Конспект урока "Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока "Твердые и мягкие согласные звуки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»

Конспект урока русского языка

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

(1 класс)

Автор: учитель первой категории

Соловьева Валентина Николаевна

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Цели:

    Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

   Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

   Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике  в устной и письменной речи

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, наглядное пособие «Добрые волшебники Города Звуков – Тим и Том».

Ход урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

              Включение в деловой ритм. Психологический настрой: разминка «Солнышко».(Дети встают в круг, взявшись за руки).

- Ребята, солнышко к нам заглянуло. Солнышко круглое. Руки в стороны, руки вперёд перевели, изобразили руками круг, похожий на солнышко. Вновь руки в стороны, и вновь делаем круг, похожий на солнышко. А теперь улыбнулись друг другу и тихо сели за парту.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков

Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим и Том.

- Произнесите каждое имя. Что заметили?

- Какими звуками различаются?

- Одинаковые или разные звуки в этих именах?

- Назовите первые в имени Том.

- А первый звук в имени Тим.

(Первые звуки разные: -т и –ть).

        - Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть и братья совсем не похожи друг на друга.

- Давайте вместе скажем  т.

- Какой он?

(Твёрдый).

- Скажем звук  Т. Какой он?

(Мягкий).

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные, которые любит Том?

(Твёрдые).

- Как называются согласные, которые любит Тим?

(Мягкие).

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Так над какой темой урока мы будем работать?

(Твёрдые и мягкие согласные).

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные).

4. Обобщение и систематизация знаний.

1) Проблемная ситуация «Как обозначить на письме мягкость согласных?»

         - Тим и Том любят играть вместе. Вчера они очень хорошо поиграли гласными буквами. А сегодня не могут разобраться, какие гласные Тима, а какие Тома и поэтому сердятся друг на друга.

- А мы с вами можем помочь    нашим братьям?

- Что можете предложить, как распределить гласные между Тимом и Томом?

2). Построение проекта выхода из затруднения. Дифференциация гласных 1 и 2 разряда. Составление таблицы.

        На экране два столбика слогов; читают слоги парами.(Электронное приложение – презентация)

на – ня

во – вё

ру – рю

тэ – те

мы – ми

- Как произносится согласный звук в первом столбике – твёрдо или мягко? Какие это согласные?

(Твёрдые).

- Как произносится согласный звук во втором столбике? Какие это согласные?

(Мягкие).

- Какие гласные обозначают твёрдость предыдущего согласного?

(А, о, у, э, ы).

- Какие согласные обозначают мягкость согласного?

(Я, ё, ю, е, и)

Составляется таблица гласных детьми на доске.

3). Работа с правилом в учебнике.

- Сделайте вывод, какая работа у гласных 1 ряда, 2 ряда?

- Прочитаем правило на с. 82.

- Ребята, кто заметил в правиле ещё одну букву, которая смягчает согласные? 

(Ь – мягкий знак).

5. Физкультминутка. Игра «Делай как я!»

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Упражнение в различении согласных в словах. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

         Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово  - Тома, другое – Тима.

рад – ряд

мал – мял

лук – люк

был – бил

ров – рёв

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

- Вставьте по смыслу эти же слова в предложения. У каждой группы свои предложения.

  • Ученик рад хорошей оценке.
  • Алёша попал в первый ряд.
  • Гриша залез на ель.
  • Слава ел пельмени.
  • Вова мял кусок глины.
  • Дима мал.
  • Мальчик был грубияном.
  • Бил маленьких ребят.
  • Буратино нёс золотой ключик.
  • Он любил всюду совать свой нос.
  • Зелёный лук очень полезен.
  • Мяч упал в люк.
  • От мороза красный нос.
  • Я дрова для печки нёс.
  • Выкопали глубокий ров.
  • Дети подняли рёв.

7. Гимнастика для глаз.

1. Несколько раз посмотрите вверх, вниз, вверх, вниз.

2. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.

3) Словарная работа. Звуко-буквенный анализ слов-отгадок.

- Отгадайте загадки.

1. Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает.            (Воробей).

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

 А от голода – кора.          (Заяц).

 - Скажите, какую букву запоминаем в отгадке?

- Проанализируйте слово: сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных твёрдых и мягких.

Воробей – 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласные, 4 согласные:

в, р – твёрдые, б, й – мягкие.

Заяц – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, 2 гласных, 3 согласных:

З, ц – твёрдые, й – мягкий.

- Составьте предложение со словом воробей.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- С помощью чего мы обозначаем на письме мягкость и твёрдость согласных?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».

- Оцените своё настроение. Какое оно у вас: весёлое, грустное, спокойное? Покажите своего смайлика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Твёрдые и мягкие согласные звуки Учитель начальных классов МБОУ Серго-Ивановская основная школа».» Соловьёва В .Н.

Слайд 2

НА – НЯ ВО – ВЁ РУ – РЮ ТЭ – ТЕ МЫ – МИ

Слайд 3

РАД – МАЛ – ЛУК – БЫЛ – РОВ – Р Я Д М Я Л Л Ю К Б И Л Р Ё В

Слайд 4

УЧЕНИК ХОРОШЕЙ ОЦЕНКЕ. АЛЁША ПОПАЛ В ПЕРВЫЙ . ГРИША ЗАЛЕЗ НА СЛАВА ПЕЛЬМЕНИ. РАД РЯД ЕЛЬ . ЕЛ

Слайд 5

ВОВА КУСОК ГЛИНЫ. ДИМА . МАЛЬЧИК ГРУБИЯНОМ И МАЛЕНЬКИХ РЕБЯТ. МЯЛ МАЛ БЫЛ БИЛ

Слайд 6

БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК. ОН ЛЮБИЛ ВСЮДУ СОВАТЬ СВОЙ . ЗЕЛЁНЫЙ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗЕН. МЯЧ УПАЛ В . НЁС НОС ЛУК ЛЮК

Слайд 7

ОТ МОРОЗА КРАСНЫЙ . Я ДРОВА ДЛЯ ПЕЧКИ . ВЫКОПАЛИ ГЛУБОКИЙ . ДЕТИ ПОДНЯЛИ . НОС НЁС РОВ РЁВ

Слайд 8

В РОБЕЙ О

Слайд 9

ЗА Ц Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов

Презентация к уроку по теме "Роль твёрдых и мягких согласных звуков в различении слов". Программа "Перспектива", 2 класс...

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

Конспект русского языка "Мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока русского языкаТема: «Мягкие согласные звуки их обозначение на письме»  Цели деятельности учителя: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных з...