урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шевцова Людмила Анатольевна

Формирование  умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Автор: Шевцова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской

Описание материала: предлагаемый конспект урока по русскому языку  по УМК «Школа России» автор Канакина. На уроке реализуется деятельностный подход. Учащиеся организуют работу в группах и парах по плану, который предложил учитель.  

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цель:  формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формировать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.

Формирование регулятивных УУД:

умения планировать, контролировать и оценивать действия.

Задачи:

  1. развивать способности  коллективного/индивидуального планирования, контроля   и оценки действий(совместных действий) в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;
  2. формировать интерес  к творческой(практической) работе;
  3. развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
  4. формировать  навыки  работы по плану, сверяясь с целью;
  5. развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.

Формирование коммуникативных УУД:

Задачи:

  1. умение работать в команде, паре, группе;
  2. умение излагать своё мнение;
  3. умение участвовать в диалоге;
  4. умение понимать и принимать позицию другого;
  5. умение создавать устные и письменные тексты;
  6. использовать речевые средства;
  7. предотвращать и преодолевать конфликты.

Формирование познавательных УУД:

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;
  2. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;
  3. Развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией;
  4.  Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать,  сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать;
  5. Развивать умение представлять информацию.

Формирование личностных УУД:

Задачи:

  1. строить отношения с коллегами в группе;
  2. пользоваться правилами поведения;
  3. осознавать и называть свои личные качества;
  4. признавать свои успехи и неудачи.

Цели урока по линиям развития личности

1. Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма

2. Развивать умение находить  способ действия

Обязательный минимум содержания

Вводимые на уроке понятия:

орфограмма

Предметное умение – видеть проверяемый и непроверяемый безударный гласный звук в корне слова, уметь находить способ проверки безударного гласного проверяемого ударением.

Оборудование: 

  1. Карточки с заданиями
  2. Картинки к загадкам и карточки со словами.

Ход урока

 I этап:  Организационный момент 1 мин.

Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пенал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.

II этап: Актуализация знаний 3-4 мин.

Ребята вы любите загадки? (да)

На мне колючие иголки,

 Но я не пихта и не ёлка.

 Стройна, прекрасна, зелена

 Весь год красавица ... . (Сосна)

Не заботясь о погоде,

 В сарафане белом ходит,

 А в один из тёплых дней

 Май серёжки дарит ей.  (Береза)

На доске учитель вывешивает картинки.

-Можно ли допустить ошибку при записи этих слов? Почему? Докажите.  (В этом слове есть опасное место в корне, т.к.  не падает ударение на гласный звук.  Можно записать в корне слова СОСНА букву А, в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Учитель вывешивает карточки со словами на доске.

Запишите эти слова в тетрадь.

Проверьте,  правильно ли записаны слова у вас в тетради.

Чем отличаются эти  безударные гласные в корне слова. (Проверяемый гласный звук в слове СОСНА и непроверяемый гласный звук в слове БЕРЁЗА.)

III Проблема, цель:

-Сегодня на уроке вы узнаете, как называется опасное место.

Зачем нам надо уметь находить и видеть опасное место?  (Нам надо уметь находить опасное место в словах для того, чтобы писать без ошибок, грамотно)    

Грамотность – это вежливость автора по отношению к читателю.

Кто является читателем, а кто автором (SMS, записки, письма и т.д.)

IV План урока:

Мы будем работать на уроке по плану:

  1. «Опасное место» или ….
  2. Составить предложение.
  3. Составить текст.
  4. Волшебный словарик.

V Открытие нового знания:

  1. Выбери слово, которым,  по-вашему мнению называют  «опасные места»

в словах. Карточки на доске:

- синоним

- орфограмма

- глагол

(глагол или орфограмма)

Проверим по учебнику  на стр. 109  (правило, обратим внимание)

А почему называют «опасное место» орфограммой вы можете узнать, если прочитаете «страничку для любознательных» по учебнику на стр.110.  

Физминутка.

Я буду называть слова. Если  слово с непроверяемой  орфограммой  - прыгайте, если с проверяемой – хлопайте в ладоши (водичка, яблоко, земля, корова, ворона, пчела, заяц, петух, дрозды)

VI Самостоятельная работа: 20 мин.

  1. Для выполнения следующей части нашего плана вам необходимо

объединиться в группы.

Возьмите лист № 1 с заданием. Задания на карточках.

Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 5 мин.

(Cоставьте предложение, запишите. Найдите слова с орфограммой безударный гласный звук в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением). Учащимся предлагается 4 варианта заданий.

трещит, озёрах, на, лёд, лесных

траву, в, лиса, легла

в, река, текла, лесах

лесной, тихо, на, осенью, полянке

  Проверка:

  1. Проверка слов с безударным гласным
  2. Прочитайте ещё раз предложения и скажите, получился ли у вас тексn? (Нет, т.к. текст – это два или больше предложений связанных по смыслу...)

Физминутка.  

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.

  1. Для выполнения следующей части нашего плана, возьмите лист № 2 с заданием. Задания на карточках.

Прочитайте задание. Есть вопросы, если нет, то приступайте. Время для выполнения 7 мин.

(Задание:  Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением.  Слова запиши в тетрадь.)

Расположи предложения так, чтобы они составили текст. Найди по одному слову с орфограммами безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением.  Слова запиши в тетрадь.

  • Вот прилетели родители.
  • Птицы громко трещали.
  • Оно сделано из прутьев, глины и травы.
  • В гнезде трое грачат.
  • Грачи стали кормить птенцов живыми червяками.
  • На берёзе грачиное гнездо.

Проверка:

  1. На экране проверка структуры текста.
  2. Зачитать выписанные слова, доказать проверяемую орфограмму.

VII Повторение и закрепление:

  1. Последняя часть нашего плана – «Волшебный словарик»

(Отгадать метафоры:  НОС, ГЛАЗА, ЯЗЫК) 

Узнайте слово по фразе.

  1. Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)
  2. Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)
  3. Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он  

может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку.(язык)

В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.

В каком слове есть проверяемая орфограмма,  а в каком  непроверяемая орфограмма.  Почему вы не назвали слово НОС?

 Проверка выполнения плана.

VIII   Итог урока:

С каким понятием познакомились?

(Выбор из трех слов: синоним, орфограмма, глагол)

 (проверяемая и непроверяемая орфограмма)

А теперь узнайте слово по фразе.

  1. Его вешают, приходя в уныние, или задирают от гордости. (нос)
  2. Иногда в них пускают пыль или делают большими? (глаза)
  3. Его можно «Проглотить», когда не желаешь о чём-то говорить или он  

может быть хорошо подвешен, когда болтаешь без умолку.(язык)

На доске карточки со словами.

В каждом разгаданном слове, учащиеся должны объяснить наличие и вид орфограммы.

IX  Домашнее задание: 

Д/З по – выбору.

Учебник стр.110, упр.174 или 175.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне" 2 класс.

Презентация используется на  этапе актуализации знаний, способствует развитию мыслительных операций учащихся....

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

Урок русского языка «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»....

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы» УМК "Школа России"...

Урок русского языка и окружающего мира "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Мир животных (фауна - птицы, рыбы, насекомые, звери)".

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира  во 2 классе.Образовательная цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый гласный в корне слова, проверять безудар...