач. Интерес к ним интенсивно возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. В таких играх дети творчески воспроизводят эпизоды, особенно поразившие их воображение. Младшие школьники охотно разыгрывают сюжеты сказок, интересных рассказов, приключенческих книг.

Главное же – в творческой игре содержатся наилучшие возможности для перевода внешних требований учителя во внутренние требования – требования самого ребёнка. Как школьник ребёнок весьма равнодушен к своему внешнему виду, хотя учитель постоянно предъявляет ему требования, делает замечания, но зато как космонавт, пограничник, моряк ребёнок сам следит за своей выправкой – этого требует роль; кроме того, дежурный офицер может сделать ему замечание на утренней проверке, ему могут даже дать наряд вне очереди.

Разыгрывая определённые ролевые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, ребёнок в игровом плане не только переживает события, волнующие его, но добровольно, по собственному побуждению вступает в те отношения с окружающими, совершает те действия, которые отвечают его эмоциональным потребностям. При этом он, будучи увлечён игровой ролью, проявляет активность, деловитость, организаторские способности и другие личностные качества.

Ребёнок 7-10 лет очень нуждается в творческой игре. Она вызывает переживания положительного эмоционального состояния, она вносит бодрый, радостный тон в коллективную жизнь детей, облегчает организацию учебной деятельности и установление доброжелательных отношений между детьми. Всё это создаёт важнейшую предпосылку успеха в обучении и воспитании младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Значение игры в обучении и воспитании младших школьников.

Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала радостной порой в жизни каждого? Да, это возможно.Многое зависит от учителя начальных к...

Статья на тему: «Игра, как средство обучения и воспитания младших школьников»

В статье мы рассмотрим значение игры в обучении и воспитании младших школьников....

Игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Материал будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования...

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников

Можно ли представить себе младшего школьника ничем не занятым? Жажда деятельности, подвижность этого возраста постоянно ищут выхода. Поэтому естественно, что в свободное от обязательных занятий время ...

Статья :Игра в обучении и воспитании младших школьников

Игра занимает важное место в обучении и воспитании младшего школьника. Разберем функции игры и принципы использования игры в обучающем процессе....