Обучение грамоте "Буква Д"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Логунова Галина Анатольевна

технологическая карта урока и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по обучению грамоте в рамках районного методического дня учителей начальных классов Логунова Галина Анатольевна Учитель начальных классов МОБУ Увальская СОШ

Слайд 6

[ д ] [ д '] согл., тв. мяг., звон., парн.

Слайд 7

Этот домик – буква Д В домике – окошко. Из трубы идёт дымок А в окошке - кошка . Д д

Слайд 9

д а е д д о и д д у у д д и о д д ы д е

Слайд 10

Даша дым дети домик дело Дима Денис душ

Слайд 11

Д и ма д е ти д е ло Д а ша д о мик д ы м д у ш

Слайд 13

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

Тема

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д д, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающему миру

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из текста, иллюстрации; логические -  характеризуют звуки [д], [д'] и буквы Д д.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы Д д; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова; рассказ, пословица, предложение, загадка.

Образовательные ресурсы

Итерактивная доска SMART. Счетные палочки. Презентация.

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,

Мы – старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

- Проверим готовность к уроку (слайд 1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный, Наблюдение учителя

П. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

- Как дудят в дудочку?

- Какой звук слышится, когда звенит колокольчик? (слайд 2-5)

-Ду-ду-ду...

- Динь-динь-динь...

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

- Какой первый звук вы сейчас произнесли?

- Давайте сформулируем учебную задачу урока (слайд 6)

-[д],[д'].

- Познакомимся со звуками [д], [д'] и буквой, обозначающей их на письме

Вместе с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слов

Фронтальная. Словесный. Беседа, анализ слов

Предметные картинки с изображением гвоздей и цифры «2», под которыми начерчены схемы к этим словам.

- Рассмотрите картинки, выделите из слов, обозначающих предметы, звуки [д], [д'].

- Выполните слого-звуковой анализ слов «гвозди», «два»

Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов.

- В слове гвозди звук [д'] -согласный, звонкий, мягкий, а в слове два - звук [д] - согласный, звонкий, твердый

Выделяют звуки [д], [д'] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Фронтальный. Устные ответы

2. Игра «Узнай звук»

Коллективная.

Словесный.

Игра

- Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д'], хлопайте

в ладоши.

- Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым

Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д']

Распознают звуки [д], [д'] в словах

Коллективный. Игра

3. Знакомство с буквой Д

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

- Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д'] на письме?

- На что похожа буква (дэ) Д?

Этот домик буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

(слайд 7)

- Выложите букву Д из палочек (слайд 8)

Находят букву Д на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают буквуД

Находят букву Д на «ленте букв», определяют ее место среди других букв.

Моделируют ее из счетных полочек

Фронтальный. Устные ответы.

Моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Сначала буду маленьким (присаживаются),

 К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим (встают, поднимают руки вверх и потягиваются),

 До лампы дотянусь

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

 4. Чтение слогов-слияний (учебник, с. 105)

Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение

- Прочитайте слоги.

- В каких слогах звук [д'] - мягкий, а в каких слогах [д] - твердый? (слайд  9)

Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [д'] и твердым звуком [д]. Читают слова

Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д'], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука

Коллективный.        Чтение

5. Родственные слова (учебник, с. 105)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа

- Прочитайте слова. Сравните их. Что в них общего? (слайд 10)

Читают слова. - Одинаковая часть слова, слова родственные

Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, делают вывод, что слова- родственные

Фронтальный.         Устные ответы, чтение

6. Просмотр видеоролика «Мудрая сова»

Коллективная.

Словесный.

-Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Днём спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Сова.)

- Сегодня к нам в гости пришла мудрая Сова и принесла интересное задание. Мудрая Сова прочитает вам стихотворение, а вы должны внимательно послушать и запомнить слова, в которых встречается звук [д], [д’]

Смотрят.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.  

На слух различают звуки

Фронтальный.         Устные ответы

7. Работа с текстом (учебник, с. 105)

Фронтальная Словесный, практический. Чтение, беседа

- Прочитайте текст плавно, соединяя слоги в слова.

- Кем работает папа у Димы и Нади?

- Какую работу они выполнили?

- Где теперь идут поезда? (слайд 11)

Читают текст. Отвечают на вопросы

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный.        Устные ответы, чтение

8. Работа с иллюстрацией

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

- Рассмотрите рисунок. Назовите предметы, изображенные

на рисунке.

- Придумайте рассказ на тему «Клад найден». Используйте слова: море, сокровище, корабль, водолазы, подводный мир

- Водолазы, медуза, раковина, жемчужины, сундук, осьминог, рыбы, морская звезда, клад. Рассматривают рисунок. Составляют рассказ

Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения

Фронтальный.        Устные ответы, рассказ

Физкультминутка под музыку

Коллективная. Практический

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок (слайд 12)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа с пословицами (учебник, с. 104)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

- Прочитайте пословицы нас. 104.

- Объясните смысл пословиц.

- Найдите в них букву Д

Читают, объясняют смысл пословиц, находят в предложениях букву Д

Анализируют пословицы, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

2. Работа со скороговорками (учебник, с. 106)

Групповая. Словесный. Беседа, чтение, рассказ скороговорок

- Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

- Какие звуки повторяются?

Читают в медленном и быстром темпе. Называют повторяющиеся звуки

На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их

Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок

3. Многозначные слова (учебник, с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

- Прочитайте предложения, рассмотрите рисунки. Какое слово звучит одинаково, но имеет разные значения?

Читают, рассматривают рисунки, находят слово -звезда.

- Звезда: небесная, морская, символ

Понимают смысл прочитанного. Определяют значение слова, опираясь на текст и рисунки

Фронтальный.         Устные ответы

4. Отгадывание загадок (учебник, с. 106)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Отгадайте загадки в «Азбуке».

- Найдите отгадку на рисунке

Слушают загадки, находят отгадки на рисунке

Анализируют загадки, определяют, о чем идет речь. Соотносят загадку с рисунками

Фронтальный.          Устные ответы

5. Работа с текстом (учебник, с. 106)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

- Прочитайте текст.

- Что сделал Тима?

- Что после обеда делает Лида?

- Что она ставит на полку?

Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы

Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Фронтальный.          Устные ответы, чтение

 VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный.

Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?  Что вызвало затруднение?

Спасибо за урок (слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...